Содержание
-
Наше здоровье - это... ? наука? технология? мастерство? искусство? искушение? Наша жизнь, в которой...
-
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Образовательная технология педагогики здоровьесбережения-это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – ребенок», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения Здоровьесберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
-
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). здоровье физическое- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде. здоровье психическое- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. физическая активность- естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка). здоровье социальное это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе). психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя социальная активность – проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам. здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
-
Зачем мне все это нужно? Как я буду это делать? Что нужно делать? Каковы будут результаты моих действий и как я буду их оценивать? ???
-
вопросы Проблемы: адаптация к образовательному учреждению; часто болеющий ребенок; если у ребенка была перинатальная энцефалопатия; ребенок плохо спит; ребенок плохо ест; если у него был диатез (пищевая и лекарственная аллергия); забота о хорошей осанке; охрана зрения; неправильный прикус; Три линии «обороны» здоровья: Режим. Питание (правильно ли питается, примерное меню, набор продуктов). Физическое воспитание. Занятия физкультурой: двигательная активность, специальные упражнения, нужен ли спорт, умеете ли вы делать массаж. Закаливание: что значит закаленный ребенок, средства, методы, каких детей можно закаливать интенсивными методами. Здоровье ребенка. Портрет абсолютно здорового ребенка: физическое развитие, нервно-психическое развитие, инфекционная устойчивость, функциональное состояние: особенности поведения, состояние костно-мышечной системы, сердца и легких, пищеварительной и других систем. Что такое здоровье и как его охранять и укреплять. Критерии здоровья и их сочетание у здорового ребенка и у ребенка с отклонениями от возрастной нормы.
-
Социальный анамнез с оценкой материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличия вредных привычек, полноты семьи дает нам возможность быть уверенными, что факторы риска не проявятся, если социальный анамнез благополучный, или, наоборот, знать, как помочь ребенку, улучшая социальную среду, если в семье есть неблагополучие. Анамнез (память о прошлом) семейный анамнез Онтогенез — это индивидуальное развитие, следовательно, ранний онтогенез — это раннее развитие, т. е. то, что происходило с ребенком еще внутриутробно. 1 критерий здоровья – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (анамнез)
-
на стопе есть «представительства» всех внутренних органов. Обязательные показатели ФР: длина и масса тела; форма и экскурсия грудной клетки; динамометрия;спирометрия; форма грудной клетки («куриная грудь», «грудь сапожника», «воронкообразная грудная клетка»); форма ног (нормальная, Х-образные ноги, О-образные ноги); стопа (нормальная, уплощенная, полая); осанка (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз). Дополнительные показатели ФР: толщина жировой складки в четырех точках, определение процента жировой массы. Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием детей этой возрастной группы, служит стопа. 2 критерий - физическое развитие и степень его гармоничности это физическое развитие (ФР) и степень его гармоничности, иными словами, длина, масса вашего ребенка
-
Показатели нервно-психического развития: - зрительные ориентировочные реакции; - слуховые; - эмоции и социальное поведение; - движения руки и действия с предметами и др. Если ваш ребенок болеет не более трех раз в году, то его резистентность нормальная. Если он болеет от 4—6 раз, то его резистентность снижена, это часто болеющий ребенок Количество перенесенных ребенком острых заболеваний Число месяцев наблюдения При нормальной резистентности 1 не превышает 0,32. 3 критерий здоровья - нервно-психическое развитие ребенка 4 критерий здоровья -степень резистентности (инфекционной устойчивости) по кратности острой заболеваемости
-
«Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4—5 раз (индекс 0,33—0,49), заболевания протекают легко, без осложнений, повышение заболеваний приходится на период адаптации к новым микросоциальным условиям, редко отмечается исход в хронические заболевания. Дети не нуждаются в проведении спецмероприятий, повышающих иммунитет. Оздоровительная работа в этих случаях заключается в облегчении адаптации «истинно» часто болеющих детей характерны: -значительная отягощенность генеалогического анамнеза (как правило, у родственников этих детей есть хронические бронхо-легочные заболевания);-высокая частота (6—7 раз и более в течение года, индекс резистентности 0,5 и выше) и более тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее применения антибактериальной терапии (при этом частота заболеваний сохраняется на протяжении 2—3 лет и более);-наличие сопутствующих морфофункциональных отклонений со стороны различных органов и систем; -тяжелая адаптация к учреждению;- быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе хронических очагов инфекции. Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении и комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.
-
Дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «мямлики» иногда неоправданно подвижны, крикливы и плаксивы. признаки определения, что ребенок находится в состоянии нервно-эмоционального напряжения: -настроение (часто плачет, капризничает, мало положительных эмоций, гневлив); -некоммуникабельность (трудно вступает в контакт,; либо, наоборот, конфликтен); -сниженная познавательная деятельность (неохотно занимается, не ищет нового); - сниженная игровая и двигательная активность, либо бесцельная двигательная активность, - -нарушенный аппетит и сон. Симптомы:- энурез (недержание мочи), энкопрез (непроизвольное отхождение кала), периодически появляющееся заикание, наличие таких привычек, как сосание пальца, языка, привычка грызть ногти, дергать себя за волосы, ерзать на стуле и др. -свидетельствуют о том, что эмоциональное напряжение носит хронический характер 5 критерий - уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма
-
Показатели психического здоровья детей 1. Эмоциональный статус 1.1. Преобладающее эмоциональное состояние: положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное. 1.2. Настроение: бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружаюшим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов); спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе); раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);неустойчивое (может быть веселел, может засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
-
Вегетативный статус 2.1. Сон: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный); длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту). 2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в школьном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу. 2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный. 2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др. 2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения. 3. Психомоторная стабильность Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией. 4. Особенности личности, индивидуальные особенности 4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоционален, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая. 4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, делает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр. 4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет ручку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.
-
Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья. обязательно покажите ребенка стоматологу После скрининг-обследования, ребенка консультируют невропатолог, офтальмолог, хирург-ортопед, отоларинголог, стоматолог и логопед 6 критерий - Наличие или отсутствие хронических заболеваний Что нужно для этого? 1. Соблюдение режима. 2. Правильное питание. 3. Физические упражнения. 4. Закаливающие процедуры.
-
режим Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первый и второй половине дня Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной и ночной сон детей. Запомните: нет ничего хуже, чем сон ребенка в спертом, испорченном воздухе. Необходимо учитывать повторяющиеся (стереотипные) компоненты, которые обязательны: время приема пищи; укладывание на дневной и ночной сон; общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Необходимо стремиться к полной реализации возможности в жизни каждою ребенка трех моментов: полное удовлетворение потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений желательно учитывать сезонные особенности. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
-
Питание — это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ Правильное питание определяется не только состояние организма,но и «сожителями», т. е. бактериями, населяющим пищевой тракт. Очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме Очень важными компонентами пищи являются балластные вещества (пищевые волокна и клетчатка) УСЛОВИЯ: наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины); здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нем всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ рациональный режим питания: это современная технология приготовления пищи
-
-
-
Теория физического воспитания особое внимание уделяет изучению средств физического воспитания, формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, разработке методики различных форм занятий с детьми, выявлению специфики физического воспитания людей разного возраста, с разным уровнем здоровья и физической подготовленности физическое воспитание Классическими вопросами методики физического воспитания являются: 1) определение целей и задач специфических видов физкультурной деятельности; 2) выбор средств физического воспитания; 3) изучение и отбор методов обучения детей движениям; 4) планирование работы по физическому воспитанию; 5) мониторинг эффективности физкультурной Непосредственно образовательной деятельности; 6) методика организации различных физкультурных мероприятий. базовые понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое воспитание, физическое совершенство, физическая культура.
-
Средства физического воспитания Гигиенические факторы — это факторы, связанные с режимом жизнедеятельности детей, с соблюдением в учреждении санитарно-эпидемиологического режима, а также с санитарно-просветительской работой. Физические нагрузки — это нагрузки, которые испытывает организм при выполнении двигательных действий. Специфические воздействия на организм — это массаж, дыхательная гимнастика, психосаморегуляция состояния, аутотренировка, различные позы йоги и т.п. Термоэнергетические нагрузки — это нагрузки, которые организм получает при контакте с естественными силами природы (солнцем, воздухом и водой).
-
Рациональная организация двигательной активности (Ю- Ф- Змановский)
1. Преобладание циклических, в первую очередь, беговых (скорость 1,0—1,2 м/с) упражнений и их комбинаций (особенно бега и плавания) во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости. 2. Целесообразность частой смены упражнений при многократной (до 8—12 раз) повторяемости одного упражнения, их многовариантность. Ребенку легче запомнить. 3. Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. 4. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования. 5. Выполнение движений должно быть легким и красивым. Это возможно лишь при руководстве взрослого с помощью гимнастических пособий, а также при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку . 6. НОД должна проводиться строго по расписанию подготовленными специалистами при участии воспитателя. 7. Важный и основной раздел физкультурной НОД и Прогулок — подвижные игры с циклическими упражнениями. 8. Моторная плотность составляет 80%, для прогулок 60%. 9. Вся НОД по физкультуре проводится в зале и ряд НОД — на открытом воздухе.
-
Виды, задачи и необходимые условия для двигательной деятельности ребенка
-
Закаливание —это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резким изменений в растущем организме.
1.Закаливание — это образ жизни. 2. Есть люди изначально более закаленные. 3. Закаливание для каждого индивидуально 4. Закаленный человек — это тот, кто достаточно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды и стрессовые ситуации 5. Закаливая своего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.
-
Воздух: характер действия - температурное воздействие на организм, на кожные покровы, легкие и другие органы и системы. Метод - 1. Постепенное увеличение силы раздражения (путем понижения температуры, либо путем увеличения продолжительности действия раздражителя).2. Контрастный способ («тепло — холод — тепло» или «холод — тепло — холод»).3. Без снижения температуры, короткая экспозиция и частые повторения Методика - 1. Прогулка в любую погоду в соответствующей сезону одежде. 2. Сон на воздухе.3. Специальные воздушные ванны.4. Хождение босиком. 5. Суховоздушная баня (сауна) Противопоказания: острые инфекционные заболевания, повышение температуры невыясненной этиологии, протестные реакции ребенка. Последствия глубокой недоношенности. Методом проверки эффективности закаливающих процедур могут явиться наблюдения родителей: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это происходит оттого, что мы плохо закаливаем малыша зимой, так как летом все системы закаливания работают исправно: ребенок часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а терморегуляция тренируется.
-
Вода: характер действия - температурное воздействие на организм и раздражающее влияние веществ, растворенных в воде, на кожу, а также на обонятельную, дыхательную и другие системы (например, ванны хвойные, с лавровым листом, другими травами, морской солью) Метод - То же Методика - 1. Умывание и другие гигиенические процедуры. 2. Влажное обтирание. 3. Обливание ног. 4. Душ, общее обливание. Купание в водоеме. 6. Полоскание горла. 7. Испарительное (горячее) закаливание Противопоказания: острыеинфекционные заболевания. Активные формы туберкулеза. Некоторые хронические заболевания (почек, сердца и др.) Солнце: характер действия- общее температурное воздействие на организм и влияние ультрафиолетовой и инфракрасной части спектра солнечного излучения (фотоэлектрический эффект, выработка витамина D в коже и др.) Метод - постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн, начиная с использования кружевной тени от деревьев Методика 1. Световоздушные ванны. 2. Солнечные ванны.3. Отдых в тени Противопоказания: острые инфекционные заболевания, лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, некоторые хронические и острые заболевания (желудочно-кишечного тракта, туберкулез легких и др.).
-
Примерная анкета для выяснения вопроса о степени закаленности детей в группе и планирования общегрупповых закаливающих мероприятий Уважаемые родители! Для того чтобы укрепить здоровье вашего ребенка, необходимы специальные закаливающие процедуры. Просим вас ответить на некоторые вопросы. Это поможет выбрать необходимое средство и методику закаливания для вашего ребенка и достичь успеха в его оздоровлении. Какое закаливание проводилось ребенку с рождения до поступления в школу (подчеркните): раннее плавание, сон на воздухе, гимнастика и массаж, влажные обтирания, обливания, другое. Где Вы получаете рекомендации по закаливанию ребенка: в поликлинике, чтение книг, телевидение, нигде, другое _____ 3. Какие специальные закаливающие процедуры Вы могли бы организовать дома: прогулка, хождение босиком по полу, обливание стоп, душ, полоскание горла, воздушные ванны, купание, посещение бани, другое _________________________ 4. Что мешает Вам проводить специальное закаливание ребенку: отсутствие индивидуальных рекомендаций, отсутствие условий, занятость, другое _________ 5. Делаете ли Вы сами зарядку по утрам 6. Применяете ли Вы сами какие-либо закаливающие средства_______________ 7. Что бы Вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка _____ Заранее благодарны Вам за ответ. Администрация
-
Межполушарная асимметрия и индивидуальные особенности
«Правополушарные» Перерабатывают информацию целостно, одновременно, образно. Анализируют от целого к частному. Легче выполняют задачи зрительно-пространственного анализа. Легко отвлекаются, способны к саморазвлечению. Воспринимают конкретные объекты. Лучше усваивают информацию, представленную в виде графиков, таблиц, рисунков и других наглядных материалов. Не любят проверять выполненную работу. Предпочитают самостоятельный выбор. Эмоциональны, артистичны, обладают интуитивным мышлением. Для них важно межличностное взаимодействие Особенно чувствительны к интонациям, жестам, прикосновениям. «Левополушарные» Перерабатывают информацию последовательно, дискретно (раздельно). Отличаются большим объемом внимания, изобретательностью, устойчивостью. У таких детей выше скорость переключения с одного вида работы на другой. Хорошо планируют стратегию действий, но относительно высокая скорость часто мешает точному выполнению работы. Для них необходимы ясные и точные инструкции. Эти дети способны к концентрации и сосредоточенности. Преимущество отдают воспроизведению фактической информации. Анализируют от частного к целому. Любят проверять выполненную работу.
-
Мальчики Процессы возбуждения в головном мозге преобладают над тормозящими. Деятельность мозга отличается выраженной асимметричностью. Способности к какой-либо деятельности сосредоточены в одном полушарии головного мозга, поэтому отчетливее выражена склонность к чему-то одному. Быстрее включаются в работу, но легче отвлекаются, им труднее сосредоточиться. В большей степени развито воображение, логическое мышление, лучше ориентируются в пространстве. Чаще встречают затруднения в изучении иностранного и даже родного языка вследствие плохого взаимодействия полушарий головного мозга. Девочки Процессы торможения в головном мозге преобладают над процессами возбуждения. Способности к какой-либо деятельности более равномерно сосредоточены в обоих полушариях головного мозга, поэтому интересы и склонности более разнообразны. Более целенаправленны и быстрее усваивают информацию. Обладают большим упорством и более добросовестны. Обладают более дифференцированной мелкой ручной моторикой и более позитивным «образом Я». Психология девочек отличается тонким отражением действительности. Они более чувствительны и ранимы к грубости, несправедливости, более тонко реагируют на интонацию голоса, в большей степени подвержены перепадам настроения. Их легче вывести из эмоционального равновесия.
-
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей
-
-
-
-
-
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса ЭТО будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.