Содержание
-
Тема урока: «Законы Ньютона».
Фундаментальные образовательные объекты: свободное тело, инерциальные системы отсчета, принцип относительности Галилея, инерция, сила, принцип суперпозиции сил.
-
Урок коммуникативного типа, обобщающий творческий отчёт с групповой работой.
Цель урока: составление учениками общего представления о значимости законов Ньютона в решении большого количества задач ЕГЭ. Проблема урока: всегда ли действуют законы Ньютона?!?
-
План урока.
Объяснение структуры урока, постановка его целей учениками. 3 мин. Демонстрация опытов. 7 мин. Фронтальный коллективный сбор информации по теме урока. 10 мин. Создание трёх рабочих групп и группы экспертов.(Решение качественных задач). 5 мин. Работа групп по контрольным картам. 30 мин. Выступление групп с использованием домашних заготовок ( презентаций и подборок задач из тестов ЕГЭ по трем законам Ньютона. 30 мин. Оценка выступлений. Рефлексия. 5 мин.
-
Качественные задачи.
1. Птица в клетке – ящике сидит на дне. Ящик с ней уравновешен на весах. Нарушится ли равновесие весов, если птица взлетит? 2. Заяц, спасаясь от преследующей его собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее? 3. Некоторые морские животные, например каракатицы, перемещается в воде, выбрасывая из себя струю жидкости. Какое физическое явление лежит в основе такого движения? 4. Метеорит сгорает в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Куда девается при этом его количество движения?
-
Контрольная карта 1 группе.
Первый закон Ньютона. Свободное тело. Примеры. Инерция. Равномерное прямолинейное движение. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Решение задач ЕГЭ.
-
Контрольная карта 2 группе.
Второй закон Ньютона. Сила. Принцип суперпозиции. Вектор ускорения. В любой ли системе отсчёта справедлив второй закон Ньютона? Решение задач ЕГЭ.
-
Контрольная карта 3 группе.
Третий закон Ньютона. В любой ли системе отсчёта справедлив третий закон Ньютона? Классическая механика. Квантовая механика. Решение задач ЕГЭ.
-
Задачи ЕГЭ. Задания А2.
A 2 № 238. Система отсчета связана с лифтом. Когда эту систему можно считать инерциальной? A 2 № 3562. К боковой поверхности цилиндра, вращающегося вокруг своей оси, прижимают второй цилиндр с осью, параллельной оси первого, и радиусом, вдвое превосходящим радиус первого. При совместном вращении двух цилиндров без проскальзывания у них совпадают 1) периоды вращения 2) частоты вращения 3) линейные скорости точек на повехности 4) центростремительные ускорения точек на поверхности.
-
A 2 № 4222. Корпус динамометра приклеен к столу. К крюку динамометра привязана лёгкая нить . ко второму концу которой приложена постоянная сила. Чему равен модуль силы натяжения нити ? 1) 3 H 2) 6 H 3) 0 H 4) может лежать в интервале от 3 Н до 6 Н
-
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
Решение задачи № 238. Система отсчета, двигающаяся поступательно и равномерно относительно инерциальной системы отсчета, также является инерциальной. Систему отсчета, связанную с Землей, можно считать инерциальной. Таким образом, с двигающийся равномерно вверх лифтом также можно связать инерциальную систему отсчета. Правильный ответ: 3.
-
Решение задачи № 3562.
Условие того, что цилиндры вращаются без проскальзывания, означает, что контактирующие точки цилиндров двигаются с одинаковыми скоростями, а это, в свою очередь, означает что все точки на поверхности цилиндров имеют одинаковые линейные скорости. Используя это, можно показать, что все остальные перечисленные характеристики у цилиндров различны. Действительно, период обращения цилиндра равен Т = 2πr/v. Поскольку радиусы у цилиндров отличаются, заключаем, что отличаются и периоды обращения. Частоты обращения обратно пропорциональны периодам, следовательно, разнятся и они. Наконец, центростремительное ускорение определяется выражением a = v2/r. Опять же, разница в радиусах приводит к отличию в центростремительных ускорениях точек на поверхности. Правильный ответ: 3.
-
Решение задачи №4222
Решение. Динамометр показывает силу упругости, возникающую при растяжении его пружины. По третьему закону Ньютона эта сила упругости равна внешней растягивающей силе, то есть силе натяжения нити. С другой стороны, опять же по третьему закону Ньютона, сила натяжения нити равна внешней силе . Следовательно, модуль силы натяжения нити равен 3 Н. Правильный ответ: 1.
-
Выступления групп. Эксперты оценивают.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности. Каковы способы классификации материала? В чём состоит приращение знаний по данной теме? Какие возникли вопросы по теме? Ответ на проблемный вопрос урока. Задание на дом: Составить индивидуальные образовательные программы по теме «Три закона Ньютона».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.