Содержание
-
Древние народы Пензенского края
-
.
Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учёными на территории Пензенского края, была мордва.
-
Мордва
Мордва - многочисленная историческая общность представителей финно-угорской группы языковой семьи на территории России. Народ делится на две основные языковые группы: мордва-мокша и мордва-эрзя. При этнографической и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре
-
Расселение
В Пензенской области мордва – мокша расселена в основном в Мокшанском, Наровчатском, Белинском и Шемышейском районах, мордва-эрзя – в Шемышейском районе. В Городищенском, Никольском, Пензенском и Сосновоборском районах находится значительное количество смешанных мокшанско-эрзянских поселений, составляющих отдельную группу мордвы.
-
Татары и чуваши
Пензенскую землю также обживали с древности татары и чуваши.
-
Заселение татарами-мишарями Пензенского края. началось в 17 веке.
-
Активное заселение Пензенского края чувашским народом относится к 16-17 вв., когда началось строительство засечно-сторожевых черт.
-
Активная колонизация поволжских земель русскими начинается после взятия Казани и Астрахани.
-
В 16-17 вв. Пензенский край стихийно заселяется русскими переведенцами из Новгородской, Воронежской, Казанской губерний, Краснослободска, Шацка, Козлова, Алатыря, Суздаля, Москвы (ссыльные, участники Медного бунта), а в 18 веке – из Санкт-Петербурга, Архангельской, Киевской губерний.
-
Особенности русского народного костюма
Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом.
-
Прялка
Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.
-
Предметы для изготовления одежды
Прялка и веретено издавна вошли в человеческий быт.
-
Рубаха
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха.
-
Поверье
Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку. Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу.
-
Пояс
На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него.
-
Поверье
В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.
-
Полотенце
Поверхность пояса, изготовленного на ткацком станке, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний — вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна — это полотенце.
-
Мужской костюм.
Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны). Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник.
-
Кафтан
Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным , с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.