Содержание
-
Античный скептицизм
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
pptcloud.ru
-
Античный скептицизм
- Пирронизм
- Пиррон: воздержание от суждений
- Энесидем: недостоверность чувственного восприятия
- Зависимость восприятия от строения организма
- Зависимость восприятия от особенностей индивидов
- Различия в восприятии разными органами чувств
- Зависимость восприятия от внешних условий
- Агриппа: недоказательность рассуждения
- Троп дурной бесконечности (удаления в бесконечность)
- Троп произвольного допущения (предположения)
- Троп порочного круга (взаимодоказуемости)
- Секст Эмпирик: систематизация скептицизма
- Академический скепсис: истина и вероятность
-
Пиррон ок. 365- ок. 275
Средняя Академия
Новая Академия
- Старшие скептики
- Младшие скептики
- Поздний пирронизм
- Энесидем I в. до н.э. (?)
- Агриппа I в. до н.э. - I в. н.э. (?)
- Секст Эмпирик II в. н.э.
- Академический скепсис
- Аркесилай 315-241
- Карнеад 214/13-129/28
- Тимониз Флиунта 325/20-235/30
- Клитомах 187/86-110/09
-
- Милет
- Эфес
- Элея
- Абдеры
- Афины
- Стагира
- Кирена
- Синопа
- Китий
- Солы
- Рим
- Элида
- Кносс
- Александрия
- Питана
- Карфаген
- Флиунт
-
- Секст Эмпирик. Против учёных
- Две книги против логиков
- Две книги против физиков
- Против этиков
- Против разных наук (6 книг)
- Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений
- Секст Эмпирик(II в. н.э.)
Основные сочинения
-
Пиррон Воздержание от суждений
- Каковы вещи по своей природе?
- Как нам следует к ним относиться?
- Что для нас из этого проистекает?
- Природа вещей не постижима.
- Поэтому к ним следует относиться равнодушно.
- Из такого отношения вытекает атараксия(невозмутимость).
-
Эпохé(греч.,εποχή) – остановка,прекращение,воздержание от суждения.
Атарáксия(греч., αταραξία,от ταραχή,волнение, тревога) –невозмутимость,безмятежность.
Изостéния(греч.,ίσοσθένεια) –равносильность(противоположных суждений).
Скептик(греч.,σκεπτικός),– склонный к рассмотрению,обдумыванию,размышлению.
Ни о чём нельзя сказать, что оно есть в большей степени одно,чем другое.
Нельзя отличить ложное суждение от истинного,так как у нас нет критерия истины.
-
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
-
Чувственное восприятие представляет собой процесс получения информации субъектом об объекте.
Первые пять тропов выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей субъектов.
Следующие четыре тропа выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей объектов.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места,в котором они находятся.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места,в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места,в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места,в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.
Последний (десятый) троп подводит итог.
-
Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Вещи представляются различными в зависимости от места,в котором они находятся.
Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.
Всякая вещь воспринимается не сама по себе, а относительно других вещей, в том числе относительно воспринимающего.
-
Агриппа Недоказательность рассуждения
A>B A>C C>B A>D D>C C>E E>B A>F F>D D>G G>C C>I I>E E>J J>B
Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу.
Троп удаления в бесконечность: всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.
-
Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу.
Троп удаления в бесконечность: всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.
Троп относительности: все утверждения относятся не к вещам, каковы они сами по себе, а к вещам, каковы они по отношению к другим вещам и по отношению судящему.
Троп предположения: избегая удаления в бесконечность, догматики исходят из положений, произвольно (т.е. без основания и доказательств) принимаемых за истинные.
Троп взаимодоказуемости: всё, приводимое в доказательство, истинно лишь постольку, поскольку истинно то, что доказывается с его помощью.
-
Агриппа Троп порочного круга
- Сократ смертен
- Все люди смертны
- Сократ –человек
- Аристотель смертен
- Платон смертен
- Диоген смертен
- Сократ смертен
- …
-
Секст Эмпирик Систематизация скептицизма
Мы можем познавать либо с помощью чувств,либо с помощью разума.
Но, как показывают тропы старших скептиков,чувственное восприятие не содержат в себе критерия истины.
Как показывают тропы младших скептиков,логическое мышление также не содержат в себе критерия истины.
Следовательно,критерия истины нет вообще.
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.