Презентация на тему "Философия древнего Востока"

Презентация: Философия древнего Востока
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Философия древнего Востока" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 23 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по философии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Философия древнего Востока
    Слайд 1

    СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Философия древнего Востока

  • Слайд 2

    Философия Востока предполагает особое мировоззрение, отличное от европейского. На Востоке, в Индии и Китае, всегда были особые формы отношений человека с миром. В восточном сознании есть представление о двух уровнях бытия — низшем (земном) и высшем (небесном). Религии и мифы Востока основаны на ритуалах, направленных на установление связи и гармонии между двумя мирами, уровнями бытия. Для древних индийцев и китайцев характерно первоначальное представление о природно-родовой жизни, которое циклически развивается из мирового первоначала, постепенно трансформировалось в диалектику единого и многого. В индийском и китайском космосах нет идеи креационизма: мир извечно существует, а не творится.

  • Слайд 3

    Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Вопрос 1. Философия древней Индии. 1.1. Зарождение древнеиндийской философии.

  • Слайд 4

    Древнеиндийская философия воспринимала вселенную, как состоящую из многочисленных миров, наполненных множеством богов и богинь. Основа мира – мифический первочеловекПуруша, зародившийся из хаоса, из его дыхания возник ветер, из одного глаза - солнце, из другого - луна и т.п.; в философии - чистое сознание пронизывающее весь мир. Внешний мир существует для того, чтобы обеспечить Пурушу опытом. Одной из главных в индуизме была идея мокши — духовного освобождения от незнания, заблуждений и иллюзий, и тем самым приближения к Брахману (высшая реальность, основа всего существования. В мифологии бог - творец мира; в философии выступает как генетическое и субстанциональное начало всего сущего). Человек стремился духовно освободиться от сансары - круговорота перерождений в разных мирах. Удерживает человека в круговороте перерождений карма - причинно-обусловленный закон судьбы, любой поступок, совершенный человеком и даже богом влияет на карму, улучшая или ухудшая её. Наша нынешняя судьба - это результат кармы, возникшей под влиянием наших поступков, совершенных в прошлом (в т.ч. прошлой жизни). Впоследствии в индийской философии появилось учение, согласно которому весь мир стал считаться майей - иллюзией, а действительно существующим — только Брахман.

  • Слайд 5

    Все многообразие школ индийской философии можно условно разделить на две большие группы в зависимости от их отношения к основным догмам ведической литературы

  • Слайд 6

    1.2. Буддизм. Основатель буддизма Сиддхарта Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. просветленный. Буддизм - одна из мировых религий, тем не менее, не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. Боги, как и люди, не являются творцами мироздания и подчинены закону кармы. Буддизм отрицает не только бессмертие души, но и ее существование. Душа, как и тело, есть процесс мгновенного взаимодействия постоянно изменчивых особых элементов бытия - дхарм, комбинация которых составляет то, что в обыденном мнении принято считать телом, ощущениями, переживаниями, душевной жизнью и душой. Отсюда вывод: душа и тело находятся в непрерывном изменении, состоянии рождения и смерти. Мир предстает огромным лабиринтом без плана, а его восприятие - иллюзией.

  • Слайд 7

    Будда создает свое учение о нравственном спасении, ядром этого учения становятся «четыре благородные истины»: 1. Жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, смерть есть страдание. 2. Причина наших страданий - это наши желания. Причиной страданий является чрезмерная привязанность человека к жизни, удовлетворению своих чувственных страстей. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний. Поскольку человеческое стремится весь мир «сделать моим», то выход в переключении воли на отвращение нашего «я» от предметов внешнего мира. Есть путь избавления от страданий. Это - восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию). Правильная вера, правильная решимость, правильная речь и т. д. Человек, прошедший этот путь становится архатом, который стоит на пороге конечной цели - нирваны, это не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот исчезнет «как пламя лампы, в которую не подливают масло».

  • Слайд 8

    1.3. Йога. Основатель йоги (соединение, созерцание) Патанджали, живший около II века до н.э. Важнейшей особенностью йоги является разработка системы специальных приёмов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я» (Пуруши, космического сознания). Этой цели служат аскетизм и медитация. Йога, как метод постижения высшей истины признается почти всеми школами ортодоксальной философии. Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения, которое возможно только благодаря сознательному отличию нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело и ум. Для этого необходимо ограничить или подавить их функции.

  • Слайд 9

    Рыбаков Борис Александрович 1903 – 2001 гг. «Чрезвычайно интригуют те параллели, которые удалось установить между трипольской живописью и гимнами Ригведы: три яруса мира, лик Праматери и в особенности титан Пуруша. Трипольская роспись является точной иллюстрацией к десятому гимну Ригведы».

  • Слайд 10

    Матей Бор 1913 – 1993 гг. Иван Томажич 1919 – 2014 гг. Наглядно вырисовывается связь санскрита с его славянской основой. По исследованию Матея Бора и Ивана Томажича, сборник «Этруски и венеты»: Пелазги были удальцами – теми, кто удалялся от дома. Часть их обосновалась на Урале, а затем ушла в Индию, откуда уже не вернулась. Само название Индия, инды – отзвук рассказов финикийских купцов об виндах – кельтско-латинское vindo – белый. Виндами, вендами, венетами праславян звали и немцы, и кельты и римляне. Кроме того, слав. инде – где-то там, в другом месте. (bal) balate = boleti - болеть (bes) besati = bezati - бежать (bru) bravati = praviti - править (da) dadati = dati - дать (dal) dalati = deliti - делить (hod) hodati = hoditi - ходить (jiv) jivati = ziveti - жить на сегодняшний день двадцать процентов санскритских слов можно смело соотнести со славянскими, начиная от Бога (санскр. бага, бхага) и слова - глагола (санскр. гола-гола - суть мироздания), света (санскр. швета) и неба (санскр. набаса), солнца (слав. Яро, санскр. Ару) и его лучей (санскр. луч), славы (санскр. става), имён языческих богов, скажем, Вишну (Вышний), дэва (светлые, то есть боги) и человеческой родни (санскр. друга - сын, сну-шъя - сноха, свая - своя, беда - вдова), жён и матерей (жани, мата).

  • Слайд 11

    Вопрос 2. Древнекитайская философия. 2.1. Зарождение древнекитайской философии. Философия в Китае зародилась в период VII – III вв. до н.э. В ней акцент с иной, мистической реальности переносился на социальную действительность, устройство общества и земной жизни. В стремлении устроить жизнь или соблюсти мировую гармонию в Китае выделялись две школы — даосизм и конфуцианство. Для основателя даосизма ЛаоЦзы идеал — «естественность», недеяние, спонтанность жизни, а мудрец — тот, кто не порывает связи с природой. Для Конфуция предмет размышлений — социальная вселенная, государство, а главная задача — гармонизация социального устройства, общественной системы. на базе мифологии.

  • Слайд 12

    Из мифологии философия п6реняла представления о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит всё сущее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево); о тождестве (или хотя бы подобии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    14 2.2. Даосизм. Основатель даосизма Лао-цзы (VI – V вв до н. э). оставил трактат из 5 тысяч слов, содержащий учение о Дао (пути). Как говорится о Дао : «Существует вещь туманная, но в себе завершенная, рожденная прежде неба и земли. Безмолвная и безвидная, она стоит особняком и не изменяется. Совершает обращение и не прекращается. Её можно считать прародительницей Поднебесной. Я не знаю её имени. Если назвать её словом, придется сказать: «путь». Согласно Лао-цзы, философ — это младенец, символизирующий исходную чистоту философии. Мудрец должен стремиться к состоянию «нерожденности», выйти за границы пространства и времени, что возможно через «возвращение к изначальному», к первоначальному «хаосу».

  • Слайд 15

    Для учения Лао-цзы о Дао характерно: 1) стремление к сверхсознательному слиянию с дао, которое самодостаточно и зависит «само от себя»; 2) стремление к постижению реальности внерациональными средствами, предпочтение откровенного знания перед рациональным; 3) предпочтение природного (естественного) перед искусственным (антропогенным); 4) освобождение от внешних условностей ради естественной простоты, утверждение принципа «недеяния».

  • Слайд 16

    16 2.3. Конфуцианство. Учение Конфуция (Кун фу Цзы 551—479 гг. до н.э.), относится к этике и социальной философии, оно породило целую религиозную традицию. Центральное место в его учении занимало понятие «Дэ» (достоинство, добродетель), оно наделяло каждого человека способностью влиять на положение и ход земных дел. Дао в интерпретации Конфуция также приобрело другой смысл: это не вселенский закон, а истинный принцип человеческой деятельности. Идеалом Конфуция был «благородный муж» (цзюнь-цзы), который должен был обладать человеколюбием (жэнь), справедливостью (и), знанием. Общество, по Конфуцию, должно быть устроено по принципу солидарности, как между членами одной семьи.

  • Слайд 17

    Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я передаю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с собственными воззрениями и нравственными установками. Эта манера унаследована и конфуцианцами: большая часть конфуцианских сочинений, это комментарии к более древним текстам.

  • Слайд 18

    В культуре древнего Китая (как и других древних цивилизаций) широкое распространение получила «природная теория языка», согласно которой имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе), прежде всего, необходимо исправление имён, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чём принцип должного правления. На это Конфуций ответил: «Пусть правитель будет правителем, министр – министром, отец – отцом, сын – сыном»

  • Слайд 19

    Государство отождествлялось с обществом, социальные связи – с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. Отношения подданного и правителя, подчинённого и начальника такие же, как отношения сына к отцу и младшего брата к старшему. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит Жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников.

  • Слайд 20

    20 Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Индивид был функцией в социальном организме общества Порядок наполняется добродетелью – вежливость, точность, человечность, справедливость. Поскольку, по Конфуцию, человеческое существование является социальным, то оно не может обойтись без следующих регуляторов: 1. Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. 2. Чего не желаешь себе, того не делай другим.

  • Слайд 21

    21 Будь способен практиковать эти пять вещей в любых условиях: уравновешенность, щедрость души, искренность, убежденность и добро, и тогда ты узнаешь, что такое хорошая жизнь. Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг. Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится. Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково.

  • Слайд 22

    Как хаос грозы приносит дождь, который дает жизнь, так и в обществе временам успеха предшествуют времена беспорядка. Успех приходит к тем, кто может выдержать хаос. И Цзин. Книга перемен

  • Слайд 23

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке