Содержание
-
-
2 Вопросы: Признаки Древнего Востока Предпосылки философии в Древней Индии и Китае Особенности древневосточной философии Цель: Изучить основные предпосылки философии Древнего Востока Выявить основные особенности и понятия философии Древнего Востока Определить общее и отличие философии Древней Индии и Древнего Востока
-
3 Признаки Древнего Востока(от сер. IV тыс. д.э. до III в.н.э.) • Мелиоративное земледелие • Земля и вода в собственности государства • Государственная власть – развитая бюрократия • Абсолютная власть в руках правителя (царя, императора) • Население в полной зависимости от государства, проживает в замкнутых общинах • Человек не выделяется из природы
-
4 Мифология Эпические поэмы «Веды» Заключительная часть вед - Упанишады Философские истоки Древней Индии
-
5 «Веды» разделены на четыре части 1 часть — Самхиты - самая древняя из всех частей Вед, означает священные гимны 2часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма 3-ья часть — Араньяки(лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни 4-ая часть — Упанишады — философская часть «Вед», означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание.
-
6 БРАХМАН –первооснова мира, духовная сущность это безличное начало Вселенной (объективный дух) АТМАН-индивидуальный дух, основа всего живого Брахман Атман Основа философских идей Древней Индии
-
7 Путь познания – МЕДИТАЦИЯ: Самопознание человеком себя, сосредоточение на своем внутреннем духовном мире В самопознании человек постигает суть мира Сансара – жизненный круговорот души, цепь ее перевоплощений, перерождение души в различных телах Смысл жизни – в прерывании цепи перерождений (очищение души и слияние с Брахманом) Карма – совокупность поступков человека, определяющих будущее перевоплощение
-
8 Основные философские школы Древней Индии Ортодоксальные школы – признающие религию «Вед»: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога, Вайшешика Неортодоксальные школы – не признающие религию «Вед»: Буддизм, Чарвака-Локаята, Джайнизм
-
9 Приверженцы школ поддерживают религию Вед Философский смысл школ: Нет ничего, кроме Бога, все остальное лишь иллюзия Признание материального и духовного начал. Духовное начало продолжает жизнь, материальное уходит вместе со смертью человека Высший духовный наставник – Бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих Признает духовное и материальное существование на принципах логики Все состоит из неделимых частиц, имеющие вечное существование и управляемые Богом Основана на бесстрастии, созерцании, отрешенности от материального Ортодоксальные школы: 1. Веданта 2. Санхья 3. Ньяя 4. Миманса 5. Вайшешика 6. Йога
-
10 Неортодоксальные школы: 1. Чарвака (Локаята) 2. Джайнизм 3. Буддизм Не поддерживают религию древних Вед (атеистическое направление) Философский смысл школ: Все сущее состоит из 4-х стихий: воздуха, воды, огня, земли в различном сочетании. Отрицает существование другого мира, кроме материального Дуща (джива) вечна, у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека - это полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других Путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных
-
11 ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА БУДДИЗМА – нравственное совершенствование человека ЧЕТЫРЕ ИСТИНЫ - основа философского учения о человеке (суть жизни человека): 1. Жизнь – это страдание 2. Страдание связано с желаниями 3.Победа над желаниями – уничтожение страдания, освобождение человека от страдания 4. Путь к уничтожению страдания – нирвана (угасание)как результат восьмиричного пути ухода от страдания и возможность прервать сансару Будда (просветленный) 563-483 гг. д.н.э Основатель Буддизма- принц Сиддхартха Гаутама
-
12 1. Правильное знание (есть знание 4-х благородных истин) 2. Правильное стремление (жизнь по принципам учения) -------------------------------------------------------- 3. Правильная речь (воздержание от лжи) 4. Правильное поведение ( не причинение зла, вреда) 5. Правильный образ жизни(мирный, честный, чистый) -------------------------------------------------------- 6. Правильное усилие (самовоспитание, самообладание) 7. Правильное мышление (основано на благородных целях) 8. Правильное сосредоточение (верные методы медитации) Благородный восьмеричный путь - Культура мудрости - Культура поведения - Культура медитации
-
13 • Философия рассматривается как руководство к жизни • Начальная стадия философских учений - пессимизм • Вера в вечный нравственный закон – карму • Важнейшая задача человека – контроль над собой • Цель человека – достижение нирваны Характерные черты Индийской философии
-
14 Философия носит религиозный характер, корни которого в Ведах- (древние сборники священных песен, гимнов, преданий и пр.) Объект философских размышлений – внутренний мир человека, нравственные проблемы Обоснована идея о необходимости духовного самосовершенствования Сформулированы основные жизненные принципы (самоанализ, аскеза) Возникли идеи бесконечной цепи перерождений, воздаяния за жизненные поступки Особенности философии Древней Индии:
-
15 Основные философские школы Древнего Китая • Даосизм • Конфуцианство Философия Древнего Китая VI в. до н.э. Лао-цзы Конфуций
-
16 Особенности философии Древнего Китая • Китайская философия очень тесто связана с мифологией (старинные предания о династиях, время которых ушло) • Формировались особые человеческие качества: покорность, сдержанность, взаимная помощь • Создана система воспитания человека (правила духовно- нравственного и физического совершенствования) • Разработаны проблемы человека и общества • Обоснованы правила государственного управления • В философских размышлениях проблемы этнического и социального типа были очень популярными
-
ДАОСИЗМ
17 В основе Даосизма лежит такое понятие, как Дао. Это понятие многогранное. Можно описать его, как бескрайнее движение, всемирный закон и Единство, который существует во всем мире. Дао представляет собой одновременно и начало всего в мире, а также конец. В этом учении базовой задачей человека является достижение слияния с Дао. Для этого необходимо существовать осознанно, поступать в соответствии с законами мироздания. Если поступать наоборот, то человека начнут постигать неудачи, а может быть, его даже будет ждать гибель В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния Лао-цзы - основатель даосизма
-
КОНФУЦИАНСТВО (этико-политическое учение)
18 • Конфуций- основатель конфуцианства близко знал государственный аппарат и был активным антагонистом внедрения несправедливых, жестких законов • Говорил о том, что надо править, используя личный пример, соблюдать ритуалы и быть человеколюбивым • Был убежден в том, что к правлению в государстве можно допускать исключительно наиболее благородных людей • Конфуций – выдающийся мудрец оставил после себя много полезных наставлений, которые до сих пор используются китайцами и другими народами Главный труд – «Суждения и беседы» Кун-фу-цзы (551-479 гг. до н.э.) Автор «золотого» правила морали
-
Основные идеи Конфуцианства
19 Человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается Человека портит дурное воспитание, следовательно, необходимо правильное воспитание Правильное воспитание – это воспитание в духе древних традиций Основа поведения- принцип «золотой середины» (умеренность в чувствах, мыслях, поступках) Суть конфуцианства - создать гармонию в обществе, отрегулировать 5 отношений: между правителем и подданным; между родителем и детьми; между мужчиной и женщиной; между супругами; между друзьями • Гуманность – важная основа Конфуцианства
-
20 КОНФУЦИЙ Идеализировал прошлое, критиковал социальные условия современности Создал систему правил поведения человека в обществе (на основе культа предков) Создал идеал «благородного человека» (следует закону, долгу)
-
21 Некоторые изречения Конфуция Не делай другим того, чего не желаешь себе Жить добродетельно- это означает жить в обществе и для общества Управляющим - управлять, а управляемым – хорошо управляться Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде Читай подробно: Конфуций цитаты, афоризмы, высказывания беседы |Легендарный Китай
-
Выводы: общее и отличие
22 Философия Древней Индии и Китая носит ярко выраженный религиозный характер Главная ценность Индийской и Китайской философии заключается в обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственного совершенствования личности Китайская философия больше обращена к практической жизни, Индийская философия – к раскрытию духовного мира человека В Индии учили как легче покинуть этот мир, в Китае – как лучше утвердиться в жизни и выжить Все это очень близко к практическому опыту и житейской мудрости
-
23 Философия Древнего Востока: проблема совершенного человека https://www.youtube.com/watch?v=Rsn-nY_0lO4 ЗАМЕТКИ по теме Древняя легенда о красной нити судьбы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.