Презентация на тему "ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ."

Презентация: ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.25 Мб). Тема: "ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.". Предмет: философия. 42 слайда. Добавлена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ №2 ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

  • Слайд 2

    ВОПРОСЫ

    1. Мифология как ранняя форма общественного сознания. 2. Религия как предпосылка возникновения философии. 3. Древнеиндийская философия. 4. Буддизм. 5. Древнекитайская философия.

  • Слайд 3

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    Миф – это одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это ответ (часто фантастический) на вопросы о возникновении мира, о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования.

  • Слайд 4

    Миф – означает «вымысел» «иллюзию», но также «священную традицию», значительное, служащие примером для подражания, сакральное. Миф описывает проявление священного (сакрального) в мире.

  • Слайд 5

    МИФ – ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мифы связаны с древними архетипами –бессознательными прообразами, рождающимися в глубоких слоях человеческой психики (К.Юнг)‏ Миф – человекообразующая машина (М.Мамардашвили)‏ Миф – особый язык, надстраивающийся над естественным языком (К.Леви-Стросс)‏ Мифы – система зашифрованных знаний (Ф.Бэкон)‏

  • Слайд 6

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯМИФ – СПЕЦИФИЧЕСКОЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЕ

    Мышление – высшая ступень познания, осуществляемого с помощью абстрактных логических категорий Миросозерцание – это познание мира, осуществляемое при помощи чувственных, наглядных образов и ощущений

  • Слайд 7

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯСПЕЦИФИКА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    Синкретизм – (греч. – соединение) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления. Диалектичность. Диалектика – учение о взаимосвязи явлений и наиболее общих законах природы, общества и мышления. Образцовость. Все в мифе – образец для подражания. Антропоморфизм - объяснение явлений природы по аналогии с человеком.

  • Слайд 8

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Классификация мифов

    Космогонические мифы ( мифы о небесных явлениях)‏ Эсхатологические мифы. Эсхатология – учение о конце мира. Героические мифы Объяснительные или философские мифы Мифы созданные для распространения нравственных учений

  • Слайд 9

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФУНКЦИИ МИФОВ

    Объяснение причин происхождения явления и оправдание сущности этого явления Аксиологическая (формирование и закрепление системы ценностей)‏ Поиск единства природы и общества, мира и человека Связь прошлого с настоящим, духовная связь поколений Формирование коллективного представления

  • Слайд 10

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МИФ И НАУКА

    Сходство Различия Миф и наука объясняют мир. Наука не существует без мифологии. 1. Мифическое сознание непосредственно и наивно. Научное сознание обладает логическим характером. 2. Миф эмоционален. Наука объективна, она превращает жизнь в формулы. 3. Наука убеждает, миф нет.

  • Слайд 11

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ

    Сходство Различия 1. Философия и мифология создают модели мира и поведения. 2. Философия, как мифология, личностна, она отражает точку зрения философа. Миф воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта и ситуаций, связанных с необходимостью коллективных действий. Миф заполняет ниши сознания, свободные от рационалистического миропонимания

  • Слайд 12

    МИФОЛОГИЯ КАК РАННЯЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    1. Миф есть особая форма мировоззрения. 2. Многогранное содержание мифа не нуждается в научном и религиозном толковании. 3. От мифологической формы мышления человечество перешло к более сложным и совершенным формам мышления.

  • Слайд 13

    РЕЛИГИЯ

    Религия – это особый способ миропонимания, основанный на глубокой вере в сверхъестественное. Любая религия имеет три признака: − вера в сверхъестественные силы − объект поклонения − ритуалы

  • Слайд 14

    РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ РАННИХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Религия возникает из обоготворения небесных явлений (М.Мюллер)‏ Религия возникает из непонимания человеком своего состояния (сон, смерть, болезнь) (Э.Тейлор)‏ Религия возникает как необходимость контролирования инстинктов человека (З.Фрейд)‏ Религия появляется для угнетения одним классом другого (К.Маркс)‏ Религия возникает из невежества людей

  • Слайд 15

    Тотемизм – ранняя форма религии, в основе которой лежит глубокая вера в кровное родство человека и живой природы ВИДЫ ТОТЕМИЗМА Зооморфизм – наделение живых природных существ человеческими чертами и свойствами Фитоморфизм – наделение растений человеческими чертами и свойствами

  • Слайд 16

    ВЛИЯНИЕ ТОТЕМИЗМА НА РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Развивалась производственная деятельность Регулировалась численность промысловых животных, а также родового коллектива Обряды фиксировали знания Формировался коллективизм как особая форма социальных связей родовой общины Формируются моральные и правовые нормы поведения Формируются элементы дихотомического мышлени Дихотомия – рассечение объекта на две части

  • Слайд 17

    МАГИЯ – вера в непосредственное воздействие человека сверхъестественным путем на предметы, людей и т.д. В магии формируются представления о другом мире, невидимом человеку (сверхсилы, существующие сами по себе). Так совершался переход от непосредственного осязания к абстрактному мышлению.

  • Слайд 18

    АНИМИЗМ (анима – дух, душа) – это религия основанная на вере в духов, которые управляют людьми, животными, явлениями мира Анимизм – более сложная, чем магия, форма религия В магии человек сам непосредственно влияет на предметы В анимизме дух воздействует на объекты без участи человека

  • Слайд 19

    ЗНАЧЕНИЕ АНИМИЗМА 1.Углубляются человеческие представления о времени и пространстве 2. Отделение души от тела возносит человеческое мышление на новый уровень. Развивается абстрактное мышление 3.Создаются предпосылки для индивидуализма (воображение – появление индивидуального) подхода

  • Слайд 20

    НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ – ЭТО РЕЛИГИЯ ОДНОГО НАРОДА ЧЕРТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ 1. Наличие единого культа для народа 2. Создание единых ритуалов и обрядности 3. Переход от поклонения абстрактным духам к новому объекту – божеству Национальные религии могут быть: Политеистическими (многобожие)‏ Монотеистическими (единобожие)‏

  • Слайд 21

    МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ – это религия, моральные нормы которой обращены ко всем людям без исключения, вне зависимости от их расовой, классовой или половой принадлежности МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Буддизм возникает в VI -V вв. д.н.э. на основе индуизма Ислам возникает в VII в.н.э. на основе синтеза Восточных религий и христианства ‏ Христианство возникает в I в. д.н.э. на основе иудаизма

  • Слайд 22

    Христианство возникает в I в. д.н.э. в Палестине на основе национальной религии иудаизма ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА 1. Признание одного бога, милосердного и любящего 2. Идея спасения – мессианства (мессия – спаситель)‏ 3. Идея равенства всех людей перед богом 4. Новая модель мироздания, творцом которого является единый бог

  • Слайд 23

    Ислам возникает в VII в. н.э. на Аравийском полуострове на основе синтеза восточных религий и христианства ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСЛАМА 1. Почитание и покорность одному богу Аллаху 2. Истинным пророком является Магомет 3. Вера в воскрешение мертвых и наказание грешников 4. Вера в божественное предопределение человеческой судьбы Заповеди ислама: пятикратная молитва, омовение перед молитвой, налог в пользу бедных, пост, участие в священной войне (джихад)‏

  • Слайд 24

    Выводы 1. Развитие религий являлось развитием человеческого мышления (от примитивной веры к абстрактным понятиям) 2. Религия из предпосылки философии становится формой, в которой философия развивается

  • Слайд 25

    Сходства и различия философии Запада и Востока

    ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада − Философия и Запада и Востока обращены к общечеловеческим ценностям (добро и зло, справедливость и несправедливость, счастья и страдания и др.) Различия философии Запада и Востока − Восточная философия с концентрировалась на рассмотрении проблемы человека с точки зрения практики − Западная философия многопроблемна и обращается к человеку, предлагая общие принципы бытия и познания

  • Слайд 26

    ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА Общие закономерности проблематики философии Востока и Запада − Осмысление космологических проблем и личностного бытия человека − Методологическая значимость (свойственно стремление к научному поиску истинного знания). Различия философии Запада и Востока − Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, Западная философия более привержена научной методологии, иногда сильна атеистическая тенденция ( Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар…)

  • Слайд 27

    ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ВЕДЫ Первые священные книги – Веды (санскр. Знание):(Ригведа,Самаведа, Яджурведа,Атхарваведа) созданы племенами арийцев, пришедших из Средней Азии, Ирана и Поволжья в XVI в. до н.э. УПАНИШАДЫ Философские комментарии к Ведам – Упанишады, согласно которым высшая объективная реальность- Брахма, единство целостной духовной субстанции – Брахман, индивидуальная душа – Атман, бессмертие, перерождение души согласно закону воздаяния – карма.

  • Слайд 28

    Ведическая литература содержит знания из области земледелия, медицины, астрономии,ремесла, военной техники. Ведическая религия политеистична. Брахманизм возникает в начале I тыс.,освящая общественное неравенство (страдания людей несущественны, так как мир явлений – иллюзия, единственная реальнсоть – мировой дух) Джайнизм (VI в. до н.э.) –тоже поставил под сомнение ведические ценности.

  • Слайд 29

    БУДДИЗМ Начало распространения – V в.до.н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии Основатель Сиддхартха Гаутама (Будда) (560-483 гг.до.н.э.) Главные идеи - освобождение от страдания и попытка преодолеть варно-кастовый строй.

  • Слайд 30

    БУДДИЗМ В центре буддийской философии – учение о 4-х благородных истинах Существование человека есть страдание Причина страдания есть жажда жизни Устрани жажду – устранишь страдания Существует восьмеричный путь к устранению страданий

  • Слайд 31

    Восемь ступеней духовного возвышения Нирвана- достижение высшего состояния души, состояние покоя, безмятежности направление мыслей усилия образ жизни поступки речь решения правильные воззрения

  • Слайд 32

    ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Древнекитайские космологические концепции: духи (или божества) Ян и Инь – символы света и тьмы, положительного и отрицательного. Обретают характер космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу. Благодаря этому образуются: мироздание, общество, мораль.

  • Слайд 33

    ДАОСИЗМ Основатель Лао-цзы (604г.до н.э). «Дао» - путь звезд и добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения Главное произведение – «Дао де цзин» («Учение и Дао и дэ»). Главная идея – единство человека и неба. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Основной принцип – теория недеяния Цель учения – самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение телесностью. Последователем Лао-цзы стал Чжуан-цзы (369-286гг. До н. э.)

  • Слайд 34

    КОНФУЦИАНСТВО Главная идея Нравственное совершенствование на пути соблюдения правил и ритуалов Основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Основные проблемы: − Система этических норм − Политические вопросы − Поведение личности − Общественное управление

  • Слайд 35

    ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА «Жэнь» - «Чего не желаешь себе, того не делай другим» «Ли» - почтительность, «воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». «Чжэн-мин» - исправление имен. Каждый должен себя вести в соответствии своему знанию и должности «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

  • Слайд 36

    ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНФУЦИАНСТВА «Цзюнь-цзы» - образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел людей умственной деятельности. Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту. «Вэнь» - просвещенность, образованность «Ди» - повиновение старшим по возрасту и должности «Чжун» - преданность государю, нравственный авторитет правительства. «Если власть не будет алчна, то и люди не будут воровать».

  • Слайд 37

    МОИЗМ Основоположник Мо-цзы (479-400 гг.до н. э.)- противник конфуцианства. Основная идея - предопределенной судьбы нет, необходимо помогать друг другу и заниматься общественно полезным трудом. Необходимо выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе ЛЕГИЗМ Основатель легизма Шан Ян (390-338 гг. до.н.э.) Основная идея – человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью разработал теорию деспотического государства Вместо убеждения необходимо принуждение

  • Слайд 38

    Контрольные вопросы 1. Какие признаки характеризуют миф? 2. В чем состоит познавательная функция мифа? 3. Какие характеристики свойственны мифологическому мышлению? 4. Какова классификация мифов? 5. Какие приемы познания мира используются в мифе?

  • Слайд 39

    Контрольные вопросы 6. Какие признаки характеризуют религию? 7. Какова роль тотемизма в становлении познавательной деятельности человека? 8. Особенности философии Древнего Востока. 9. Зарождение философии в Древней Индии. Особенности ведической религии. 10. Упанишады – философское истолкование явлений мира.

  • Слайд 40

    Контрольные вопросы 11. Учение Джайнизма? 12. Основные положения буддизма − «Четыре благородные истины» − «Ступени восьмеричного пути» 13Формирование различных направлений буддизма (хинаяна, махаяна, чань буддизм и т.д.).

  • Слайд 41

    Контрольные вопросы 14. Начала философского мышления Китая. Особенности китайской мифологии. 15. Даоссизм. 16. Конфуцианство 17. Школа моистов (Мо-цзы).

  • Слайд 42

    Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке