Содержание
-
Формирование экологического мировоззрения у учащихся на уроках географии
Учитель географии МОУ «Петлинская ООШ» Морозова О.В. 2010-2011 учебный год
-
География представляет собой связующее звено между естественными и общественными науками.
Как учебная дисциплина география обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мировоззрения.
Цель проекта - формирование экологического мировоззрения, экологических знаний у учащихся на уроках географии, вовлечение их в природоохранную деятельность, познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека.
Отличительные особенности- проект строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
-
Задачи проекта:
- Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии, привитие интереса у учащихся к проблемам окружающей среды.
- Формирование экологического мышления.
- Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры.
- Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности.
- Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.
- Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам.
- Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.
- Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
-
- Данный проект рассчитан на 5 ч
- Участники данного проекта:учащиеся 6 класса
- Сроки проведения:3 четверть 2010-2011 учебного года
Основной планируемый результат реализации проекта – свободная творческая личность учащегося, осознающего ответственность по отношению к среде своего обитания, обладающего знаниями экологических законов, соблюдающего нравственные и правовые принципы природопользования, ведущего активную природоохранительную деятельность - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
-
Программа проекта
Тема урока: Состав и строение гидросферы
Цели урока:
• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав; • сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей. Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы. Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды. Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы. Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями. Тип урока: комбинированный.
-
Ход урока
Проверка домашнего задания
Вход в урок – тема, цель, задачи урока
Изучение нового материала
а) Понятие «Гидросфера», состояние гидросферы
Гидросфера – это водная оболочка Земли
-
Вода покрывает более 71% поверхности Земли.Поэтому иногда говорят, что нашу планету правильнее было бы назвать не Землей, а Океаном!
Наличие воды – космическая особенность нашей планеты
-
Состав гидросферы
- Мировой океан
- Воды суши
- 4 океана
- Моря и их части
- Поверхностные воды
- Подземные воды
- Реки
- Озера
- Болота
- Ледники
б) Состав гидросферы
-
в) Мировой круговорот воды
Движение воды под воздействием солнечной энергии и силы тяжести называется круговоротом воды в природе
-
г) Значение воды. Влияние человека на водные ресурсыЗаполнение таблицы:
Ученики получают дополнительные листы с домашними заданиями на всю тему вперед. Сдают выполненные работы в конце темы. (Приложение 1).
4. Закрепление изученного материала
5. Итог урока
6. Домашнее задание: Изучить: параграф. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды
-
Тема урока: Мировой океан Воды Океана
Цели урока: • сформировать представление о Мировом океане и его составных частях; • раскрыть особенности строения дна Океана; • раскрыть значение Мирового океана.
• раскрыть, чем обусловлено движение воды в Океане; • сформировать представление о видах течений Мирового океана; • установить причинно-следственные связи между процессами, возникающими в литосфере, и образованием волн; • раскрыть, какие опасности таит Океан.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник, атлас.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Мировой океан. Моря. Заливы. Проливы. Острова. Архипелаги. Полуострова. Рельеф дна Океана. Свойства воды в Океане. Айсберг. Волны. Цунами. Океанические течения. Приливы и отливы.
Способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; составлять диаграмму «Площади океанов», работа с картой «Схема океанических течений»
Ценностный компонент урока: раскрыть идею единства и целостности Мирового океана; показать значение Мирового океана для жизни на Земле.
Работа с учебником: сочетание текста учебника и карт; выделение определения понятия; нахождение по тексту необходимых данных; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; сочетание работы текста учебника и тренажера.
Тип урока: комбинированный.
-
Ход урока
Проверка домашнего задания (ученики зачитывают свои работы Описание «путешествия капельки»)
Актуализация знаний учащихся. Вводная беседа
Изучение нового материала
1) Океаны и их границы (заполнение схемы «Площади поверхности океанов» (на доске)
- Мировой океан 361,1 млн.кв.км.
- Тихий 178,62 млн.кв.км
- Атлантический 91,56 млн.кв.км
- Индийский 76,17 млн.кв.км.
- Северный Ледовитый 14,75 млн.кв.км.
2) схема частей Мирового океана, раскрытие понятий «море», «залив», «пролив»
-
Части Мирового океана
- Проливы
- Заливы
- Моря
Полуострова
- окраинные
- внутренние
Архипелаги
Острова
- материковые
- вулканические
- коралловые
3) Знакомство с айсбергами. Изучение движения воды в Океане. Океанические течения
4) Нанесение выделенных объектов на к/к
4. Обобщение. Рефлексия
5. Домашнее задание: Изучить: параграф. Описать опасности Океана.
-
Тема урока: Реки – артерии Земли
Цели урока: • сформировать представление о реке, ее частях, речной системе, речной долине, питании реки, режиме реки; • раскрыть роль рек в жизни человека; • формировать умение описывать реки. Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, картины, слайды с изображением рек и их частей. Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Река. Речная система. Речной бассейн. Водораздел. Русло. Исток. Устье. Источник питания реки. Режим реки — половодье, межень, паводок. Пороги и водопады. Способы действий учащихся: описывать реки по карте; характеризовать реки своей местности; характеризовать особенности речной системы; показывать реки по карте; знать наиболее крупные речные системы мира. Ценностный компонент урока: раскрыть значение рек в жизни человека; раскрыть необходимость охраны рек; понимать, что речная вода — важнейшая ценность на планете. Работа с учебником: работа с текстом, текстовой картой; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; описание реки по карте; работа с графиком
-
Ход урока
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний (тест) (Приложение 2)
Изучение нового материала.
1) Понятие «река», речная долина. Работа с таблицей № 1 в парах.
Таблица № 1
2) Понятие «притоки». Речная система. Бассейн реки. Питание рек
Рубрика «Шаг за шагом» (учащиеся по карте описывают реку)
-
3) Работа с таблицей №2
Таблица №2
4) Значение и роль рек:
А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Для производства 1 т сахара расходуется 100м3 воды, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды.
Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной зоне России 10 - 19 вв.
В) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.
5. Конкурс – «Веселая география» (Приложение 3)
4. Домашнее задание: Изучить: параграф.к/к., отметить реки, которые встречаются в тексте параграфа
-
Тема урока: Озера, подземные воды, ледники
Цели урока: • сформировать представление об озерах, их особенностях и видах; • сформировать представление о подземных водах и ледниках; • раскрыть роль озер, подземных вод и ледников как источников пресной воды на Земле и необходимость бережного отношения к водным ресурсам; • формировать умение описывать озера по карте. Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, картины, слайды озер. Понятийно-категориальный аппарат усвоения:Пресные, соленые, сточные, бессточные озера. Ледниковые и запрудные озера. Водохранилища. Подземные воды. Водопроницаемые и водоупорные породы. Ледники. Способы действий учащихся: описывать озера по типовому плану; характеризовать и показывать озера и ледники по карте; знать наиболее крупные озера мира. Ценностный компонент урока: раскрыть значение озер, подземных вод, ледников как источников пресной воды на Земле; показать необходимость их охраны; раскрыть роль озера Байкал как всемирного природного наследия. Работа с учебником: работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; описание озера по карте. Тип урока: комбинированный.
-
Ход урока
Мотивация и целеполагание
Актуализация знаний (кроссворд Приложение 4).
Изучение нового материала
1) Понятие «озеро», существенные признаки. Характеристика по свойствам воды и происхождению котловин. Отличия озера от пруда и водохранилища
2) Рубрика «Шаг за шагом» (описание озера Байкал)
3) Подземные воды, их виды. Роль минеральных вод в лечении людей
4) Ледники, условия их образования
4. Закрепление знаний. Игра домино (Приложение 5)
5. Домашнее задание: повторение изученного, сочинение «Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян?»
-
Урок на тему: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Гидросфера»
Цели и задачи:
· Закрепление на уроке само содержание понятия:
- «Гидросфера», как оболочки земли, её характерных черт, обобщение знаний по отдельным пунктам этой темы.
· Систематизировать знания и умения, которые были получены на предыдущих уроках.
· Узнать возможности, знания учащихся, активировать мышление и логику.
Оборудование: карта полушарий, атласы
Методы: урок- игра
-
Ход урока
1. Подготовительный этап.
Класс заранее делится на 2 команды. Каждая команда выбирает капитана. Придумывает название команды, соответствующее теме.
2. Проведение игры (Приложение 6)
1-ый конкурс – Разминка
2-ой конкурс – Знатоков
3-ий конкурс – Картографов
4-ый конкурс – Гидрологов
3. Подведение итогов
4. Оценка работы команд и активности каждого учащегося
5. Конкурс сочинений«Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян?»
6. Вручение призов
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.