Содержание
-
ВОПРОСЫ АКУСТИКИ
1
-
Слуховые органы человека способны оценивать громкость звука, его высоту и тембр. Исследуя различные звуки с помощью электронного осциллографа, можно детально сопоставить объективную и субъективную оценки звука. Так как звук есть результат колебаний воздуха, то его можно исчерпывающим образом описать графиком изменения амплитуды (смещения, скорости колебания или давления - это довольно безразлично) во времени. Объективная и субъективная характеристики звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 2
-
Подобный график дает возможность выяснить, является ли процесс периодическим, и если да, то определить основной тон колебания. Изучая форму кривой периодического колебания, можно установить, какие обертоны и с какими амплитудами присутствуют. Иначе говоря, график зависимости колебания от времени позволяет найти спектр колебания, т.е. узнать, какие в нем присутствуют частоты и какими амплитудами они представлены в спектре. Объективная и субъективная характеристики звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 3
-
График можно получить с помощью микрофона, присоединенного к осциллографу. В более совершенных установках возможно автоматическое преобразование графика колебания в его спектр. Линейчатыми спектрами обладают периодические колебания, сплошными -колебания, не имеющие периода. К первым относятся музыкальные звуки, ко вторым - различного рода шумы. Объективная и субъективная характеристики звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 4
-
Один и тот же музыкальный тон, взятый на разных инструментах, будет иметь одну и ту же основную частоту, но разный спектр. Тембровая окраска звука определяется распределением интенсивностей обертонов: Объективная и субъективная характеристики звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 5
-
Чем сложнее спектр, тем богаче тембр звука в музыкальном отношении. Интересно, что фазовые сдвиги обертонов не влияют на субъективное восприятие звука. Ухо чувствует только силу обертонов. Анализ шумов имеет практическое значение. Если известны частоты, особенно сильно представленные в шуме, то это облегчает установление причин шума, а значит, и его устранение. Объективная и субъективная характеристики звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 6
-
На рисунке жирными кривыми ограничена область колебаний, воспринимаемых Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 7 наслух средним человеком. По оси ординат отложеныдве однозначно связанные величины: амплитуда звукового давления и сила (интенсивность) звука.
-
Звуковое давление ри сила звука Iсвязаны в простейшем случае формулой Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 8 Действительно, интенсивность волны , где w- плотность энергии, т. е. w=ru2/2. Но и=p/rc. Делая подстановку, мы получим написанную выше формулу.
-
Сила звука может быть измерена в Вт/см2. Для воздуха rc=41. Сильнейшие звуки, вызывающие Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 9 болевое ощущение, создаются давлением порядка 2000 бар, очень слабые звуки, но все же воспринимаемые средним человеком, имеют давление 2·10-4бар (1 бар = 1 дин/см2).
-
Мы получим для предельных интенсивностей звука цифры от 0,5·10-2Вт/см2 до 0,5·10-16Вт/см2. Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 10 Столь большой диапазон интенсивностей делает целесообразным введение логарифмической шкалы.
-
Пусть сила одного звука I1адругого I2. Говорят, что I2 громче I1 на Кдецибелов, если Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 11 Величину Кназывают уровнем громкости.Таким образом, если силы звука отличаются в миллион раз, то по громкости они различаются на 60 децибелов.
-
Оценивая силу звука в децибелах, надо указать нулевой уровень. Обычно берут величину, близкую Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 12 к порогу слышимости (10-16Вт/см2), тогда шепот обладает громкостью порядка 15 дБ, а шум самолета - 120 дБ.
-
Возвращаясь еще раз к диаграмме слуховых восприя-тий, отметим, что область речи за-ключена в более Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 13 узкие рамки как по частотам (от 100 до 10000 Гц), так и по силам (от 40 до 80 дБ). Звуки разной частоты обладают различной слышимостью. Лучше всего ухо воспринимает частоты в несколько тысяч Герц.
-
Ниже 20 Гц лежит область инфразвука, выше 10000 - 20000 Гц — область ультразвука. Примерные значения звукового давления р,интенсивности Iи громкости звука К: Сила и громкость звука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 14
-
В одних помещениях произносимая речь звучит неразборчиво, хотя и громко, в других залах оратору надо возвышать голос, чтобы быть услышанным. Представляют интерес поиски физических констант помещения, характеризующих его акустические свойства. Опыт показывает, что важнейшим фактором такого рода является так называемое время реверберации- время, в течение которого произнесенный звук ослабляется в миллион раз по отношению к первоначальной силе. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 15
-
В акустическом отношении помещение наилучшее, если время реверберации tсоставляет 0,5 - 1,5 с. Если tменьше 3 с, помещения считают хорошими. Если же tпревосходит 5 с, то акустика такого помещения очень плоха, она характеризуется «гулким звучанием». Произнесенный в каком-либо месте большого зала звук отражается от стенок, пола и потолка комнаты, отражается от мебели, от драпировок, от одежды сидящих в зрительном зале людей. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 16
-
Если при каждом отражений звук теряет большую долю энергии, то затухание звука произойдет очень быстро. Время реверберации в этом случае очень мало, звук будет «глухим». Гулкость возникнет в том случае, если звук будет многократно отражаться с малым затуханием. Слушатель будет улавливать звуковую волну, непосредственно достигшую уха, двукратно отраженную, трехкратно отраженную и т. д. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 17
-
Если время между приходом этих звуковых волн не превысит 1/15с, то ухо услышит не два или три звука, как в хорошо известном явлении эха, а воспримет размазанный и, следовательно, нечеткий звук. Очевидно, что вопрос о времени затухания звука определяется поглощением его окружающими телами. Так как звук отражается многократно, через короткое время постоянного звучания какого-либо источника все помещение более или менее равномерно заполнится звуковой, т.е. колебательной, энергией. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 18
-
Через короткий срок установится равновесие между энергией, отдаваемой источником, и энергией, поглощаемой средой. Заметим, кстати, что при отсутствии поглощения звуковая энергия в закрытом помещении возрастала бы неограниченно при постоянном звучании источника. Представим себе, что источник звука прекратил свою работу. Тогда будет происходить лишь одно явление, а именно, поглощение звуковой энергии поверхностью тел, находящихся в помещении. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 19
-
Каждый из материалов, принимающих участие в этом процессе, обладает характерным для него коэффициентом поглощения a. Если в помещенииимеется открытое окно, то для него коэффициент поглощения можно принять равным 1, так как звук полностью уходит (а это все равно, что поглощается) из помещения. Для гладкой и твердой стены коэффициент aблизок к нулю (для бетона 0,015). Теперь поглощение звука, характерное для всего помещения, можно описать величиной A=a1S1+a2S2+a3S3+... . Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 20
-
В этой сумме учитываются все поверхности, ограничивающие помещение. Теория показывает, что время реверберации зависит от величины Аи от объема помещения V,а именно,. В этой формуле объемнадо выразить в кубических метрах, а величину А— в квадратных метрах (0,16 - размерный коэффициент). С помощью последней формулы нетрудно найти типичные значения времен реверберации. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 21
-
Коэффициент поглощения для бетона мы привели только что; не намного больше (до 3%) энергии поглощают стекло, дерево, штукатурка. Резкое увеличение поглощения происходит при внесении в помещение мягких материалов. Так, одежда одного человека поглощает столько же звука, сколько 20 м2 стены. Для мягких материалов коэффициенты поглощения колеблются от 0,5 до 0,9. Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 22
-
Для решения акустических проблем при строительстве зданий большое значение имеют пористые материалы, коэффициент поглощения которых может приблизиться к aдля мягких материалов (пеностекло, пенобетон). Архитектурная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 23
-
Если волна переходит из одной среды в другую, то она меняет направление распространения в соответствии с законом преломления. Угол, на который меняется направление распространения, определяется показателем преломления, т.е. отношением скоростей распространения. Известно, что скорость распространения звука чувствительно зависит от температуры. Изменение температуры на 1°С меняет скорость звука примерно на 0,5 м/с. Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 24
-
В различных слоях земной атмосферы температура имеет, как правило, разные значения. Значит, в разных слоях воздуха звук будет иметь различную скорость. Как же скажется на распространении звука то обстоятельство, что он движется в среде, где коэффициент преломления непрерывно меняется? Ответ на этот вопрос дает схема, изображенная на следующем слайде. Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 25
-
Представим себе, что звук проходит через серию слоев, внутри которых показатель преломления постоянен, Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 26 а при переходе от слоя к слою меняется скачком. Путь звуковой волны представится ломаной линией. Если же толщины слоев будут малы и различия в коэффициентах преломления начнут уменьшаться, то ломаная линия будет неотличима от кривой.
-
Значит, в среде переменного показателя преломления звуковые волны распространяются, вообще говоря, по Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 27 кривым линиям. При этом линия загибается всегда таким образом, что от точки к точке волна движется кратчайшее время (это положение носит название принципа Ферма). В этом случае прямая линия в известном смысле не является кратчайшей.
-
Покажем справедливость этого принципа для случая двух соседних участков ломаной кривой, которую мы только что рассматривали. Для простоты положим, что оба участка имеют равные толщины d и разные скорости распространения v1и v2. Время, затрачиваемое волной, чтобы пройти указанный на рисунке путь, равно Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 28
-
Время выражено через независимую переменную х.Придавая хразличные значения, мы будем получать разные преломления и разные времена перехода от той же начальной точки к той же конечной точке. Наименьшим время будет при условии, что , т. е. при условии Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 29
-
Ho есть синус угла падения, а - синус углапреломления. Таким образом, мы доказали, что преломление волны происходит так,чтобы время ее движения стало минимальным. Следует подчеркнуть,что этот результат справедлив для всех волновых процессов, а нетолько для упругих волн. Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 30
-
Таким образом, волна, идущая в неоднородной среде, меняет свое направление так, чтобы удлинить свой путь в среде с большой скоростью распространения и сократить его в слоях, где скорость распространения меньше. Иначе говоря, слои с большой скоростью распространения будут проходиться по возможности полого, а слои с малой скоростью распространения - по возможности отвесно. Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 31
-
Эти замечания делают вполне понятными рисунки, на которых схематически представлен ход звуковой волны для Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 32 случая, когда температура воздуха убывает с высотой (что обычно имеет место днем) и когда температура возрастает с высотой (ночные условия).
-
В данном случае большая скорость распространения звука имеет место в слоях, близких к земле. Если проследить за Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 33 распространением звуковой волны, вышедшей из надземного пункта под небольшим углом к вертикали, то обнаружится следующая картина.
-
Каждый последующий слой отклоняет волну все дальше и дальше от вертикали. Когда угол падения достигнет Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 34 угла a0, для которого ,преломление прекращается, происходит полное отражение.
-
То есть волна не только не распро-страняетсявдоль земной поверхности, но, напротив, поворачивается и Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 35 направляется вверх. Формально причины полного отражения понятны: не может стать большим единицы.
-
Физическую сущность этого явления мы рассмотрим позже на примере электромагнитных волн. Нарисованная Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 36 картина делает понятным образование «зон молчания». Ночью путь звуковой волны обращен выпуклостью кверху. Поэтому слышимость ночью много выше, чем днем.
-
Если же звук распространяется над отражающей поверхностью (воднаягладь), то несильные звуки могут быть слышны за несколько километров. Путь волны представляет тогда последовательность выпуклых дуг Атмосферная акустика ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 37
-
Колебательная энергия в единице объема звуко-вого поля пропорциональна квадрату частоты. Действительно, плотность колебательной энергии ,но амплитуда скорости и0=Аw,а следовательно, пропорциональна. Сильные источники ультразвука способны создать колеба-нияс амплитудой давления в десятки атмосфер. Таким образом, в микрообъемах вещества несколько тысяч раз в секунду напряжение дости-гаетдесятков атмосфер сжатия, падает до нуля, достигает десятков атмосфер растяжения и т. д. Действие ультразвука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 38
-
Ясно, что такое сильное механическое действие может привести к ряду специфических явлений. К ним относится явление кавитации. В момент колебания, соответствующий предельному растяжению в жидкости, находящейся в ультразвуковом поле, происходит микроскопический разрыв, куда устремляются растворенные газы и пар. В момент колебания, соответствующий сжатию, в области этих разрывов возникают колоссальные давления порядка тысяч атмосфер. Действие ультразвука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 39
-
Столь существенные действия ультразвука могут быть использованы для преодоления сил, действующих между молекулами. Эмульсии (жир в воде, бензол в воде и пр.) диспергируются под действием ультразвука. В частице, взвешенной в воде, рано или поздно наступает кавитационныйразрыв. Дробящее действие ультразвука находит широкое применение в промышленности. Действие ультразвука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 40
-
Однако и при отсутствии кавитации действие ультразвука может быть немаловажным. Если ультразвуковая волна проходит через аэрозоль (газ со взвешенными твердыми частицами, например дым) - то результатом является осаждение частиц. Ультразвуковые колебания собирают твердые частицы в узлах звукового давления, частицы слипаются и становятся достаточно тяжелыми, чтобы опуститься на землю. Действие ультразвука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 41
-
Нахождение раковин, внутренних трещин и других дефектов металлов с помощью ультразвукового просвечивания является также важной областью применения ультразвука. Метод основан на отражении ультразвука границей среда - воздух или основной металл - включение. Заметный эффект будет получен лишь в том случае, если размеры дефекта больше длины волны. Чтобы увидеть дефект размером в 1 мм, нужна длина волны менее 0,1 мм и, значит, частоты порядка 109 Гц. Действие ультразвука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 42
-
Обычно работают на много меньших частотах (107 Гц) и применяют метод для обнаружения крупных пороков. Широко известно применение ультразвука в эхолотах и гидролокаторах. Действие ультразвука ВОПРОСЫ АКУСТИКИ 43
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.