Содержание
-
Формирование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Орехова Светлана Анатольевна учитель физики МОУ СОШ № 88 г. Ярославль
-
Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.
С. Соловейчик
-
Почему именно проекты?
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
-
Проект
- разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. Словарь Ожегова - работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги) Википедия
-
- (от лат. projectus - брошенный вперед) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; предварительный текст какого-либо документа; замысел,план. Энциклопедический словарь
-
Исследование
- процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня -эмпирический и теоретический. Энциклопедический словарь - изучение, анализ какого-либо явления или предмета. Бизнес словарь
-
Проектно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность и проектная деятельность близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
-
Цели проектной деятельности
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.
-
Метод позволяет развивать:
Аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. Логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
-
Психологический аспект метода проектов
Удовлетворение важных потребностей подростков: желания подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом. стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.
-
Позиция учителя
Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
-
Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности
1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов: изготовление физических приборов или моделей из подручных средств; выполнение схем и чертежей проектируемых устройств; изготовление плакатов по теории (см. «портрет формулы»); презентации и слайд-шоу.
-
Проект «Фонтан в моем дворе»
-
Фонтан своими руками
-
«Портрет формулы»
-
-
Плакат на тему «Законы механики»
-
-
Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
2-й этап (8-9 классы), выполнение групповых проектов с распределением обязанностей в группе и защитой проекта : изготовление физических устройств, моделей; выполнение мини-исследований; изготовление учебных таблиц для кабинета;
-
Проект по теме «Маятник» 9 классы (9А, 9Б, 9В).
Время выполнения - 2 урока. Накануне формируем группы 4-5 человек, формулируем темы. Примерные темы: Маятник Максвелла. Маятник Фуко. Японский маятник. Маятниковые часы. Богородская игрушка. Д/З на первый урок по группам: подготовить подборку теоретического материала, принести все необходимое для выполнения изделия.
-
1-й урок. Распределение обязанностей в группе. Возможные роли: Капитан – распределяет обязанности, следит за работой, контролирует выставление оценок. Дизайнер – выполняет задание. Художник – выполняет рисунки. Докладчик – выступает, отвечает на вопросы. Секретарь – оформляет письменный отчет. Систематизация теоретического материала. Изготовление маятника, модели или игрушки-маятника. Д/З на второй урок: окончательное оформление работы.
-
2-й урок. Презентация результатов деятельности: историческая справка, объяснение принципа работы устройства, демонстрация маятника в действии. Рефлексия. Коллективное оценивание результата.
-
Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа: исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.
-
Три уровня организации исследовательского обучения
первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
-
Эксперимент
-
Сравнение и измерение
-
Смачивание различных поверхностей водой
-
Эксперимент
-
Расчеты
-
Составление физического паспорта человека
-
-
Результаты
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
-
Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «уд.-но»; менее 50 баллов - «неуд.-но».
-
Оценочный лист
-
Источники информации
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200404608 (Вадим РОДИОНОВ, Мария СТУПНИЦКАЯ, АНО «Школа «Премьер», МГППУ) Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. http://tolkslovar.ru/p21550.html http://pptcloud.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti Стандарты 2 поколения)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.