Содержание
-
Русский национальный костюм
-
-
Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни русского крестьянина либо завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному этапу. К праздникам, конечно же готовились.
-
Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков и нарядов судили о богатстве хозяев дома. Прежде всего женский костюм не должен подчёркивать формы тела: каждая женщина была в нём красавицей, статной и дородной.
-
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее надевали мужчины, женщины и дети, и носил от рождения до смерти. Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от слова «рубить» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде и использовалась в качестве оберега.
-
Кушак
На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. А назывался он кушаком. Носили поверх рубахи.
-
Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать. Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Иногда случалось так, что невесту в свадебном сарафане выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье. Каждая губерня России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны.
-
Южнорусский женский костюм
В южно-русском женском костюме самой главной деталью была понева (юбка). Она одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем навершник.
-
Cеверорусский женский костюм
Главной частью северорусского женского костюма был сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, струясь при движении, делали женщину похожей на лебедушку. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
-
Головные уборы
Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми.
-
Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты , а также платки.
-
Выбор цвета в костюме
Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси. Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу. Самым любимым цветом был красный. «Красна девица», «Весна- красна» , «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви. Каждая губерня и волость выбирала предпочтение своему цвету .
-
Золотой цвет имеет непосредственное отношение к богу, богатству, света солнца, поэтому его использовали знатные богатые люди.Синий цвет - цвет неба, благородства, верности. Он стал символом Московской области, где изготавливают гжель.
-
Выбор орнамента
Орнамент имел особый смысл в костюме. Предпочитали цветы, птицы, дерево жизни, ромбы, кресты и женские образы. Подол в одежде - символ растений, корней, цветов, засеянного поля, богини плодородия. Рукава – символ труда, рукоделья, достатказдоровья, благополучия. Это Макош - покровительница рукоделий, домашнего очага, а это птицы счастья. Ромбы, кресты , звёздочки - знак плодородия земли и продолжения человеческого рода.
-
Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Образ птицы также неслучаен. Птица – символ души человека, обладает способностью влиять на судьбы людей (приносить счастье), парные птички обычно символизируют жениха и невесту.Берегини– женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.
-
Украшения
Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны - низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги "голубцы" и более мелкие, изящные. Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные "пушки" - шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
-
Самая характерная черта русского народного костюма во всех его видах - радость, праздничность.
-
Пословицы
Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк. По одежке встречают, по уму провожают. Красив тот, кто красиво поступает. Не всяк хорош, кто платьем пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
-
Словарь
Понёва - юбка в южнорусском костюме. Кушак – пояс , повязываемый поверх рубахи. Сорока – вид головного убора замужней женщины в южном костюме в форме шапочки. Кокошник - старинный русский головной убор замужних женщин в северных областях, в основном праздничный — на твердой основе в форме гребня. Навершник - женская одежда без рукавов, надеваемая поверх рубахи. Гжель – создание глиняной посуды, для росписи, которой используют синюю краску.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.