Содержание
-
Экономическая география Татьяна Михайлова 25.05.2011
1
ЭКОНОМИКА: ПРОСТО О СЛОЖНОМ
-
Экономика
это «наука, изучающая распределение редких ресурсов между альтернативными способами их конечного использования»
Человеческим языком:
Экономика – это наука о …? …поведении человека!
Из множества действий маленьких агентов (людей, фирм) складывается картина мира.
Экономическая география – наука о том, как агенты принимают решения о размещении в пространстве
2
-
Экономическая география
- Что мы пытаемся понять?
- Как люди выбирают местоположение?
- Какие силы и стимулы на них действуют? Какие из них сильнее, какие слабее?
- Как в результате выглядит география экономической деятельности? Каковы ее основные черты и свойства?
- Какие факторы влияют на это в настоящем, прошлом, будущем?
3
-
Главная черта пространственного развития – это…
4
его неравномерность!
-
5
Неравенство существует на многих уровнях географической детализации
Богатые страны и бедные страны
Богатые регионы и бедные регионы
Мегаполисы, города и незаселенные пространства
-
Неравенство существует на многих уровнях географической детализации
- Внутренняя структура города
- Концентрация отраслей
- Кремниевая долина
- Голливуд любой базар!
- Экономическая география все это изучает
- 6
-
Старые идеи: почему одни локации привлекательны, а другие нет?
Факторы 1й природы: Фундаментальные свойства местности
- выход к морю, климат, почвы, природные ресурсы
- Факторы 2ой природы: Рукотворные свойства местности транспорт, инфраструктура
- Факторы 3й природы: Чистые агломерационные эффекты
(A. Marshall, 1890)
- общие поставщики, потребители, рынок труда
- распространение знаний и технологий
Все три группы факторов способствуют пространственной концентрации
7
-
Старые идеи: зависимость от предыстории
8
- порт,
- плодородная земля,
- климат,
- случай
- концентрация людей
- инфраструктура
- концентрация нарастает как «снежный ком» и остается стабильной, даже если ее первопричины исчезли В этом главная трудность. Как разобраться, какие факторы важнее?
-
Model of Kowloon Walled City
9
-
Пространство в экономической науке: история - 1
фон Тюнен(1826)/Алонзо(1964) и структура землепользования в городе
10
Alain Bertaud (2004) "The spatial organization of cities:Deliberate outcome or unforeseen consequence? “
-
Плотность населения в Москве и в Париже
11
A.Bertaud, B.Renaud (1995) Cities Without Land Markets: Location And Land Use In The Socialist City
-
Пространство в экономической науке: история - 2
Хотеллинг(1929) и стратегический выбор локации
12
Идея: дилемма между доступом к рынку и конкуренцией
-
Пространство в экономической науке: история - 3
Кристаллер(1933), Лёш(1940) и теория «центральных мест»
13
Идея: город – точка, где предоставляются услуги для окружающего пространства
-
Пространство в экономической науке: история - 4
(1950е – 1980е) - теории торговли, страны/регионы как «точки»
Издержки транспорта игнорируются“in the sanguine hope that if included they would not materially affect the results"
(A. Deardorff, (1984)"Testing trade theories and predicting trade flows,“)
П. Кругман (1991) “Increasing Returns and Economic Geography"
14
-
Пол Кругман
Идея: 2 локации, растущая отдача от масштаба + монополистическая конкуренция + транспортные издержки + мобильные труд и капитал
Получилось: Решаемая модель, тестируемые результаты → взрыв интереса к эконгеографии
15
2008 Nobel Memorial Prize in Economics
За вклад в новую теорию торговли и новую экономическую географию
-
Пространство в экономической науке: история - 5
- 1990+ пространственные стат. методы в экономике
- пришли из экологии, биологии, географии
- основная идея: при работе с данными учитывать взаимное расположение наблюдений
Близкое влияет сильнее, чем далекое
16
-
Назад к Кругману:структура центр-периферия
2 города (Москва и Плёс Ивановской области)
2 сектора (рабочие, крестьяне)
Рабочие мобильны
Возможные результаты:
17
При низких издержках транспорта симметричное равновесие исчезает
1
-
Эффект домашнего рынка
2 региона (Home, Foreign), Hбольше
2 фактора производства: труд, капитал
Капитал мобилен, труд нет
Результат: доля индустрии в регионе Hбольше, чем его доля населения. и эта доля растет с падением издержек транспорта
Либерализация торговли усиливает начальное преимущество!
18
-
Наблюдается ли эффект домашнего рынка на практике?
Да:
машиностроение, металлы, оборудование, химпром, пластики, резины, бумага, печать, мебель
Нет:
пищевая, одежда, текстиль, обувь
(Но есть разногласия между исследователями)
19
-
Стабильность пространственной структуры
Кругман предсказывает много возможных стабильных состояний
Случается ли переход из одного в другое?
Столицу в Плёс!
20
Афины 2010 Троя
-
Бомбардировки японских городов во 2й мировой войне
D.R. Davis, D.E. Weinstein, “Bones, Bombs, and Break Points: The Geography of Economic Activity", AER 2002
21
- Тот же результат: Вьетнам, Западная Германия
Совсем не похоже:
- Восточная Германия, СССР
-
22
-
Эволюция пространственного развития
Начнем с равномерного распределения людей (пре-индустриальное общество)
Уменьшаем транспортные издержки
23
Что будет?
Кругман: концентрация будет увеличиваться.
Он прав?
-
Транспортные издержки: история
24
Данные из: Combes, Mayer, Thisse (2008) “Economic Geography"
«Смерть расстояния» или “The World is Flat"?
Географическое положение имеет менее существенное значение сейчас, чем 100 лет назад? – Наоборот!
-
Гравитационная модель торговли
25
Расстояние все более важно!
Предположим: объем торговых потоков = функция от ВВП стран и расстояния между ними:
-
Эволюция пространственного развития, прав ли Кругман?
Добавим в модель Кругмана препятствия к агломерации людей
- теснота больших городов
- любовь к «малой родине»
- инертность миграции
Результат: зависимость концентрации от транспортных издержек имеет форму ∩
разные страны находятся на разных точках траектории концентрация увеличивается в развивающихся и в средних странах
26
-
Индекс концентрации промышленности, Франция
27
P.-P. Combes, M.LafourcadeJ.-F. Thisse, J.-C. Toutain, 2008. "The rise and fall of spatial inequalities in France: A long-run perspective"
-
Итак, что мы знаем?
Интеграция ведет к концентрации
- пространственное неравенство увеличивается по мере технического прогресса но люди (в среднем) выигрывают
- При прочих равных, большие рынки аккумулируют высокотехнологичные индустрии для них сильнее агломерационные силы
- Когда все перестанут ехать в Москву? Надеюсь, никогда!
- Быть ближе к мировым рынкам становится все важнее
- Но пространственные структуры экономик очень инертны
28
-
О чем мы знаем недостаточно
Как растут города, почему они создают иерархическую структуру, что определяет их размер относительно друг друга.
Какие факторы 1й 2й и 3й природы важнее, как они взаимодействуют региональная политика
И еще о многом…
29
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.