Содержание
-
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Уважение к минувшему — вот черта,отличающая образованность от дикости. А.С. Пушкин Выполнила: Белых Татьяна Анатольевна учитель ИЗО МБОУ «ООШ №34» г. Белгорода г.Белгород 2015г.
-
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности народного костюма Белгородской области Наряд, пришедший из Курской губернии (Борисовский, Грайворонский, Яковлевский, Ракитянский районы) Наряд украиноязычной зоны, прилегающей в разных местах к разным районам нынешней Украины, отчасти находящийся в центре области (Новооскольский, Губкинский, Чернянский районы) Наряд Юга России — бывшая Воронежская губерния (нынешний Алексеевский, Красногвардейский, Красненский районы) Особенности народного костюма Белгородской области Алексеевского, Красненского, Красногвардейского районов
-
Цель этой работы:Выявить особенности народной праздничной одежды Белгородской области на примере Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов.Задачиданной работы:1. Изучить разновидности одежды разных регионов Белгородской области.2. Выявить сходство народной одежды на примере сел Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов. 3. Разработать дидактическое пособие «Рабочая тетрадь» для учащихся 5 класса.
-
Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей.
-
ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО КОСТЮМА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Вообще Белгородскую область ученые-этнографы по праву называют «заповедником народного костюма». Когда заселяли этот край, сюда приезжал «служилый люд» практически изо всех уголков России, принеся с собой свою специфическую культуру, в том числе в костюме. На территории области можно выделить несколько типов женских нарядов наиболее выразительных, неповторимых.
-
Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края.
-
Праздничная женская одежда состояла из домотканой рубахи, украшенной вышивкой и тканьем, сарафана или поневы, передника, пояса и различных шейных украшений (намыста).
-
Наряд, пришедший из Курской губернии (Борисовский, Грайворонский, Яковлевский, Ракитянский районы)
Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник. Из тонкой черной шерстяной домотканины шили сарафаны. Лиф такого сарафана декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями и блестками, а различными цветными полосками атласа, парчи, кашемира — украшали низ.
-
Наряд украиноязычной зоны, прилегающей в разных местах к разным районам нынешней Украины, отчасти находящийся в центре области (Новооскольский, Губкинский, Чернянский районы)
Традиционный костюм края был достаточно разнообразен, в первую очередь это относится к женскому костюму. В Осколье бытовали почти все основные комплексы женской одежды, выделенные этнографами на территории России: поневный и сарафанный комплексы, с домотканой юбкой (андараком) и «парочка» (кофта - юбка).
-
Наряд Юга России — бывшая Воронежская губерния (нынешний Алексеевский, Красногвардейский, Красненский районы)
В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем.
-
В Воронежской губернии преобладала так называемая линейно-геометрическая вышивка. А наиболее используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы продолжали его стороны. В народе этот мотив получил название «репей» и стал символом плодородия, огня и жизни.
-
Вне всякого сомнения, это одни из самых древних орнаментов, включающих всебя такие «вненациональные» элементы, крест, древо жизни и многие другие.
-
Особенности народного костюма Белгородской областиАлексеевского, Красненского, Красногвардейского районов
Однодворческие села, расположенные в междуречье притоков Дона - Тихой Сосны и Потудани, выделяются стилевым единством и уникальным своеобразием костюма. Сложившийся здесь понёвный комплекс обладает рядом особенностей, встречающихся только в данной местности.
-
Особенности народного костюма Понева - Род шерстяной юбки с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом.Сарафан - одевался поверх рубахи, спереди разрез, многочисленные складки. Цвет: бордо, синий, коричневый, красный. Переднюю часть сарафана украшали дорогим шитьём, а также пуговицами – медными, оловянными, серебряными.Рубаха - Самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху.
-
Понева - род шерстяной юбки с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом.
Поверх рубахи женщины в южнорусских областях надевали поневу, юбку из трех кусков ткани, сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понева крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника.
-
Понёва славилась прежде всего специфической вышивкой шерстью: многоцветная, в виде плотного коврового узора. Вышивка располагается вдоль швов и по подолу понёвы.
-
В понёвах бордюр поподолу вышивался исключительно красными нитями (или оранжевыми, «руто-желтыми»)тогда основная цветовая гамма была оранжевой. Шов («свозка») как бы маскировался вышивкой, в особо дорогих понёвах эти декоративные полосы отличались шириной и контрастными сочетаниями цветов.
-
Сосредоточение основного узора сзади объясняется тем, что спереди понёву закрывает холщовый фартук, украшенный не менее красиво, чем рубаха. Обычно в фартуке («завеске») повторялись некоторые орнаментальные мотивы рубахи, в комплекте с которой его надевали.
-
Помимо понёвы здесь бытовал туникообразный сарафан
-
Сарафан
Сарафан одевался поверх рубахи, спереди разрез, многочисленные складки. Цвет: бордо, синий, коричневый, красный. Переднюю часть сарафана украшали дорогим шитьём, а также пуговицами – медными, оловянными, серебряными.
-
Рубаха.Самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека.
-
Рубахи украшались вышивкой. Узор располагали на верхней части рукава, иногда украшали весь рукав сплошь. Вышивали обычно черной шерстяной или бумажной нитью, или сочетали красную и черную нити.Рубахи молодых женщин украшались более нарядно. Пожилые женщины избегали яркой вышивки.
-
Девичья одежда отличалась от одежды замужней женщины. Она состояла из рубахи (у девочек до двенадцати лет единственной одеждой была рубаха с пояском) и сарафана. Девичий сарафан шился из более светлых тканей, по талии, а замужние женщины шили себе сарафаны широкого покроя. Передник у девушек был в основном из красного атласа, украшался широкой тесьмой с бисером по бокам, а у женщин — из темного материала.
-
Неотъемлемой частью девичьей и женской одежды был пояс. Пояса были ткаными и плетеными. Длина пояса — около трех метров. Концы пояса украшались "лопастями" разной формы. Лопасти украшались галунами, лентами, расшивались разноцветным гарусом, бисером, блестками. По краю делали бахрому из разноцветной шерсти, в виде петель с бисером на концах. Пояс обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали концами назад.
-
Головной убор –очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно было много узнать о женщине. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (украшался жемчугом) или повойник (также усыпанный жемчугом).
-
Женский костюм Белгородчины завершался сорокой, для изготовления которой использовали бархат, атлас, гарус, блестки, галун.
-
СОРОКА
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
-
Основными предметами, образующими всовокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
-
Особая тема в народном костюме — украшения. Здесь, как и в вышивке, русская женщина проявила массу выдумки и художественного вкуса. Помимо бус из стекла и поделочных камней, снизок бисера белгородские крестьянки использовали монеты или их имитацию в сочетании с бусами («монисто»), сетчатые ожерелья из бисера («поддушник», «душегрея», «сеточка»), кресты, иконки, ладанки на лентах. В селах Воронежско-Белгородского региона носили «грибатки» — круги и полукружья на тесьме, расшитые шленкой, золотыми нитями, бисером.
-
Не имеют аналогов в русском костюме также некоторые виды украшений, распространенные в этом регионе.
-
вывод
Народная одежда Белгородчины является нашим богатейшим достоянием, частью нашей духовной культуры, неисчерпаемым источником изучения исторического прошлого населения края, его мировоззрения, национального самосознания, а также художественно-эстетических взглядов.
-
Библиографический список литературы:1. Блохина, И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И.В. Блохина. – Минск: Харвест, 2009. – 400с. 2. Емельянова, М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура / Емельянова М.И., Беликова,Т.П. – Старый Оскол, 2003. 3. Емельянова, М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края (2-я половина XIX - начало XX века) / М.И. Емельянова – Старый Оскол, 2007.4. Губанова, Е. Женский костюм Воронежской областной губернии / Е.Губанова, О. Ожерельева. – Народное творчество, 2008. – №3. – с.40-43.5. Красикова, Н. Открыть мир народного костюма / Н.Красикова. – Народное творчество, 2008. – №4. – 16с.6. Кичигин, В.П. Народная культура Юга России: Белгородская область //Опыт систематизации этнофольклорного материала / В.П. Кичигин. – Белгород, 2000. 7. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф.М. Пармон. – Легпромбытиздат, 2013. – 252с.8. Семёнова, М. Мы славяне / М. Семёнова. – С.-Петербург: Азбука -классика, 2006. 9. Толкачева, С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца ХХ – начала ХХ века / С.П. Толкачева. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 224 с. 10. Шангина, И. И. Сорока // Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина — СПб.: Искусство—СПБ, 2006. — с. 302–307. 11. Энциклопедия Белгородской области. – Белгород, 2005. – 260с.
-
Интернет - источники: 1. narodniy_koctum.htm 2.shkolakrasnoe.narod.ru›kult.htm 3. kostyum-belgorodskoj 4. images.yandex.ru›народный костюм белгородской области6. Галерея «Русские народные головные уборы XVII—XIX веков» (mith.ru)7. Сорока // Гуманитарный словарь (slovari.yandex.ru)8. Сорока (часть рус. головного убора) // БСЭ (slovari.yandex.ru)9. Сорока // РЭМ (ethnomuseum.ru)
Сайт: http://pedsovet.su/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.