Содержание
-
Хантыйская верёвочная игра «Савнэкўр» («Сорочья лапка»)
-
Фотография фигуры «Савнэкўр»
-
Информанты
Новьюхова Софья Васильевна 1933 – 2009
-
Новьюхова Зоя Абрамовна 1952 года рождения
-
Из аннотации
В традиционной хантыйской среде популярностью пользовались развлечения, основанные на верёвочном плетении. В основе таких игр лежит верёвочка или толстая нить со связанными узелком концами, с помощью которой два человека сплетают различные комбинации. К таким забавам относится совместное плетение фигуры «Савнэкўр». Игра развивает ловкость пальцев, память, логическое мышление, воображение.
-
Этнологический аспект
Применение узлов и верёвочных плетений в хозяйственных целях оленеводами, рыболовами, охотниками, мастерицами послужили распространению в среде обских угров, а также соседних народов, всевозможных верёвочных головоломок. Игра «Савнэкўр» представляет локальную традицию с собственным наименованием, подчеркивающим местную специфику.
-
Исторический аспект
Игра была записана О.В. Хандыбиной в 2004 г. в с. Теги Берёзовскогорайона от хранительницы традиций С.В. Новьюховой. Описание игры опубликовано. Игра представлена была на региональном семинаре-практикуме и включена в учебное пособие Т.В. Волдиной.
-
Социологический аспект
На момент фиксации, игра сохранялась в памяти отдельных пожилых жительниц Теги, благодаря которым она была описана исследователем. В настоящее время игра получила своё развитие, распространившись среди учащихся 5-6 классов Тегинской школы, а также, после её презентации на окружном уровне, нашла своё признание у более широкой аудитории на территории ХМАО-Югры.
-
Учащиеся 5-6 классов
-
Лингвистический аспект
Тегинский говор хантыйского языка: Кеl– верёвка Савнэ – сорока Кур – лапка, нога Lyй – палец Юнтты – играть Тalты – вытягивать, тянуть
-
Описание игры
В игру «Савнэкўр» играют двое. Концы верёвочки связывают, так образуется петля – игровая нить. Один игрок держит нить, пропущенную между указательными пальцами и мизинцами обеих рук. При этом руки он держит так, чтобы натянутая таким образом нить была параллельна земле, образуя две линии – верхнюю и нижнюю. Второй игрок мизинцами цепляет нижнюю линию, затем указательными пальцами – верхнюю линию. Движением снизу вверх он выворачивает нить (таким образом указательные пальцы оказываются в петле) и вновь захватывает её указательными пальцами сверху с двух сторон. Затем первый игрок отпускает нитку, а второй – натягивает её, получается фигура «сорочья лапка».
-
Рис. Н.А. Жеманской
-
Ссылка на источник: https://youtu.be/snCVnK37naA «Центр культурного наследия ханты им. В. Волдина»
-
Источники
Хандыбина О.В. К вопросу о хантыйских играх // Обские угры: научные исследования и практические разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения/ сост. С.А. Герасимова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – С. 176 – 181. Волдина Т. В. Обско-угорские игры для развития мыслительных способностей, игрушки «для думания»: Учебно-методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. – 72 с. Волдина Т.В. «Мыслительные» игры numӑsjunt / nomtjoŋil как одно из направлений игровой культуры обских угров // Вестник угроведения. 2021. № 1.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.