Содержание
-
Психология спорта
Лекция №6 Волевая сфера
-
План
Физиологические основы волевых действий Волевая деятельность Волевые качества Волевая подготовка
-
Действия
-
Физиологические основы волевых действий
Пирамидный путь – нервные центры произвольных движений сосредоточены в области передней центральной извилины коры головного мозга. В этом участке находятся клетки пирамидной формы, от которых берут начало нервные волокна, соединяющие их со скелетной мускулатурой.
-
Физиологические основы волевых действий (продолжение)
Экстрапирамидный путь – нервные волокна его берут начало в премоторной зоне (несколько впереди передней извилины). На своем пути волокна прерываются синапсами в соответствующих отделах переднего и среднего мозга. Обеспечивают плавность и слитность движений. Схема пирамидной и экстрапирамидных систем (по Пейпецу) :FG—NG—ML—VP—SR — проводящие пути и переключения кожно-кинестетических рецепций: FF/PP} D—BC—NR—VL—TC —связи коры мозга с мозжечком; CS—MN— корково-двигательный пирамидный путь; CS—RN—RTS — связи коры с ядрами ретикулярной формации; CR—SN — связи коры с черным веществом; Str — подкорковые узлы больших полушарий
-
Нервные возбуждения получаемые от чувствительных клеток двигательного участка коры к которым приходят импульсы от органов движения (возникают двигательные ощущения и представления Связи кинестезических клеток двигательной коры с клетками центральных отделов других анализаторов (благодаря этому возникают идеомоторные акты) Схема различных систем афферентаций чувствительных и двигательных (кинестетических и кинетических) отделов коры
-
Воля
Способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей
-
Особенности волевой деятельности
Переживание свободы выбора («могу поступить так, а могу иначе»); Волевая деятельность полностью детерминирована (обусловлена складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, разнообразных жизненных обстоятельств); Осуществляет человек как личность (сам определяет свой жизненный путь)
-
Звенья волевого акта
1. Наличие цели (осознание того чего хочет добиться человек) 2. Наличие мотива действия (объяснение, почему человек стремиться к данной цели) 3. Интеллектуальное звено – обдумывание путей достижения 4. Двигательное звено – для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности
-
Структура волевого акта
Борьба мотивов – психологическое состояние перед принятием решения (характеризуется беспокойством, напряженностью, дискомфортом). Принятие решения – определяет русло по которому будет совершаться волевое действие. Волевое усилие – преодоление препятствий внутреннего характера ( выражается во внимании, сосредоточенном на выполняемом действии, и в побуждении себя действовать несмотря на возникшие трудности и препятствия). Выполнение действия путем определенных рабочих операций.
-
Виды самочувствия после принятия волевых решений
Если решение принято после борьбы мотивов, человек испытывает облегчение – кончилась неопределенность, конфликт разрешился. Несмотря на принятое решение, остается чувство беспокойства, связанное с сомнениями в правильности принятого решения (возникает нерешительность)
-
Волевые качества
-целеустемленность (ясное видение перспективной цели) -решительность и смелость (склонность к риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений) -настойчивость и упорство (мобилизация энергии и активности в достижении цели, в преодолении препятствий) -выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения) -самостоятельность и инициативность (собственный почин, инноваторство)
-
Бегуны стайеры
-
Прыгуны на лыжах
-
Гимнасты
-
Футболисты
-
Практической основой методики волевой подготовки являются
- регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок - систематическое введение в учебно-тренировочный процесс дополнительных трудностей - широкое использование соревновательного метода - создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции
-
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (1)
Введение дополнительного задания (предварительно не сообщая спортсмену) связанного с увеличением продолжительности тренировочной работы на фоне утомления. Направленность - воспитание выдержки, настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений утомления Пример: преодоление одного или нескольких дополнительных тренировочных отрезков после напряженной программы с заданием показать наивысший результат
-
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (2)
Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях или с использованием инвентаря, усложняющего выполнение упражнения. Направленность: повышение надежности навыков и воспитание уверенности. Пример: бег по сильно пересеченной местности, по песку или снегу, плавание с тормозными устройствами, работа в условиях искусственной гипоксии.
-
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (3)
Изменение условий выполнения упражнений с целью создания дополнительных трудностей. Направленность: воспитание упорства и настойчивости. Пример: бег в гору, бег по песку.
-
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (4)
Введение сбивающих сенсоэмоциональных факторов. Направленность - воспитание стойкости и самообладания. Пример: упражнения в воде при большом скоплении тренирующихся на одной дорожке.
-
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (5)
Усложнение тренировочных и эмоциональных взаимодействий, условий оценки достижения. Направленность: воспитание бойцовых качеств, воли к победе. Пример: обеспечение в тренировке постоянной конкуренции равных по силам спортсменов.
-
Важным разделом волевой подготовки является процесс самосовершенствования
- соблюдение общего режима жизни - самоубеждение, самопобуждение, самопринуждение к выполнению тренировочной программы - саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутотренинга и т.д.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.