Содержание
-
Реализация деятельностного подхода в обучении физике
Пуденкова Е.А., методист по физикеПОИПКРО,г. Псков Ele-pudenkova@yandex.ru «Именно забвением ролидеятельностисамого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую» А.Н. Леонтьев pptcloud.ru
-
Противоречия
Цели Закон «Об образовании» ФГОС Учитель Профессиональный стандарт пед деятельности Повышение квалификации Урок Требования к современному уроку Школа развивающего обучения Традиционная школа «знаниевого» типа
-
Из материалов ФГОС
Решить современные проблемы образования возможно только при системных изменениях в самой педагогической науке и практике. Технологии развивающего обучения и УМК разработаны для начальной школы, но 80% учителей нач. школы работают в системе традиционного обучения. Низкие результаты в международном исследовании PISA (в 2006 г. - 37-39 место) ФГОС – предложены примерные программы знаний и видов деятельности.
-
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
-
Проблемы
Реализация деятельностного подхода (как обучать в деятельности?) Технологии освоения новых видов учебной деятельности(например, преобразование лабораторной работы в исследование, и освоение метода познания вплоть до уровня постановки цели исследования) Научить учиться. Диагностика и формирование УУД Метапредметный подход
-
Деятельностный подход
«Знания никогда нельзя дать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность»(Психологический закон усвоения знаний Н.Ф.Талызина) «Чтобы овладеть продуктом человеческой деятельности (знаниями), нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте» А.Н.Леонтьев (Например, знания о географической карте усваиваются в процессе деятельности по ее созданию) Обучение в деятельности!? (ФГОС - программы знаний и видов деятельности)
-
Структура процесса познания
Первичное восприятие материала Первичная переработка материала и его понимание Вторичная переработка материала и его запоминание усвоение Включение понятого и запомнившегося материала в уже сложившуюся систему прежних знаний освоение Закрепление знаний, их применение в новых условиях и при решении новых задач овладение
-
Схема психологической функциональной системы деятельности
-
Этапы процесса обучения
Мотивация Целеполагание Планирование Деятельность по реализации (действия) Рефлексия Оценка Коррекция Первичный сбор информации Построение ориентировочной основы действий
-
Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин)
Освоение деятельности и усвоение обеспечивающих ее знаний будет успешным, если обучаемый последовательно пройдет 5 этапов:
-
Разработка психологически обоснованных методик обучения деятельности
Какова процедура разработки методик: Психологический анализ деятельности. Структурирование деятельности на составляющие ее действия и операции. Составление учебно-методических средств 1. Схема ООД 2.Набор учебно-практических задач Подготовка процесса обучения
-
Технологии обучения
Проектирование современного урока (приемы обучения, конструктор урока) Технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.) Технология проблемно-диалогического обучения Технология проектной деятельности Организация исследовательской деятельности Технология обучения на основе метода научного познания ТРИЗ Организация групповой работы учащихся (группы развития)
-
Традиционный (комбинированный) урок (по Конаржевскому Ю.А.)
Организационный этап Этап проверки д/з Этап всесторонней проверки знаний Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Этап усвоения новых знаний Этап закрепления новых знаний Этап информации учащихся о д/з
-
Деятельностный урок
Мотивация Целеполагание Планирование деятельности (ООД) Выполнение деятельности Рефлексия Оценка Коррекция
-
Конструктор урока
-
Проектирование урока
Технологическая цепочка (структура) урока: Учет индивидуальных особенностей учащихся А6 Б5 В4…
-
УМК нового поколения (реализация идей ФГОС)
цель методика содержание Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал Репродуктивные вопросы – повторениеи запоминание чужих мыслей Традиционный учебник Развивающий учебник Развитие уменийпо применению знаний Дать возможность для самостоятельного открытиянового знания учениками Продуктивные задания – получение новогопродукта - своего вывода, оценки.
-
Современный учебник
Учебник нового поколения должен быть личностно ориентированным: дифференцированным; обучающим; обеспечивающим оптимальные условия для самообразования; ориентированным на экспериментальную деятельность учащихся; иметь научный подход в изложении; иметь яркие иллюстрации и увлекательное содержание. Фестиваль педагогических идей 23.03.2010
-
Экспериментальные площадки
По договору с издательством «Дрофа» 1. Апробация УМК Пурышевой Н.С. «Физика.7-9 кл.» «Физика.10-11кл.» (базовый уровень) – 3 школы, 6 учителей Сроки: 2007-2010 г. 2. Апробация учебных пособий по подготовке уч-ся к ЕГЭ и ГИА (3 пособия) – 5 школ, 5 учителей физики Сроки: 2010-2011 г. С издательством «Мнемозина» Апробация УМК Генденштейна Л.Э.«Физика.7-9 кл.» - 2 школы, 2 учителя Сроки: 2009-2012 г. С издательством «Просвещение» Апробация УМК Кабардина О.Ф. «Физика.7-9 кл.» и Богданова К.Ю. «Физика.10-11 кл.» (базовый уровень) – 1 школа, 1 учитель Сроки: 2010-2013 г.
-
Экспериментальные площадки по апробации УМК Генденштейна Л.Э. «Физика.7-9 кл.» (Мнемозина) с 2009/10 по 2011/12 уч.год
МОУ «Себежская средняя общеобразовательная школа» (учитель физики Быстров В.И.) МОУ «Многопрофильный правовой лицей №8» г. Пскова (учитель физики Кривых В.Д.)
-
Семинар «Реализация идей ФГОС второго поколения в новых УМК по физике Генденштейна Л.Э.» 12.04.2011
Урок-исследование по теме «Закон Архимеда» 7 кл. Лицей №8 г. Пскова
-
Урок- исследование по теме «Закон Архимеда» 7 кл. Учитель физики Кривых В.Д. Лицей №8 г. Пскова
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Урок физики в 7 кл. по теме «Сила трения» 28.01.2011 (г. Псков, лицей №8 Кривых В.Д.)
-
Технология проблемно-диалогического урока
Урок физики в 7 классе по теме «Строение вещества» (семинар в Себежской школе 30.09.2010)
-
Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон)
Самоопределение к деятельности Актуализация знаний Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности (итог урока) 1 2 И К П 4 { 3 5 6 7 8
-
У. Глассер
10 % - если прочитал 20 % - если слушаешь 30 % - если смотришь 50 % - если смотришь и слушаешь 75 % - если сам действуешь 85 % - если обсуждаешь то, что узнал 95 % - если учишь другого
-
«Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества»В.А.Сухомлинский
-
Литература
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2 кн. - М.:ВЛАДОС,2000. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогическое общество России, 2000. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. – М., 1975 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.