№ с-да
| Вид деятельности
|
И-1
| I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.
Есть два разряда путешествий�Одно – пускайся с места вдаль,�Другой – сиди себе на месте�И географию читай.
|
И-2
| II. Проверка домашнего задания
1. Устный опрос
(Интерактивная к/к Тихого океана)
– Подписать материки, которые омывает Тихий океан.�– Рассказать об изрезанности береговой линии.�– Показать основные течения.�– Почему Тихий океан называют “самым-самым"? (Большой, глубокий, древний)�– Кто первым пересек океан? (Магеллан)�– Чем разделяется? (экватором, 180 меридианом)
|
1
Тел.
| III. Изучение нового материала
1. Введение
Фрагмент фильма “Голубая планета"
– Мы продолжаем наше путешествие по Мировому океану и сегодня более подробно познакомимся с Атлантическим океаном. Помогать нам в этом будут эксперты. �– Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древних времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде.
|
2
| 1 эксперт
По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели.
|
3
| “Атлантический океан! Необозримая водная равнина, величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушающих страх мореплавателям, – мыс Горн и мыс Бурь!"�Жюль Верн
– Если бы вы задались целью найти эти мысы на карте, то мыс Горн нашли на южной оконечности Южной Америки, а мыс Бурь вы бы не нашли, так как он назван другим именем – мыс Доброй надежды (южная оконечность Африки)
|
4
| Знакомиться с океаном мы будем по плану:
ГП
История исследования океана
Особенности природы
Хозяйственная деятельность
|
5
м/э
| – Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан".
2. Характеристика географического положения океана
– Открыли учебники на стр. 313, охарактеризуем океан по плану.
Работа с атласами, запись в тетрадь.
Для того, чтобы записать основные характеристики океана воспользуемся мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия.
Основные характеристики океана:
– второй по величине�– площадь – 91, 6 млн. км²�– ср. глубина – 3600 м�– наибольшая глубина – 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)
|
6
| Происхождение, рельеф дна
– Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны
|
7
| – Рельеф дна не сложен. Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет. Длина его более 17 тысяч км.�– На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия. �– Ложе океана – океанические равнины.
|
8
| 3. История исследования океана
2 эксперт
Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги.
|
9
| С эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и т. д.
|
10
| Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера" в конце XIX в.
|
11
| По степени изученности этот океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.
|
12
| 4. Особенности природы
Взаимодействие океана, атмосферы и суши
Океан лежит во всех климатических поясах. Особенности климата отражаются и на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом океане. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и с Антарктиды, а также интенсивным перемешиванием поверхностных и глубинных водных масс под действием ветров и течений. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.
– А что еще на ваш взгляд может мешать судоходству? (Айсберг)
|
13
| 3 эксперт
АЙСБЕРГ – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Высота над поверхностью воды до 70 -100 м; большая часть объема находится под водой. �Течения выносят айсберги в открытый океан до 40° с. ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. Трагедия “Титаника", который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам, о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.
Физминутка для глаз
|
14
м/у
| Соленость
Одна из особенностей водных масс Атлантического океана – повышение солености до 37 ‰ по сравнению со средним показателем. Это связано с тем, что значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на материки.
Запись в тетрадь: соленость – 34–37‰
Течения
Мультимедийный учебник
– В водах Атлантического океана имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте.�– Течения здесь направлены не по широте, как в Тихом океане, а почти вдоль меридианов. Почему?�– Самым известным является течение – Гольфстрим.
|
15
| Саргассово море
– В Атлантическом океане много уникальных мест. Такому как Бермудский треугольник приписывают даже сверхъестественные силы. А мы с вами отправимся сейчас в путешествие в одно увлекательное место.
|
16 а/з
| Аудиозапись “Саргассово море" (диск “Планета Земля"– аудиоэнциклопедия)
|
17
| Органический мир
Органический мир беднее видами, чем Тихий. Объясняется это его молодостью. При небольшом количестве видов количество рыб и других морских животных значительно. Много промысловых рыб: треска, сельдь, морской окунь, скумбрия, мойва, тунец.
|
18
| Есть киты, акулы, тюлени.
|
19
| 5. Хозяйственная деятельность
(Запись в тетрадь)
|
20
| Рыбный промысел
Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла
|
21
| Транспортные пути
Издавна океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. Для улучшения связи Атлантического океана с другими сооружены Суэцкий и Панамский каналы
Учебник с. 93, показать на карте каналы
|
22
| Добыча полезных ископаемых
Шельфы океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены в Мексиканском заливе и Северном море
(Показать на карте)
|
23
| Рекреационные ресурсы
Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. Ведущее место принадлежит Средиземному морю.
(Показать на карте)
|
24
| Экологические проблемы
В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ. Атлантический океан уже не в состоянии сам очищаться. Требуются международные усилия по спасению океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.
|
25
| IV. Итог урока
– Изучению какого океана мы посвятили урок?
Игра “ Кто это? Что это?"
Саргассово – море
Викинги – первые пересекли океан
Скумбрия – промысловая рыба
Суэцкий – канал
Карибское – море
Мексиканский – залив
Гольфстрим – теплое течение
Исландия –остров
Срединно-Атлантический – хребет
Средиземное – море
|
26
| V. Домашнее задание: § 19, номенклатура , к/к стр. 64
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.