Содержание
-
Философия Аристотеля
Онтология
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
pptcloud.ru
-
Философия Аристотеля Онтология
- Критика платоновской теории идей (эйдосов)
- Претензии общего характера
- Ненаучный характер основных понятий теории
- Претензии формально-логического характера
- Противоречия между определением и применением понятия эйдоса
- Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
- Проблема эйдосов для эйдосов
- Претензии общефилософского характера
- Удвоение (умножение) действительности
- Отрыв сущности вещи от самой вещи
- Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления
- Онтология Аристотеля («Метафизика»)
- Сущее и его виды (десять категорий)
- Учение о материи и форме (гилеморфизм)
- Учение о причинности (четыре вида причин)
- Возможность и действительность
-
Философия АристотеляОнтология
Метафизика
- О душе
- Органон
- Категории
- Первая аналитика
- Вторая аналитика
- Топика
- Физика
- Никомахова этика
- Политика
- Поэтика
- Аристотель(384-322)
- Основные сочинения
-
Философия Аристотеля
- Милет
- Эфес
- Элея
- Абдеры
- Афины
- Стагира
-
Критика платоновской теории идей
- Претензии общего характера
- Ненаучный характер основных понятий теории
- Понятие «причастности»
- Понятие «образца»и метафора «подражания»
- Претензии формально-логического характера
- Противоречия между определением и применением понятия эйдоса
- Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством)
- Эйдосы отрицаний
- Эйдосы преходящего
- Эйдосы отношений
- Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
- Проблема эйдосов для эйдосов
- Претензии общефилософского характера
- Удвоение (умножение) действительности
- Отрыв сущности вещи от самой вещи
- Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления
-
Критика платоновской теории идей Ненаучный характер основных понятий теории
… Всё остальное не может происходитьизэйдосов ни в одном из обычныхзначений «из». Говорить же, что ониобразцы и что всё остальное импричастно, – значит пустословить иговорить поэтическими иносказаниями.В самом деле, что же это такое, чтодействует, взирая на идеи? Ведь можнои быть, и становиться сходным с чемугодно, не подражая образцу; так что,существует ли Сократ или нет, можетпоявиться такой же человек, как Сократ;и ясно, что было бы то же самое,если бы существовал вечный Сократ.
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Эйдосы неприродных вещей
... Эйдосы получаютсяи для того, для чего,как мы полагаем, их нет.Ведь по«доказательствам от знаний»эйдосы должны были быиметься для всего,о чём имеется знание; …
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Эйдосы отрицаний
… на основании доводаотносительно«единого во многом»они должны были быполучаться и дляотрицаний, …
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Эйдосы преходящего
... а на основании довода, что«мыслить что-то можнои по его исчезновении» –для преходящего:ведь о нём может [остаться]некоторое представление.
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Эйдосы отношений
Далее… одни признаютидеи соотнесённого,о котором мы говорим,что для него нетрода самого по себе;другие приводят доводотносительно«третьего человека».
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Предицирование эйдосов и «Третий человек»
Однако и здесь, [в мире чувственновоспринимаемого], и там, [в миреидей], сущность означает одно итоже. Иначе какой ещё смысл имеетутверждение, что есть что-то помимоокружающих нас вещей, – единое вомногом? Если же идеи и причастныеим вещи принадлежат к одному и томуже виду, то будет нечто общее им...Если же вид для идей и причастныхим вещей не один и тот же, то у них,надо полагать, только имя общее…
Аристотель.«Метафизика».
-
- Сократ
- человек
- Платон
- человек
- человек
- [Второй]человек
- [Третий]человек
- человек
- Платон
- Аристотель
-
Критика платоновской теории идей Эйдосы для эйдосов
... Эйдосы должны были бы бытьобразцами не только длячувственно воспринимаемого,но и для самих себя, напримеррод – как род для видов;так что одно и то же было быи образцом, и уподоблением.
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Удвоение действительности
… Те, кто причинами признает идеи,в поисках причин для окружающих насвещей прежде всего провозгласилидругие предметы, равные этим вещампо числу, как если бы кто, желаяпроизвести подсчёт, при меньшемколичестве вещей полагал, что этобудет ему не по силам, а, увеличив ихколичество, уверовал, что сосчитает.В самом деле, эйдосов примерностолько же или не меньше, чем вещей,в поисках причин для которыхони от вещей пришли к эйдосам,ибо для каждого [рода]есть у них нечто одноимённое…
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Умножение действительности
… Должно было бы бытьмножество образцовдля одного и того же,а значит, и множество его эйдосов,например для «человека» –«живое существо»и «двуногое»,а вместе с тем ещё исам-по-себе-человек.
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Отрыв сущности вещи от самой вещи
… Следует, по-видимому,считать невозможным, чтобыотдельно друг от другасуществовали сущностьи то, сущность чего она есть;как могут поэтому идеи,если они сущности вещей,существовать отдельно от них?
Аристотель.«Метафизика».
-
Критика платоновской теории идей Неподвижные эйдосы и мир становления
Однако в наибольшее затруднениепоставил бы вопрос,какое же значение имеют эйдосы длячувственно воспринимаемых вещей –для вечных, либодля возникающих и преходящих.Дело в том, чтоони для этих вещейне причина движенияили какого-либо изменения.
Аристотель.«Метафизика».
-
Онтология АристотеляСущее и его виды
Предмет онтологии(«первой философии»,«метафизики») – сущее(ον).
Разумеется, все наукиизучают сущее – а что же ещёони могли бы изучать?
Но частные науки изучают егов каких-то специальныхаспектах (физика, например,как подверженное изменению),
и только онтологияизучает сущее как таковое –сущее как сущее.
-
Сущее составляет предметодной науки, потому чтовсе значения этого словавосходят к общему исходному.
Подобно тому, как «здоровый»означает не совсем одно и то же,когда прилагается к человеку,цвету лица или образу жизни,
и всё же все его значения такили иначе восходят к одномуосновному – обозначающему«здоровый организм»,
так и о сущем говорится,хоть и в различных значениях,но всякий раз по отношениюк одному началу – сущности.
-
Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время
- Положение
- Обладание
- Действие
- Страдание
- (Отдельные) человек, лошадь
- Длиною в два локтя, в три локтя
- Белое, умеющее читать и писать
- Двойное, половинное, бóльшее
- В Ликее, на площади
- Вчера, в прошлом году
- Лежит, стоит
- Обут, вооружён
- Режет, жжёт
- Его режут, жгут
-
- (Отдельная)лошадь
- (Отдельный)человек
Сущность, называемаятак в самом основном,первичном и безусловномсмысле, – это та, котораяне говорится ни о какомподлежащем и не находитсяни в каком подлежащем,как, например,отдельный человекили отдельная лошадь.
Сущность(греч.ουσία,лат.substantia)
-
- Сущность (вторая)
- Живое существо (род)
А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, –и эти виды, и их роды;например, отдельный человек принадлежит к виду«человек», а род для этого вида – «живое существо».
- Лошадь (вид)
- Человек (вид)
-
Онтология АристотеляСущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество(сколько?)
- Один
- Двое
Количеством называетсято, что делимо на составныечасти, каждая из которых,будет ли их две или больше,есть по природе что-то однои определённое нечто.Всякое количествоесть множество, если оно счислимо,
-
Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество(сколько?)
- Ростом два локтя
- Ростом четыре локтя
Количеством называетсято, что делимо на составныечасти, каждая из которых,будет ли их две или больше,есть по природе что-то однои определённое нечто.Всякое количествоесть множество,если оно счислимо, а величина – если измеримо.
-
Онтология АристотеляСущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество
- Качество (какое?)
- Умеющий читать и писать
- Белое
-
Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)
Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то,что оно есть, оно естьв связи с другимили находясь в каком-то ином отношении к другому.
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Слева
- Справа
- Больше
- Меньше
-
Онтология АристотеляСущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место (где?)
- В Ликее
-
Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место (где?)
- На площади
-
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время (когда?)
- 361 г.
-
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время (когда?)
- 383 г.
-
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время
- Положение
- Сидит
- Стоит
-
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время
- Положение
- Обладание
- Обут, вооружён
-
Онтология АристотеляСущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время
- Положение
- Обладание
- Действие
- Несёт
-
Онтология Аристотеля Сущее и его виды (десять категорий)
- Сущность
- Количество
- Качество
- Отношение
- Место
- Время
- Положение
- Обладание
- Действие
- Страдание
- Его несут
-
(Первые) сущности сутьсубъекты предикации;
- качества и прочие виды сущего(относящиеся к остальным категориям),
- предицируются же (первым) сущностям:
- виды и роды,(т.е. так называемые вторые сущности),
- которые находятся в вещах;
- которые сказываются о вещах.
-
Онтология АристотеляСущее и его виды (десять категорий)
Таким образом, всё другое[помимо первых сущностей]или говорится о первых сущностяхкак о подлежащих,или же находится в нихкак в подлежащих.Поэтому,если бы не существовалопервых сущностей,не могло бы существоватьи ничего другого.
Аристотель.«Категории».
-
Онтология АристотеляУчение о материи и форме (гилеморфизм)
- Бронза – материя,цилиндр – форма
- Серебро – материя,цилиндр – форма
- Бронза – материя,куб – форма
- Серебро – материя,куб – форма
Гилеморфизм(греч.υλη, материя,μορφή,форма) –учениео форме и материикак основныхпринципах бытия(термин используется с конца XIX века).
-
- Глина – материя,параллелепипед – форма,кирпич – сущность.
- Кирпич – материя,дом (вид) – форма,(единичный) дом – сущность.
Кирпич(параллелепипед)–форма для глины,но материя для дома.
-
Онтология Аристотеля Учение о материи и форме (гилеморфизм)
- Кирпич(и) – материя,дом (вид) – форма,(единичный) дом – сущность.
- Дом(а) – материя,город (вид) – форма,(единичный) город – сущность.
-
Онтология АристотеляУчение о материи и форме (гилеморфизм)
- Вещь
- Вещь
- Вещь
- Вещь
- Род
- Вещь
- Вещь
- Вещь
- Вещь
- Вид
- Вид
- Вид
- Вид
- Род
- Земля
- Вода
- Воздух
- Огонь
Первоматерия(чистая возмож-ность)
Материя(возможность бытия)
Бог(форма всех форм)
Формы С У Щ Н О С Т И
-
Онтология Аристотеля Учение о причинности
О причинах говоритсяв четырёх значениях:одной такой причиной мы считаемсущность, или суть бытия вещи(ведь каждое «почему» сводитсяв конечном счёте к определению вещи, апервое «почему» и есть причина и начало);другой причиной мы считаемматерию, или субстрат;третьей – то, откуда начало движения;четвёртой – причину, противолежащуюпоследней, а именно «то, ради чего»,или благо (ибо благо есть цельвсякого возникновения и движения).
Аристотель.«Метафизика».
-
Онтология АристотеляЧетыре причины
- Материальная причина –глина
- Формальная причина –вид (эйдос)
- Действующая причина –горшечник
- Целевая причина –назначение
-
Онтология Аристотеля Возможность и действительность
… Как строящее относитсяк способному строить,так бодрствующееотносится к спящемуи видящее к закрывающему глаза,но обладающему зрением,выделенное из материик этой материи,обработанное к необработанному.И в этом различии одна сторонапусть означает действительность,другая – возможное.
Аристотель.«Метафизика».
-
Онтология АристотеляВозможность и действительность
Возможность(греч. δύναμις,лат. potentia) –1) способность производитьизменения,2) способность изменяться(принимать [другую] форму).
Действительность(греч. ενέργεια,лат. actus) –1) движение (греч. κίνησις) какнезавершённая деятельность,2) энтелехия (греч. εντελέχεια)как завершённость.
Действительное предшествует возможному1) по определению (по смыслу, λόγος),2) во времени (хотя и в специфическом смысле),3) по существу (по субстанции).
-
Онтология Аристотеля Возможность и действительность
- по определению(по смыслу),
- по существу(по субстанции)
- во времени,
так как мы не можем обозначить возможность без ссылки на соответствующее действительное состояние;
во-первых, какцелевая причина,во-вторых,поскольку всё возможное преходяще,авечное первеепреходящего.
так как всякомувозможно сущемупредшествуетдействительносущее,тождественноеему по виду,но не по числу;
Действительное предшествует возможному
-
Вопросы?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.