Содержание
-
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯМБОУ лицей № 87 имени Л. И. Новиковой
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 8 класс Нижний Новгород 2013 год
-
ОВСЯННИКОВА АЛЕКСАНДРААЛЕКСАНДРОВНАУЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ИАСТРОНОМИИ
-
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ:
Образование - высшее Окончила НГПУ им. М. Горького Специальность – физика и естествознание Категория – первая Стаж работы – 11 лет Курсы повышения квалификации - Теория и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла, ГОУ ДПО НИРО, 144 часа, октябрь 2010 год; - Информационные технологии в организации исследовательской деятельности учащихся, НГУ им. Н.И. Лобачевского, 108 часов, октябрь-ноябрь 2011год - Открытый семинар МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения», Московский Педагогический марафон учебных предметов , 2 часа/апрель 2012год; - Развитие интереса учащихся через решение задач , Московский Педагогический марафон учебных предметов, 2 часа, апрель 2012год; Автоматизированное рабочее место преподавания физики: новые подходы и успешные практики, Московский Педагогический марафон учебных предметов, 2 часа, апрель 2012год. Член районной предметной комиссии ГИА Член ассоциации учителей физики и астрономии Нижегородской области Администратор МБОУ лицей№87 им. Л. И. Новиковой в интернет – портале ProШколу.ru Заведую кафедрой физики и математики в МБОУ лицей №87 имени Л. И. Новиковой
-
Пояснительная записка
Изучение предмета в основной школе осуществляется по программе: Е.М. Гутника, А.В. Перышкина на базовом уровне (2 часа в неделю). В рамках лицейского компонента в учебный план 8 класса добавлен 1 час решения задач по программе элективного курса «Практикум решения физических задач 8-11». Авторы программы Овсянникова А.А., Прохорова Л.М. Тема «Световые явления» изучается в объеме 10 часов
-
Учебно-методический комплект
Перышкин А.В. Физика. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 класс.- М.: Просвещение, 2010г Л.А. Кирик. Физика 8. Самостоятельные и контрольные работы.- М.: Илекса, 2012 Программы для общеобразовательных чреждений. Физика. Асторонмия. 7-1 кл./ В.А. Коровин, В.А. Орлов.-М: Дрофа,2009
-
Цели и задачи изучения темы
Образовательные Развивающие Воспитательные Сформировать понятия: источник света, прямолинейное распространение света, преломление света, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Научить: строить изображения, даваемые тонкой линзой; применять формулу тонкой линзы при решении задач, применять полученные знания для объяснения световых явлений в природе, и устройства оптических приборов. Рассмотреть глаз как оптическую систему. Выработать умение применять знания для решения задач. Развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления, внимания, памяти; развитие мировоззрения; дальнейшее совершенствование математического аппарата, самостоятельности в приобретении новых знаний Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры, ответственного отношения к учебному труду; уверенности в своих силах; добросовестности, дисциплинированности, трудолюбия
-
Содержание темы «Световые явления»
-
Поурочное планирование темы
-
Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы
Возраст Второй этап подросткового развития (13-15 лет) – 8-9 классы Ведущая деятельность Общение со сверстниками Основные психические новообразования Особенности возраста стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками; обостренное чувства взрослости; сложные поведенческие проявления; рост информационных перегрузок - Критичность мышления: ученик ставит исследо-вательские цели, выдвигает гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривает известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. - Склонность к рефлексии. - Стремление к самостоятельности.
-
Объяснительно-иллюстративные лекция; беседа; демонстрации иллюстрации; работа с учебником. Проблемное изложение Исследовате-льские лабораторная работа; аналиитичес-кие задачи; подготовка докладов, сообщений; составление кроссвордов; наблюдения. Репродуктивные воспроизведение изученного теоретического материала; типовые задачи, решаемые по алгоритму; тестовые задания; упражнения тренировочного характера. эвристическая беседа; проблемное изложение; создание проблемных ситуаций. Применяемые методы обучения в теме «Световые явления»
-
Технологии, применяемые при изучении темы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГА-ЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРО-ВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ
-
Применяемые формы обучения
Индивидуальная Фронтальная Групповая Дистанционная
-
Предполагаемые результаты
Личностные Метапредмет-ные Общепредмет-ные Частные предметные Мотивация образовательной деятельности; Формирование познавательных интересов и творческих способностей; Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; Формирование умения работать в группе; Овладение навы-ками организации учебной деятель-ности, постановки целей, планиро-вания, самоконтро-ля и оценки резуль-татов своей деяте-льности; формирование умений воспри-нимать, перераба-тывать, анализиро-вать информацию, работать с текстом умение проводить эксперимент, обра-батывать результат, работать с форму-лами, строить изо-бражения, даваемые тонкими линзами; умение применять теоретические зна-ния на практике (решение задач) и для объяснения дей-ствия оптических приборов; развитие теорети-ческого мышления; коммуникативные умения - Понимание и способность объяснять явления преломления и отражения света; - Умение измерять фокусное расстоя-ние собирающей линзы, оптическую силу линзы; - владение экспериментальными методами исследования зависимости угла отражения от угла падения света
-
Тема урока: Изображения линзы
ТИП УРОКА – КОМБИНИРОВАННЫЙ Цель урока: ИЗУЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ДАВАЕМЫЕ СОБИРАЮЩЕЙ И РАССЕЙВАЮЩЕЙ ЛИНЗАМИ Задачи урока образовательные:повторить материал предыдущего урока (линза, виды линз, оптическая ось, фокус линзы, фокусное расстояние, фокальная плоскость, оптическая сила линзы); познакомить с изображениями, даваемыми собирающей и рассеивающей линзами; научить строить изображения; изучить формулу нахождения оптической силы линзы Воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность, показать роль прилежания и внимания при изучении материла; способствовать развитию работы учащихся в группах Развивающие: повысить уровень критического , логического и аналитического мышления; развитие навыков работы с чертежами, внимания, памяти
-
План урока
-
-
Этап проверки домашнего задания и контроля усвоения изученного на прошлом уроке материала
На данном этапе урока проводится фронтальная работа с учащимися на повторение материала предыдущего урока Использую презентацию Повторение материала. Линзы.ppt
-
Этап активации познавательной деятельности
Демонстрация опыта по получению изображения собирающей линзы. Постановка вопроса: Как получить четкое изображение предмета? Какие изображения дают собирающая и рассеивающая линзы? Запись темы урока.
-
Этап усвоения новых знаний
Построение хода лучей в собирающей линзе при f>2F А А1 В В1 Изображение: действительное, перевернутое, уменьшенное
-
Построение хода лучей в собирающей линзе при F
-
Построение хода лучей в собирающей линзе при F>f Изображение: мнимое, прямое, увеличенное В А А1 В1
-
Построение изображения в рассеивающей линзе
А В Изображение всегда: мнимое, увеличенное, прямое А' В' Модель изображения в рассеивающей линзе изображения рассеивающ линзы.mp4
-
Этап обобщения, закрепления новых знаний и способов действия
Самостоятельное построение учащимися изображений в собирающей линзе для случаев f=F, f=2F Проверка полученных результатов f=F f=2F Изображение: отсутствует (лучипараллельны друг другу) Изображение: действительное, перевернутое, равное по размерам предмету Модель изображения собирающей линзы модель изображения собир линзы.mp4
-
-
Этап рефлексии
Использование раздаточного материала, на котором изображен ход лучей в линзах с ошибками. Учащиеся исправляют ошибки.
-
Этап информирования о домашнем задании
Запись домашнего задания §67, упр. 34, №1599
-
Предполагаемые результаты
Личностные: сформированность познавательных интересов к оптическим явлениям, самостоятельность в приобретении практических навыков построения изображений, формирование ценностных отношений друг к другу. Метапредметные: сформированость умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, в соответствии с поставленными задачами, развитие диалогической и монологической речи, умение выражать свои мысли, умение выслушивать собеседника. Общепредметные результаты: формирование коммуникативных умений, развитие теоретического мышления на основе формирования умения формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Частные предметные результаты: сформировать умение построения изображений в линзах, умение анализировать и давать характеристику полученного изображения
-
Спасибо за внимание!Успехов на уроках!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.