Содержание
-
ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Преподаватель физики БИТТ Н.А.Малышева 2012
-
Цель урока:
познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн; воспитывать бережное отноше- ние к своему здоровью и здоровью окружающих.
-
Задачи урока:
Образовательная: - привести в систему знания учащихся о звуковой волне; - сформировать представление о взаимосвязи физики и других наук.
-
Развивающая: - развивать умение связывать имеющиеся знания со знаниями в других областях; - создать условия для расширения кругозора учащихся и интереса к предмету.
-
Задачи урока
Воспитательная: научить использовать полученные знания для защиты от вредных воздействий звука; формировать трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность.
-
Вспомним!
Что такое механические волны? Каких двух видов бывают механические волны? Что такое: амплитуда; период; частота; длина волны; скорость волны. Какая связь существует между периодом и частотой волны? Какая связь существует между длиной волны и скоростью ее распространения?
-
Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос: Откуда звуки возникают? Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез!
-
Нас окружает мир звуков
Музыкальные инструменты
-
Шум транспорта
-
Голоса людей
-
Звуки птиц
-
Звуки животных
-
Мы наблюдаем эхо
-
Что такое звук?
Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.
-
Звук – продольная волна
Поперечная волна Продольная волна
-
Что такое звуковая волна?
Механические волны, которые вызывают ощущение звука, называют звуковыми волнами.
-
Где изучается звук?
Раздел физики, в котором рассматриваются свойства звуковых волн, закономерности их возбуждения, распространения и действия на препятствия, называется акустикой.
-
Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой примерно от 16 Гц до 20 кГц.
-
Применение ультразвука
медицина военная промышленность (подводный флот) геология и геофизика бытовое использование (стиральные машины, радары, дальномеры и др.) эхолот для определения глубины моря дробление тел получение смесей дефектоскопия косметология удаление ржавчины стерилизация
-
Применение инфразвука
предсказание штормов на море предсказание землетрясений военное дело рыболовецкий промысел криминалистика изучение поведения животных
-
Животные в качестве звука воспринимают волны других частот.
-
Скорость звука впервые измерена в 1826 г. Ж. Колладоном и Я. Штурмом. t = 8о С v = 1440 м/с
-
Это надо знать!
-
Источники звука
-
Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Источники звука бывают естественные и искусственные.
-
-
Человек ощущает звук, если существует:
- источник звука; - упругая среда между ним и ухом; - определенный диапазон частот колебаний источника звука – между 16 Гц и 20 кГц; - достаточная для восприятия ухом мощность звуковых волн.
-
Во всех ли средах распространяется звук?
-
Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.
-
Будет ли звучать будильник, если откачать воздух из-под колокола?
-
Скорость звука
-
Скорость звука в различных веществах
-
Вывод
Распространение звука происходит не мгновенно, а с конечной скоростью. Для распространения звука обязательно нужна среда — воздух, жидкость или твердое тело. Звук в вакууме распространяться не может, т.к. здесь нет упругой среды,и поэтому не могут возникнуть упругие механические колебания.В каждой среде звук распространяется с разной скоростью.
-
Что такое звук?
а) колебания возникающие в упругой среде с частотой от 20Гц до 20кГц б) колебания возникающие в упругой среде с частотой меньше 20Гц в) колебания возникающие в упругой среде с частотой больше 20кГц г) любые колебания возникающие в упругой среде
-
Камертон
Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.
-
Подумайте!
При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается? а) голосовыми связками; б) ветром; в) взмахами крыльев; г) строением тела
-
Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями? а) они не взмахивают крыльями; б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов; в) муха; г) бабочка.
-
тест
-
Звуковые редакторы
позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его наглядно с помощью мыши, а также микшировать звуки и применять различные акустические эффекты.
-
позволяют изменять качество оцифрованного звука и объём звукового файла путём изменения частоты дискретизации и глубины кодирования.
-
Запомните!
Человеческое ухо очень чувствительный прибор. С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки слух людей ухудшается.
-
Слепота отделяет нас от вещей. Глухота – от людей. Э.Кант
Мы являемся частью звукового мира, а видимый мир только наблюдаем. Слепой человек продолжает общаться с людьми, а глухой лишен звукового общения.
-
Причины ухудшения слуха:
частое посещение дискотек и чрезмерное увлечение аудиоплеерами
-
-
Запомните!
Шумовое загрязнение окружающей среды одна из актуальных проблем на сегодняшний день.
-
Домашнее задание
§45, выучить понятие звуковые волны и чему равна скорость звука (формулы). Экспериментальная задача: определить расстояние, на которое распространяется звук. Подготовить презентацию о применении звука.
-
-
-
Все запечатлено в звуках. Прошлое человека, его настоящее и будущее. Тому, кто не умеет слушать, невнятны советы, которые жизнь дает нам ежеминутно. Лишь тот, кто слышит шум бытия, может принять верное решение. П. Коэльо
-
Спасибо за внимание!
-
Литература и источники.
Физика. 11 класс. Мякишев.Г.Я. Буховцев Б.Б. Москва “Просвещение” 2008. Журнал “Физика в школе” Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. Москва. Бином. Лаборатория знаний 2003 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. class-fizika.narod.ru school-collection.edu.ru http://viki.rdf.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.