Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме "История создания тепловых двигателей" по физике, включающую в себя 8 слайдов. Скачать файл презентации 0.33 Мб. Средняя оценка: 2.8 балла из 5. Для учеников 7 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по физике
В древности люди приводили в действие простейшие механизмы руками или с помощью животных. Затем они научились использовать силу ветра, плавая на парусных кораблях. Они научились так же использовать ветер для вращения ветряных мельниц, перемалывающих зерно в муку. Позже они стали применять энергию течения воды в реках для вращения водяных колес. Эти колеса перекачивали и поднимали воду или приводили в действие различные механизмы.
История появления тепловых двигателей уходит в далекое прошлое. Говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры, великий греческий механик и математик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и ее описание были найдены спустя 18 столетий в рукописях великого итальянского ученого, инженера и художника Леонардо да Винчи.
Как же стреляла эта пушка? Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро. Для нас интересно здесь то, что ствол пушки представлял собой цилиндр, по которому как поршень скользило ядро.
Предпосылки возникновения тепловых двитателей
Слайд 3
Примерно тремя столетиями позже в Александрии — культурном и богатом городе на африканском побережье Средиземного моря — жил и работал выдающийся ученый Герон, которого историки называют Героном Александрийским.
Герон оставил несколько сочинений, дошедших до нас, в которых он описал различные машины, приборы, механизмы, известные в те времена. В сочинениях Герона есть описание интересного прибора, который сейчас называют Героновым шаром.
Он представляет собой полый железный шар, закрепленный так, что может вращаться вокруг горизонтальной оси. Из закрытого котла с кипящей водой пар по трубке поступает в шар, из шара он вырывается наружу через изогнутые трубки, при этом шар приходит во вращение. Внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию вращения шара. Геронов шар — это прообраз современных реактивных двигателей.
Изобретение Герона
Слайд 4
В то время изобретение Герона не нашло применения и осталось только забавой. Прошло 15 столетий. Во времена нового расцвета науки и техники, наступившего после периода средневековья, об использовании внутренней энергии пара задумывается Леонардо да Винчи. В его рукописях есть несколько рисунков с изображением цилиндра и поршня. Под поршнем в цилиндре находится вода, а сам цилиндр подогревается. Леонардо да Винчи предполагал, что образовавшийся в результате нагрева воды пар, расширяясь и увеличиваясь в объеме, будет искать выход и толкать поршень вверх. Во время своего движения вверх поршень мог бы совершать полезную работу.
Несколько иначе представлял себе двигатель, использующий энергию пара, Джованни Бранка, живший на век позже великого Леонардо. Это было колесо с лопатками, в которое с силой ударяла струя пара, благодаря чему колесо начинало вращаться. По существу, это была первая паровая турбина.
Паровая турбина
Д.Бранка
Слайд 5
В XVII-XVIII веках над изобретением паровой машины трудились англичане Томас Севери (1650-1715) и Томас Ньюкомен (1663-1729), француз Дени Папен (1647-1714), русский ученый Иван Иванович Ползунов (1728-1766) и многие другие.
В своем новом двигателе Папен вместо пороха использовал воду. Ее наливали в цилиндр под поршень, а сам цилиндр разогревали снизу. Образующийся пар поднимал поршень. Затем цилиндр охлаждали, и находящийся в нем пар конденсировался — снова превращался в воду. Поршень, как и в случае порохового двигателя, под действием своего веса и атмосферного давления опускался вниз. Этот двигатель работал лучше, чем пороховой, но для серьезного практического использования был также малопригоден: нужно было подводить и отводить огонь, подавать охлажденную воду, ждать, пока пар сконденсируется, перекрывать воду и т.п.
Принцип работы
великой идеи Папена
Слайд 6
Англичанин Томас Севери построил паровой насос для откачки воды из шахты. В его машине приготовление пара происходило вне цилиндра — в котле.
Вслед за Севери паровую машину (также приспособленную для откачивания воды из шахты) сконструировал английский кузнец Томас Ньюкомен. Он умело использовал многое из того, что было придумано до него. Ньюкомен взял цилиндр с поршнем Папена, но пар для подъема поршня получал, как и Севери, в отдельном котле.
Машина Ньюкомена, как и все ее предшественницы, работала прерывисто — между двумя рабочими ходами поршня была пауза. Высотой она была с четырех-пятиэтажный дом и, следовательно, исключительно «прожорлива»: пятьдесят лошадей еле-еле успевали подвозить ей топливо. Обслуживающий персонал состоял из двух человек: кочегар непрерывно подбрасывал уголь в «ненасытную пасть» топки, а механик управлял кранами, впускающими пар и холодную воду в цилиндр.
Машина
Ньюкомена
Слайд 7
Понадобилось еще 50 лет, прежде чем был построен универсальный паровой двигатель. Это произошло в России, на одной из отдаленных ее окраин — Алтае, где в то время работал гениальный русский изобретатель, солдатский сын Иван Ползунов.
Ползунов построил свою «огнедействующую машину» на одном из барнаульских заводов. Это изобретение было делом его жизни и, можно сказать, стоило ему жизни. В апреле 1763 года Ползунов заканчивает расчеты и подает проект на рассмотрение. В отличие от паровых насосов Севери и Ньюкомена, о которых Ползунов знал, и недостатки которых ясно осознавал, это был проект универсальной машины непрерывного действия. Машина предназначалась для воздуходувных мехов, нагнетающих воздух в плавильные печи. Главной ее особенностью было то, что рабочий вал качался непрерывно, без холостых пауз. Это достигалось тем, что Ползунов предусмотрел вместо одного цилиндра, как это было в машине Ньюкомена, два попеременно работающих. Пока в одном цилиндре поршень под действием пара поднимался вверх, в другом пар конденсировался, и поршень шел вниз. Оба поршня были связаны одним рабочим валом, который они поочередно поворачивали то в одну, то в другую стороны. Рабочий ход машины осуществлялся не за счет атмосферного давления, как у Ньюкомена, а благодаря работе пара в цилиндрах.
Весной 1766 года ученики Ползунова, спустя неделю после его смерти (он умер в 38 лет), испытали машину. Она работала в течение 43 суток и приводила в движение мехи трех плавильных печей. Потом котел дал течь; кожа, которой были обтянуты поршни (чтобы уменьшить зазор между стенкой цилиндра и поршнем), истерлась, и машина остановилась навсегда. Больше ею никто не занимался.
"Огнедействующая машина" Ползунова
Слайд 8
Создателем универсального парового двигателя, который получил широкое распространение, стал английский механик Джеймс Уатт (1736-1819).
Работая над усовершенствованием машины Ньюкомена, он в 1784 году построил двигатель, который годился для любых нужд. Изобретение Уатта было принято на ура. В наиболее развитых странах Европы ручной труд на фабриках и заводах все больше и больше заменялся работой машин. Универсальный двигатель стал необходим производству, и он был создан.
В двигателе Уатта применен так называемый кривошипно-шатунный механизм, преобразовывающий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колеса.
Уже потом было придумано «двойное действие» машины: направляя поочередно пар то под поршень, то сверху поршня, Уатт превратил оба его хода (вверх и вниз) в рабочие. Машина стала мощнее. Пар в верхнюю и нижнюю части цилиндра направлялся специальным парораспределительным механизмом, который впоследствии был усовершенствован и назван «золотником».
Затем Уатт пришел к выводу, что вовсе не обязательно все время, пока поршень движется, подавать в цилиндр пар. Достаточно впустить в цилиндр какую-то порцию пара и сообщить поршню движение, а дальше этот пар начнет расширяться и перемещать поршень в крайнее положение. Это сделало машину экономичней: меньше требовалось пара, меньше расходовалось топлива.
Принцип работы машины
Уатта
Посмотреть все слайды
Конспект
�
�
Выполнила: учитель Кузнецкой СОШ Пряхина Н.В.
2006 год
План урока
Этапы урока, содержание
Форма
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Повторение домашнего задания 5 мин
2.1. Введение понятия линзы
Мысленный эксперимент
Проводит мысленный эксперимент, объясняет, демонстрирует модель, рисует на доске
Проводят мысленный эксперимент, слушают, задают вопросы
2.2. Выделение признаков и свойств линзы
Диалог
Ставит проблемные вопросы, приводит примеры
Отвечают на вопросы, делают выводы
2.3. Объяснение хода лучей в линзе
Диалог
Ставит проблемные вопросы, рисует, объясняет
Отвечают на вопросы, делают выводы
2.4. Введение понятия фокуса, оптической силы линзы
Диалог�
Ставит наводящие вопросы, рисует на доске, объясняет, показывает
Отвечают на вопросы, делают выводы, работают с тетрадью
2.5. Построение изображения
Объяснение
Рассказывает, демонстрирует модель, показывает транспаранты
отвечают на вопросы, рисуют в тетради
3.Закрепление нового материала 8 мин
3.1. Принцип построения изображения в линзах
Диалог
Ставит проблемные вопросы
Отвечают на вопросы, делают выводы
3.2. Решение теста
Работа в парах
Коррекция, индивидуальная помощь, контроль
Отвечают на вопросы теста, помогают друг другу
4.Домашнее задание 1 мин
§63,64, упр.9 (8)
Уметь составлять рассказ по конспекту.
Найти и прочитать дополнительный материал по компьютерной программе
�
Урок. Линза. Построение изображения в тонкой линзе.
Цель: Дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках. Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображения графическим методом.
Задачи: изучить виды линз, ввести понятие тонкой линзы как модели; ввести основные характеристики линзы – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическую силу; формировать умения строить ход лучей в линзах.
Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
Структура урока: учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на вопросы преподавателя).
Межпредметные связи: черчение (построение лучей), математика (расчеты по формулам, использование микрокалькуляторов для сокращения затрат времени на вычисления), обществоведение (понятие о законах природы).
Учебное оборудование: фотографии и иллюстрации физических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по физике».
Конспект урока.
С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащимися, проводится фронтальный опрос по изученной теме:
- Какое явление называется преломлением света? В чем его суть?
- Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?
- Какой угол – падения или преломления – будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?
- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?
- Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?
- В каком случае угол преломления равен углу падения?
Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны ее поверхностей называют тонкой линзой.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его в одну точку называют собирающими линзами.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся называют рассеивающими линзами.�Точка в которой лучи после преломления собираются, называется фокусом. Для собирающей линзы – действительный. Для рассеивающей – мнимый.
Рассмотрим ход пучков света через рассеивающую линзу:
Вводим и показываем основные параметры линз:
- оптический центр линзы;
- оптические оси линзы и главную оптическую ось линзы;
- главные фокусы линзы и фокальную плоскость.
Построение изображений в линзах:
Точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси.
Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через линзу проходит через фокус, соответствующий этой оси.
Луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу.
Луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.
d – расстояние предмета до линзы
F – фокусное расстояние линзы.
1. Предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы: d > 2F .
линза даст уменьшенное ,перевернутое, действительное изображение предмета.
Предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом: F< d < 2F
Линза дает увеличенное, перевернутое, действительное изображение предмета.�
Предмет помещен в фокус линзы: d = F
Изображение предмета будет размыто.
4. Предмет находится между линзой и ее фокусом: d < F
изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено по ту же сторону от линзы, что и предмет.
5. Изображения, даваемые рассеивающей линзой.
линза не дает действительных изображений, лежащих по ту же сторону от линзы, что и предмет.
Формула тонкой линзы:
Формула для нахождения оптической силы линзы:
величина, обратная фокусному расстоянию, называется оптической силой линзы. Чем короче фокусное расстояние, тем оптическая сила линзы больше.
Оптические приборы:
фотоаппарат
киноаппарат
микроскоп
Тест.
Какие линзы изображены на рисунках?
а. б.
С помощью какого прибора можно получить изображение показанное на рисунке.
а. фотоаппарат б. киноаппарат в. лупа
Какая линза изображена на рисунке?
а. собирающая
б. рассеивающая
�
вогнутые
выпуклые
линзы
�
�
Выполнила: учитель Кузнецкой СОШ Пряхина Н.В.
2006 год
План урока
Этапы урока, содержание
Форма
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Повторение домашнего задания 5 мин
2.1. Введение понятия линзы
Мысленный эксперимент
Проводит мысленный эксперимент, объясняет, демонстрирует модель, рисует на доске
Проводят мысленный эксперимент, слушают, задают вопросы
2.2. Выделение признаков и свойств линзы
Диалог
Ставит проблемные вопросы, приводит примеры
Отвечают на вопросы, делают выводы
2.3. Объяснение хода лучей в линзе
Диалог
Ставит проблемные вопросы, рисует, объясняет
Отвечают на вопросы, делают выводы
2.4. Введение понятия фокуса, оптической силы линзы
Диалог�
Ставит наводящие вопросы, рисует на доске, объясняет, показывает
Отвечают на вопросы, делают выводы, работают с тетрадью
2.5. Построение изображения
Объяснение
Рассказывает, демонстрирует модель, показывает транспаранты
отвечают на вопросы, рисуют в тетради
3.Закрепление нового материала 8 мин
3.1. Принцип построения изображения в линзах
Диалог
Ставит проблемные вопросы
Отвечают на вопросы, делают выводы
3.2. Решение теста
Работа в парах
Коррекция, индивидуальная помощь, контроль
Отвечают на вопросы теста, помогают друг другу
4.Домашнее задание 1 мин
§63,64, упр.9 (8)
Уметь составлять рассказ по конспекту.
Найти и прочитать дополнительный материал по компьютерной программе
�
Урок. Линза. Построение изображения в тонкой линзе.
Цель: Дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках. Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображения графическим методом.
Задачи: изучить виды линз, ввести понятие тонкой линзы как модели; ввести основные характеристики линзы – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическую силу; формировать умения строить ход лучей в линзах.
Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
Структура урока: учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на вопросы преподавателя).
Межпредметные связи: черчение (построение лучей), математика (расчеты по формулам, использование микрокалькуляторов для сокращения затрат времени на вычисления), обществоведение (понятие о законах природы).
Учебное оборудование: фотографии и иллюстрации физических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по физике».
Конспект урока.
С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащимися, проводится фронтальный опрос по изученной теме:
- Какое явление называется преломлением света? В чем его суть?
- Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?
- Какой угол – падения или преломления – будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?
- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?
- Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?
- В каком случае угол преломления равен углу падения?
Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны ее поверхностей называют тонкой линзой.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его в одну точку называют собирающими линзами.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся называют рассеивающими линзами.�Точка в которой лучи после преломления собираются, называется фокусом. Для собирающей линзы – действительный. Для рассеивающей – мнимый.
Рассмотрим ход пучков света через рассеивающую линзу:
Вводим и показываем основные параметры линз:
- оптический центр линзы;
- оптические оси линзы и главную оптическую ось линзы;
- главные фокусы линзы и фокальную плоскость.
Построение изображений в линзах:
Точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси.
Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через линзу проходит через фокус, соответствующий этой оси.
Луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу.
Луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.
d – расстояние предмета до линзы
F – фокусное расстояние линзы.
1. Предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы: d > 2F .
линза даст уменьшенное ,перевернутое, действительное изображение предмета.
Предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом: F< d < 2F
Линза дает увеличенное, перевернутое, действительное изображение предмета.�
Предмет помещен в фокус линзы: d = F
Изображение предмета будет размыто.
4. Предмет находится между линзой и ее фокусом: d < F
изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено по ту же сторону от линзы, что и предмет.
5. Изображения, даваемые рассеивающей линзой.
линза не дает действительных изображений, лежащих по ту же сторону от линзы, что и предмет.
Формула тонкой линзы:
Формула для нахождения оптической силы линзы:
величина, обратная фокусному расстоянию, называется оптической силой линзы. Чем короче фокусное расстояние, тем оптическая сила линзы больше.
Оптические приборы:
фотоаппарат
киноаппарат
микроскоп
Тест.
Какие линзы изображены на рисунках?
а. б.
С помощью какого прибора можно получить изображение показанное на рисунке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.