Содержание
-
- Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии
- Русский экзистенциализм
- pptcloud.ru
-
Русский экзистенциализм
- Л. И. Шестов (1866-1938)
- Н. А. Бердяев (1874-1948)
-
Л. И. Шестов (1866-1938)
- Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь) (1900)
- Достоевский и Ницше (Философия трагедии) (1903)
- Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления) (1905)
- Власть ключей (1923)
- На весах Иова (Странствования по душам) (1929)
- Афины и Иерусалим (1938)
- Киркегард и экзистенциальная философия (опубл. 1939)
- Основные сочинения
-
Л. И. Шестов. Гносеология абсурда
- Разум – величайший враг истины.«Истины» разума порабощают,а не освобождают мысль.
- Это звучит абсурдом,но в мире абсурда абсурдность –скорее показатель истины, чемпризнак недомыслия и заблуждения.
- Основные методы разумногопознания – закон противоречия и закондостаточного основания (в формепричинности или целесообразности).
- Исходя из них разум стремитсяпредставить всё совершающеесякак необходимое,тем самым оправдывая его.
-
Л. И. Шестов. Онтология абсурда
- Разум создаёт, таким образом, неприемлемую картину мира: одновременно и ложную, и безнравственную.
- Ибо наш мир во зле лежит:несправедливость и зло господствуют в нём над справедливостью и добром.
- Реальнейшее есть нечто, прямо противоположное миру ноуменальных сущностей – бытие как бездонное, тайное, неслыханное, неожиданное, обитающее в единичном, случайном, временном, не принятом в расчёт sub speciae aeternitatis.
-
Л. И. Шестов. Этика абсурда
- Традиционная философия стремится стать «наукой», но человеку нужна «не истинная, а лучшая философия».
- Поэтому эллинской мудрости надо противопоставить иерусалимскую жажду живого Бога.
- Ведь невозможное для человека возможно для Бога: Бог может изменить даже прошлое.
- Внимание, не соблазняющееся жаждой универсального понимания, не желающее становиться «знанием», есть вера – «второе измерение мышления».
- «Истины» разума требуют слепого повиновения своей безличной необходимости; вера предполагает личную свободу и отвагу.
-
Н. А. Бердяев (1874-1948)
- Философия свободы (1911)
- Смысл творчества: Опыт оправдания человека (1916)
- О назначении человека: Опыт парадоксальной этики (1931)
- Я и мир объектов: Философия и одиночества и общения (1934)
- О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии (1940)
- Русская идея: Основные проблемы русской мысли (1946)
- Истоки и смысл русского коммунизма (1955)
- Основные сочинения
-
- Творчество и объективация
- Смысл творчества
- Дуализм духа и природы; «порча бытия»
- Познание духа и познание природы
- Свобода
- Свобода и детерминация
- Свобода и Ничто
- Бог и свобода (трагическая теодицея)
- Этика
- Этика закона, этика искупления, этика творчества
- Преодоление морализма
- Всеобщее спасение
- Философия истории
- Кризис культуры
- «Новое средневековье»
- Судьба России
- Творчество и объективация
-
Творчество и объективация. Смысл творчества
- Выход из антиномии величия и ничтожества человека –в обожении человека и очеловечивании Бога, в Богочеловечестве.
- Человеческое творчество должно стать как бы продолжением миротворения, ибо, творя, человек уподобляется Богу-Творцу.
- Традиционное богословие чересчур унижало человека, чересчур сосредоточивалось на учении о человеке как рабе Божием и мало замечало другую сторону христианского учения – богоподобие человека.
- Спасение человека от греха есть только предварительная цель; конечная цель заключается не в спасении, а в творчестве.
-
- Не творчество должнымы оправдывать,а, наоборот,творчествомдолжны мыоправдывать жизнь.
- Творческий актесть самоценность,не знающая над собойвнешнего суда…Культ святостидолжен бытьдополнен культомгениальности.
-
Творчество и объективация. Дуализм духа и природы – «Порча бытия»
- Дух – это активность, творчество, а природа – пассивность, предметность, материальность.
- Мир объектов лишён глубины, присущей Духу:
- Дух есть «ноумен», «вещь в себе»,
- природа же – лишь «феномен», явление.
- Изначально бытие было чисто духовной реальностью, но в этом первичном бытии произошла «порча», падение: Дух стал отчуждённым от самого себя.
- Ошибочно полагать, что объективация имеет место лишь в познавательной сфере; она происходит в самом бытии: объективация – это лишь гносеологическая категория для обозначения падшести бытия.
-
Творчество и объективация. Познание духа и познание природы
- Царство духа можетпознаваться лишь интуитивно,мистическим опытом.
- Познание природы, «мира объектов»всегда носит внешний характер.
- В результате объективациимы отождествляем реальность с тем,что на самом деле вторично(объективировано).
- В реальности же первичного, необъективированного, нерационального мы, напротив, сомневаемся.
-
СвободаСвобода и детерминация
- Человек сотворён для свободы,
- но его изначальная свободавступает в противоречие
- с природнойдетерминацией,
- с обществом,стремящимсяподчинить личное,неповторимоеобщему стандарту,
- с Богом.
-
Свобода. Свобода и Ничто
- Изначальная (иррациональная)свобода не сотворена Богом,она предвечно укоренена в Ничто.
- За дуализмом экзистенциальногосубъекта и мира объективациикроется более глубокий дуализмБога-Творца и несотворённой свободы.
- Человек поэтому есть не только«дитя Божие», но и дитя свободы(небытия, «меона»).
- Этим объясняется непреодолимоевлечение ко злу, иррациональныепорывы к разрушению.
-
Свобода. Бог и свобода (трагическая теодицея)
- В сотворённом мире, и особенно в душе человека, происходит борьба между Богом и свободой.
- Миф о грехопадении свидетельствует о бессилии Творца предотвратить зло, исходящее из свободы, которой Он не сотворил.
- Бог вторично действует в отношении мира и человека, но он нисходит в мир уже не как Творец, а как Спаситель. Божественное самораспятие должно победить меоническую свободу просветлением её изнутри – без насилия над ней.
- Эта трагическая теодицея не даёт никаких гарантий победы Бога над иррациональной свободой, но одушевляется верой в эту победу.
-
Этика. Этика закона
- Этика закона – низшая, хотя и необходимая ступень морального сознания.
- Это, по преимуществу, «отрицательная этика», состоящая из кодексов запретов – заповедей, табу, вето.
- Без этих запретов человек рискует вернуться в животное состояние.
- Но этика закона как бы проходит мимо личности и создаёт фарисейскую психологию «законничества», вырождающуюся нередко в лицемерие и ханжество и порождающую «фанатизм добра» с типичным для него садистским комплексом («кошмар злого добра»).
-
Этика. Этика искупления
- Этика искупления – благодатная этика всепрощения, любви и сострадания.
- Но она легко вырождается в «трансцендентный эгоизм» – исключительную заботу о спасении собственной души, что может породить религиозный мазохизм и засушить корень любви к ближнему.
-
Этика. Этика творчества
- Творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику.
- Творец оправдывается своим творчеством.
- Страх наказания и страх вечных мук не может играть никакой роли в этике творчества.
- Сублимация, или преображение страстей, означает освобождение страсти от похоти и утверждение в ней свободной творческой стихии.
- Творец всегда бескорыстен: он забывает о себе и любит своё творение, как Бог любит мир.
- В творчестве человек становится свободным соучастником миротворения – «меньшим братом Божиим».
-
Этика. Преодоление морализма
- Плохо, что возниклоразличие между добром и злом,но хорошо проводить это различие,раз оно возникло;плохо проходить через опыт зла,но хорошо распознаватьдобро и злона основе этого опыта.
-
- Мир идёт от первоначальногонеразличения добра и злачерез резкоеразличение добра и злак окончательномунеразличению добра и зла,обогащённомувсем опытом различения.
-
Этика. Всеобщее спасение
- Мораль высшего добравовсе не означаетбезразличия к добру и злу,не означает терпимости ко злу.
- Она требует большего,а не меньшего:она стремится к просветлениюи освобождению злых.
- Спасение невозможно, еслихоть одна душа мучается в аду.Никто не может быть спасёнв изолированности от других.
-
- Нравственное сознание началось с Божьего вопроса:
- “Каин,где брат твойАвель?"
-
- Оно кончится вопросом:
- “Авель,где брат твойКаин?"
-
- Спасение может быть лишь соборным.
- Ад есть именно изоляция от других.
- Трагедия ада заключается не в том, что Бог не может простить грешнику его грехи, но в том, что сам грешник не может простить их себе.
- Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество, где голос совести, заглушённый при жизни, жжёт грешника страшным неугасимым огнём самоосуждения.
-
- Идея ада должна быть совершенноосвобождена от всех ассоциаций, связанных с перенесением на небопринципов уголовного права.Ад, как субъективная сфера,как погружение душив её собственную тьму,есть имманентный результатгреховного существования,а совсем не трансцендентноенаказание за грех.Ад и есть невозможностьперейти к трансцендентному,есть погружённость в имманентное.
-
Философия истории. Кризис культуры
- Первоистоки современного кризиса – в отпадении человечества от христианства и гуманизма.
- Христианство дало человечеству благую весть о Царстве Божием, гуманизм впервые осознал свободу человека и ценность этой свободы.
- Но современное человечество отвернулось и от Царствия Божия ради мечты о царстве человеческом, и от свободы, предпочитая ей мечту о сытом довольстве.
- Вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, самая устремлённость которой антирелигиозна и антиперсоналистична. Вместо образа и подобия Божия человек становится образом и подобием бездушной машины.
- Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить господство человека над природой, но эти силы властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу.
-
Философия истории«Новое средневековье»
- Однако мания свободы в отрыве от Бога диалектически приводит к худшим формам рабства, а гуманизм, будучи оторван от его религиозного первоисточника, – к дегуманизации и бестиализации человека.
- В условиях относительного благоденствия человеческий дух засыпает, самодовольная личность деперсонализируется, и в результате буржуазная культура, будучи не в состоянии выдержать натиска «нового варварства», оказывается лишь переходной формой от чистого гуманизма к «новому средневековью».
- Это «новое средневековье» гораздо хуже прежнего, ибо тогда христианская идея предохраняла личность от разложения. Теперь же тип монаха и рыцаря уступаетместо типуторгаша и шофёра с тем, чтобы, в свою очередь, уступить место типу комиссара и чекиста, тиранящего народ во имя народной воли.
-
Философия истории. Судьба России
- Коммунизм есть Немезида капитализма и порождён материалистическим духом капитализма.
- Большевизм силён своей критикой лжи буржуазной культуры, но не в силах создать своей положительной культуры, ибо он сам заражён материализмом, порождённым буржуазией; большевизм силён своим разрушением, а не творчеством.
-
- Русский народ не можетсоздать срединногогуманистического царства,он не хочет правовогогосударства в европейскомсмысле этого слова <…>Он хочет или царства Божьего,братства во Христе, илитоварищества в Антихристе,царства князя мира сего.
-
- Вопросы?
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.