Презентация на тему "Психологическая подготовка к соревнованиям"

Презентация: Психологическая подготовка к соревнованиям
Включить эффекты
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Психологическая подготовка к соревнованиям"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 45 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по физкультуре для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Психологическая подготовка к соревнованиям
    Слайд 1

    Психология спорта

    Лекция №9 Психологическая подготовка к соревнованиям

  • Слайд 2

    План

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям Предстартовые, соревновательные и послесоревновательные состояния Аутогенная тренировка

  • Слайд 3

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям (1, 2 звенья)

    1. Сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о сопернике. 2. Пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена и команды и перспективах их изменения к началу соревнования

  • Слайд 4

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям (3, 4 звенья)

    3. Правильное определение и формулировка цели участия в соревновании 4. Формирование и актуализация соответствующих цели общественно-значимых мотивов выступления в соревновании

  • Слайд 5

    Цель

    Целью обычно является достижение намеченного результата. Цель должна соответствовать возможностям спортсмена при данном уровне тренированности, даже несколько превышать их, в тоже время она не должна быть и слишком легкой.

  • Слайд 6

    Опыт с разными формулировками цели

    Задание. Выполнить мышечную работу на кистевом эргографе. Работа заключается в том, что сжимая пальцев кисти правой руки в кулак, испытуемый поднимал груз весом 8 кг. Темп сжиманий 70 раз в минуту. В определенный момент подавался сигнал, по которому он должен был продолжать работу только третьим пальцем (это явилось неожиданным препятствием). Результат. При условной формулировке – у 92% возникли сомнения и в результате они не выполнили задание. При категорической форме установки у 90% испытуемых препятствие мобилизовало силы и все они выполнили задание.

  • Слайд 7

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям (5 звено)

    5 Вероятностное программирование соревновательной деятельности. Оно совершается в ходе умственных и практических действий с возможным моделированием условий предстоящего соревнования и направлено на определение тактического плана

  • Слайд 8

    Идеомоторная тренировка

    Пример мысленной тренировки Б.Шахлина к выполнению упражнений. «Диктор произнес – Шахлин. И он поднялся на помост. Стал в углу на самом краю, отвернулся в сторону и замер… Стоит неподвижно и глаза его полузакрыты, губы сжаты - от этого еще больше выдаются холмы скул. Руки брошены вниз и только пальцы, длинные и гибкие, чуть-чуть шевелятся, словно ощупывают снаряд… Шахлин переживает в уме все свое упражнение и чувствует его так, как будто он уже на кольцах, как будто дрожат они в его руках. И когда он повторяет всю мелодию (движений), когда она неодолимо рвется наружу, он делает первый шаг к снаряду и сразу же начинает упражнение.».

  • Слайд 9

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям (6 звено)

    6. Специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении

  • Слайд 10

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям (7звено)

    7. Предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний

  • Слайд 11

    Приемы саморегуляции

    Первая группа приемов направлена на регулирование эмоциональной напряженности путем устранения внешних признаков ее проявления. Это достигается с помощью упражнений в расслаблении мышц, дыхательных упражнений. Вторая группа приемов основана на использовании умственных действий, направленных на мысленное обязательно технически совершенное выполнение упражнений. Смысл заключается в переключении сознания спортсмена от мучительных раздумий на деловую сторону предстоящего выступления в соревновании. Третья группа приемов включает словесное воздействие спортсмена на самого себя (самоубеждение, самоприказ, самоодобрение и т.п.). Аутогенная тренировка.

  • Слайд 12

    Система звеньев психологической подготовки к соревнованиям (8 звено)

    8. Отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановления ее входе соревнования. (Обеспечивается правильно построенной психологической подготовкой).

  • Слайд 13

    Предстартовые состояния

    «стартовая лихорадка», «стартовая апатия», «стартовая несобранность», «самоуспокоенность», «боевая готовность»

  • Слайд 14

    Основные причины, влияющие на возникновение и изменение предсоревновательных психических состояний

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Состояние «стартовой лихорадки»

    1) сильное волнение, иногда подавляющее и дезорганизующее деятельность спортсмена; 2) неустойчивость эмоций, быстрая смена одних другими, противоположными; 3) расстройство внимания, рассеянность, неспособность сосредоточится, быть «собранным» к предстоящим ответственным действиям; 4) ослабление памяти — в состоянии стартовой лихорадки спортсмен нередко забывает многие важные моменты, которые должны быть учтены в предстоящем соревновании.

  • Слайд 17

    Физиологически состояние стартовой лихорадки связано:

    с чрезмерным повышением возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга при одновременном ослаблении тормозных процессов. Внешне это выражается в резком учащении дыхания и пульса, а также в неожиданно появляющемся дрожании рук, ног, похолодание конечностей, потливости, усилении диуреза и др., что объясняется ослаблением регулирующей деятельности коры в отношении вегетативной нервной системы и подкорковых процессов.

  • Слайд 18

    Состояние «стартовой апатии»

    Состояние «стартовой апатии» возникает в связи с переоценкой сил противника, неверием в победу, неуверенностью в своих силах. Характеризуется: - подавленностью спортсмена (в силу иррадиации тормозных процессов по механизму запредельного торможения), - новой, непривычной манерой поведения, - скованностью движений; - спортсмена угнетает ответственность; - на лице маска озабоченности, часто наступает сонливость; - наблюдается стремление к статическим положениям; - замкнут, не общителен, бледен; потеют руки.

  • Слайд 19

    Психологические особенности стартовой апатии

    1) пониженная возбудимость, выражающаяся в вялости всех психических процессов и иногда даже в сонливости; 2) отсутствие желания участвовать в соревновании; 3) настроение астенического характера, сопровождающееся упадком сил; 4) ослабление интенсивности процессов восприятия и внимания.

  • Слайд 20

    Физиологически состояние стартовой апатии связано:

    с понижением возбудительных и усилением тормозных процессов (охранительное торможение) в коре головного мозга в результате, главным образом, переутомления или перетренировки. Нередко, однако, охранительное торможение имеет психогенный характер, вызывается сложными условнорефлекторными корковыми процессами, связанными с отражением в сознании спортсмена неблагоприятных сторон предстоящего соревнования.

  • Слайд 21

    Состояние боевой готовности

    Это состояние характеризуется следующими особенностями: 1) сосредоточенностью внимания на предстоящем соревновании, повышением объема внимания; 2) обострением процессов восприятия и мышления; 3) стеническими эмоциями, содействующими успешному участию в соревновании.

  • Слайд 22

    Физиологически состояние боевой готовности связано:

    с оптимальным для решения предстоящих соревновательных задач нервным возбуждением, уравновешиваемым соответствующими процессами торможения. Это состояние обусловлено оптимальной подвижностью нервных процессов в коре головного мозга.

  • Слайд 23

    Состояние самоуспокоенности

    Это состояние чаще всего возникает в тех случаях, когда спортсмен соревнуется с противником, которого считает для себя слабым, и поэтому убежден в легкой победе над ним. Спортсмены, находясь в «самоуверенности», полны приятных положительных эмоций, которые в данном случае деморализуют спортсменов, снижают их готовность к предстоящей борьбе, уменьшают желание тратить силы. Характерными особенностями этого состояния являются: 1) отсутствие необходимой для успеха в соревновании собранности и мобилизационной готовности; 2) пониженная интенсивность внимания к меняющимся ситуациям спортивной борьбы

  • Слайд 24

    «Стартовая несобранность»

    проявляется в том, что спортсмен, находящийся на старте в нужном оптимальном эмоциональном возбуждении, без признаков «лихорадки» или «апатии», тем не менее, не может целенаправленно управлять собой (мысли обрывочные, случайные, снижение концентрации внимания (оно рассеянное и неуправляемое), что приводит к ошибкам, в первую очередь, тактического плана)

  • Слайд 25

    Динамика психических состояний перед стартом

  • Слайд 26

    Соревновательные состояния

    «Мертвая точка» «Второе дыхание»

  • Слайд 27

    «Мертвая точка»

    Состояние «мертвой точки» возникает в результате длительных интенсивных напряжений во время бега, лыжных гонок, соревнований по гребле, плаванию и др.

  • Слайд 28

    С психологической стороны состояние «мертвой точки» характеризуется

    1) резким снижением интенсивности процессов сознания: потерей ясности восприятий, появлением иллюзий, особенно в сфере мышечно-двигательных восприятий, ослаблением процессов мышления и памяти; 2) сужением объема внимания, расстройством способности его к распределению, резким снижением его устойчивости; 3) замедлением быстроты реакции, ее сенсорного и ассоциативного моментов; увеличением числа ошибочных реакций; 4) тягостным эмоциональным состоянием, сопровождающимся чувством удушья, нехватки дыхания, острого ощущения чрезмерного напряжения сердечной деятельности («сердце готово остановиться»); 5) снижением двигательной активности, острым чувством тяжести в ногах, сознанием невозможности продолжать бег, желанием выйти из спортивной борьбы.

  • Слайд 29

    Состояние «мертвой точки»

    можно преодолеть интенсивным волевым усилием направленным на продолжение бега во чтобы то ни стало, не взирая на отрицательные эмоции и желание прекратить борьбу.

  • Слайд 30

    Особенности состояния «второго дыхания»

    1) чувство физического облегчения; исчезновения всех неблагоприятных физических симптомов «мертвой точки» (удушья, нехватки дыхания, затруднения сердечной деятельности); 2) восстановление нормальной деятельности всех психических функций, нарушенных во время «мертвой точки»; 3) появление стенических эмоций, уверенности в своих силах.

  • Слайд 31

    Послесоревновательные психические состояния

    Победа в спортивном соревновании, как правило, вызывает положительные эмоциональные состояния: 1) чувства заслуженного превосходства в спортивной борьбе, удовлетворения достигнутым результатом; 2) жизнерадостное настроение, чувство бодрости; 3) чувство уверенности в своих силах, обусловливающее желание продолжать тренировку и снова участвовать в соревнованиях.

  • Слайд 32

    Отрицательные эмоциональные состояния при спортивном успехе могут возникнуть в результате легких побед, добытых без особой спортивной борьбы. К числу этих состояний относятся: 1) зазнайство, переоценка своих спортивных качеств; 2) неоправданная самоуверенность; 3) беспечное, пренебрежительное отношение к дальнейшей тренировочной работе.

  • Слайд 33

    Субъективное отношение спортсмена к поражению в соревновании, как и отношение к победе, бывает положительным и отрицательным. При этом чаще всего имеют место следующие эмоциональные состояния: 1) чувство угнетения, выражающееся в упадке сил, потере уверенности в своих силах, иногда в обиде и разочаровании, зависти по отношению к более счастливым товарищам; 2) чувство апатии, безразличия, перерастающее нередко в чувство незаинтересованности данным видом спорта и даже спортивной деятельностью в целом; это чувство нередко приводит к тому, что спортсмен прекращает не только выступать в соревнованиях, но и тренироваться; 3) активные эмоции, характеризующиеся стремлением преодолеть свои недостатки, повысить свое спортивное мастерство и таким образом добиться победы в следующих соревнованиях

  • Слайд 34

    Способы психорегуляции в спорте

    гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания – гипноз); ауторегуляционные (это методы саморегуляции).

  • Слайд 35

    Методы гетерорегуляции

    Беседапредусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения). Убеждениепреследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния. Приказ – наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким. Рациональное внушение– это более сложный метод вербальной гетерорегуляции.

  • Слайд 36

    Аутогенная тренировка

    Аутогенная тренировка является синтетическим методом нервно-психической саморегуляции. В основе его лежит пять источников: -практика использования самовнушения малой нансийской школой (Бодуэн, Куэ), -эмпирические находки древнеиндийской системы йогов и исследования ощущений людей при гипнотическом внушении (Шульц), -психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций (Якобсон), -разъясняющая (рациональная) психотерапия.

  • Слайд 37

    ТЕХНИКА ТРЕНИРОВКИ

    Цель: 1. Сужение сознания, фильтрация внешних ощущений, подавление внутренних раздражителей (обрывков мыслей). Успокоение. Формула звучит так: «Я совершенно спокоен» (1-2 раза) Если вы перед тренировкой нервничали или были возбуждены, то рекомендуется следующая формула: «Я совершенно спокоен и расслаблен» 1-4 раза.

  • Слайд 38

    Упражнение 1. Вызывание ощущения тяжести.

    Мысленно повторяют без всякого напряжения формулу: 1). «Правая (у левшей – левая) рука тяжелая» - 6 раз 2). «Я совершенно спокоен» - 1 раз. Упражнение повторяют 10-14 дней. После первых 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится все более отчетливым. Далее оно распространяется на обе руки, на обе ноги и, наконец, на все тело. Тогда соответственно внушают себе: «Обе руки… обе ноги… все тело стало тяжелым».

  • Слайд 39

    Упражнение 2 Вызывание ощущения тепла

    Мысленно повторяют: 1). «тело тяжелое» (вызывается ощущение тяжести и мышечного расслабления) – 1-2 раза 2) «Я совершенно спокоен» - 1раз 3) «Правая (левая) рука теплая – 5раз. В процессе тренировок, по мере того как ощущение тепла возникает во второй руке, далее в ногах и затем во всем теле, переходят к формулам «обе руки теплые», «руки и ноги теплые», «тело теплое». Упражнение считается усвоенным, когда ощущение тепла вызывается легко и отчетливо.

  • Слайд 40

    Упражнение 3 Регуляция ритма сердечной деятельности.

    Вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла, как в упражнении 2 (однократное повторение соответствующей формулы). Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Сердце бьется спокойно и мощно». Предварительно рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиения. Упражнение считается усвоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности.

  • Слайд 41

    Упражнение 4 Регуляция дыхания

    Вызывается ощущение, появляющееся при выполнении упражнений 1-3, - тяжести, покоя и т.д. затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «дыхание спокойное» или, чтобы подчеркнуть, что акт дыхания протекает при этом автоматически, без напряжения, можно применить формулу: «дышится спокойно».

  • Слайд 42

    Упражнение 5 Влияние на органы брюшной полости

    Подмечается, что солнечное сплетение находится примерно на середине расстояния между нижним краем грудины и пупком. Вызываются такие же ощущения, как при выполнении упражнения 1-4. Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое, излучает тепло». При появлении отчетливого ощущения тепла в эпигастральной области упражнение считается усвоенным.

  • Слайд 43

    Упражнение 6 Вызывание ощущения прохлады в области лба

    Вначале вызываются ощущения, соответствующие описанным 5 упражнениям. Затем 5-6 раз мысленно повторяют формулу: «Лоб приятно прохладный» или «лоб слегка прохладный» (не холодный!). Упражнение усвоено, когда вы научитесь вызывать отчетливое ощущение легкой прохлады в области лба.

  • Слайд 44

    Формулы после освоения

    Когда то, или иное упражнение хорошо освоено, длинные формулы самовнушения заменяются краткими: «спокойствие», «тяжесть», «тепло», «сердце и дыхание спокойное», «солнечное сплетение теплое», «лоб прохладный».

  • Слайд 45

    Существующие психологические методики

    Гипноз Психомышечная тренировка (Алексеев) Ментальный тренинг Эмоционально-волевая подготовка Идеомоторная тренировка и др.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке