Содержание
-
Утопические идеи коммунизма 16-17 веков
-
«Утопия» Т. Мора
Томас Мор (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. “Утопия” создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.
-
Первая часть «Утопии»
Первая часть произведения Мора —критика современных ему общественно-политических порядков: Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло, т.к. сосредоточена в руках немногих и дает им почести и власть. Для уничтожения бедности и прочих зол необходимо уничтожить частную собственность. он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей».
-
вторая часть «Утопии»
Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек ( в городе от 10 до16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством. Семья – это как бы общественная мастерская.Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общ дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.
-
Карта Утопии работы Ортелия
-
Рост производительности и изобилие объясняется:
Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, здоровых и нищенствующих, т.е. паразитов) Женщины работают как и мужчины От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду из грубой ткани 2 года, во время работы - шкуры и кожа (1шт на 7 лет).
-
Социальное устройство общества
Дома определяются для проживания по жребию каждые 10 лет, они не перестраиваются и не запираются. Золото и серебро хранятся на случай внешней войны. В мирное время из них делают цепи для рабов. Кольца носят преступники. Избыток произведенного отправляется за границу для приобретения золота и серебра на случай войны.
-
Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Моногамные семьи, прелюбодеяния до брака наказываются. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяжелого характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.
-
Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках. Народ миролюбивый, войны предпринимают для отмщения обид, для самообороны и освобождения других народов от тирании. Войско - добровольное, но для обороны своих граждан использовались наемники.
-
Управление 54 городами
осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда- Народным собранием.30 семей избирают филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх.
-
Во главе государства
Князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города. Важные дела решаются при собрании всех должностных лиц. Вне Собрания и Сената обсуждать государственные дела запрещено под страхом смерти.
-
Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Те, кто не верит ни в проведение, ни в бессмертие души не допускаются к должностям. Священников немного, это почетные люди, они занимаются воспитанием детей.Законов мало, адвокатов нет, т.к. каждый знаток законов. Вопрос о наказании решает Сенат. За воровство казнить нельзя.Философия состоит в достижении честного и согласного с добродетелью счастья как цели человеческой жизни.
-
Источник идей
Мор вдохновился идеями Платона. Сходство исключительно внешнее: у Платона общность имущества требуется не для всего общества, а лишь для меньшинства – лучших (правителей). Он считал это лишением, необходимым для общественного блага. У Платона большинство трудящегося народа живет вне коммунизма, а у Т. Мора именно эти классы выдвигаются на первый план. Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.Таким образом, у Платона отказ от частной собственности - жертва, у Мора - выгода и верный путь к счастью.
-
Критический анализ «Утопии»
Игнорируется индивидуальность человека, его страсти, пороки и наклонности. Предполагается наличие лишь добродетельных граждан. Если же предположить недостаток чего- либо, то вся коммунистическая система начнет рушиться. Уже сама общность имущества предполагает несправедливость Все мельчайшие детали жестко регламентированы (одежда, время сна и время подъема, вопросы о друзьях). Заблуждение, что никто не будет брать лишнего, т.к. все в изобилии. Остается в стороне и вопрос о правах и свободах личности.
-
«Город солнца» Томмазо Кампанеллы
Идеи Т. Мора получили дальнейшее развитие в произведениях Томмазо (ДжианаДоменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал “Город Солнца” (издано в 1623 г.).
-
"Город солнца"
Город расположен близ экватора у берегов Индии на острове. Верховная власть вручена одному лицу, которого зовут ГОГ (Солнце), он самый умный в государстве. При нем три помощника: ПОН ( сила - война и мир), САН (мудрость – налоги, искусство, воспитание детей), МОР (любовь - деторождение, медицина, земледелие).
-
власть
Кандидат на должность рассматривается сначала в Большом Совете (все граждане от 20 лет, заседают 2 раза в месяц), затем на Малом Совете (все старше 50 ).Чтобы быть ГОГом (метафизиком), надо обладать знанием во всех областях, т.е. быть гением. Его и его помощников смещают, если найдется превосходящий по знанию. Их даже не смещают- они сами уступают свое место.Остальные должностные лица могут смещаться по воле народа.Таким образом, Город Солнца – аристократическая республика, многое в его устроении напоминает монашеский орден.
-
семья
Солярии живут в условиях совершенного коммунизма, спят в общих спальнях, едят в столовых, все общее, даже жены. Существует подбор молодых людей для воспроизводства.Воспитание детей - дело общественное. В руководители детям назначают ему ремесленников соответствующих характеру и созвездию под которым он родился.
-
труд
Производственной ячейкой является мастерская (бригада). С/х работами занимаются все в определенное время. Отсутствие рабства. Тяжелый труд - самый почетный. 4-х часовой рабочий день. Потребление носит обществ характер. Военное дело обязательно для всех, даже женщин.
-
правосудие
Всех соляриев отличает высокий патриотизм. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Наказание за преступление - исправление, но для умышленных преступлений - принцип идеального талиона (возмездие). Наказания разные: телесные повреждения, смерть, удаление от общественного стола. Тюрем нет. Преступление отождествляется с грехом. Судят за безнравственные поступки, малодушие, гордыню (т.е. имеет место смешение норм права и морали).За духовными лицами признается право творить правосудие.
-
Критика
Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР имели низкую оценку: «„Город Солнца“ написан в форме диалога моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, … Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица. Кроме того, «Город Солнца» отличается от прочих средневековых произведений утопического толка наличием астрологического контекста, особо популярного в западноевропейской литературной среде на рубеже XII — XVII веков.
-
Значение
И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется общество, где жизнь граждан согласуется с интересами общества и человек сам фактически не решает, что ему делать. Город Солнца Кампанеллы предлагает альтернативу существовавшему в то время обществу. В процессе повествования автор рассматривает нормы поведения, морали, государственности в «идеальном» обществе, но по сути не меняя существующего общественного строя. Именно поэтому для связи с Богом жителям в городе Солнца необходимы жрецы. Особого интереса заслуживает предложенная реформа системы образования, способствующая формированию всесторонне развитого, полноценного человека. Так же даются предпосылки к созданию общего универсального языка, способного связать вместе все науки и искусства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.