Содержание
-
Памятники природы Башкортостана в сказах и легендах башкирского народа
Учитель географии в.к. Кузьменко Е.В. МБОУ СОШ № 23 г.Уфа Республика Башкортостан
-
Многим кажется, что где-то далеко есть чудо-край, где всё гораздо интереснее, чем там, где живут они. Загадочное и интересное рядом-нужно только уметь видеть. И нет прекраснее и роднее в мире уголка, чем тот, в котором ты родился и живёшь. Давайте спросим у себя, почему же этот уютный уголок так нам дорог, так красив и многообразен? Я напомню вам одну народную притчу: Когда Аллах раздавал землю, башкиры опоздали. Аллах сжалился и говорит: « Я не могу вас обидеть, поэтому я отдам вам то, что оставил себе, а себе я оставил самое лучшее ». И сегодня можно услышать, что башкирская земля – земля Аллаха. Своеобразной и редкой красотой одарила природа Башкирию: край нефти и химии, леса и золота, кумыса и мёда. В республике Башкортостан более 150 природных объектов объявлены памятниками природы. Это девственные сосновые и еловые леса, прозрачные реки, живописные озера, минеральные и грязевые источники, подземные дворцы – пещеры и горные вершины. Все они разные жемчужины Башкортостана, но каждая из них имеет своё лицо, свою историю и свою легенду.
-
Гора Большой Иремель 1582 м
-
Вторая по высоте гора на Южном Урале. Высота 1582 метра. Большой Кабан – Седло Аллаха – так говорят об этой вершине. Иремель суров и недоступен в дождливую погоду, а если туман, то надолго. В народе говорят, что на вершине горы удивительная энергетика, кто побывает на горе, тот никогда не будет болеть. Иремель – сердце Южного Урала, множество рек берут здесь свое начало: Агидель, Урал, Ай, Инзер, Юрюзань. Вода в родниках очень холодная и мягкая. Гора Большой Иремель
-
У подножья горы Иремель
-
исток реки Агидель
Исток реки Агидель
-
У седого Урала имелась дочь – красавица Агидель. Не речкой была она тогда, а девушкой. Все джигиты влюблялись в нее с первого взгляда и начинали петь грустные песни. Но ни один из них не мог завоевать ее ответной любви. Больше всего на свете ценила Агидель свободу и поклялась никому не отдавать своего сердца, покуда существуют на свете горе и страдание. Прослышал о девушке молодой Ашак, сын правителя всего края. Оседлал лучшего коня и примчался в аул, где жила Агидель. Красив был Ашак. Чернобров, черноус и сверкал белозубой улыбкой. Оружие у него было отделано серебром, а на плече сидел охотничий сокол. И смутилась красавица Агидель, увидев статного парня. А он высокомерно улыбнулся. Ашак привык к тому, что все подчинялись его воле. Нравом он был хитер, коварен и жесток, за что народ прозвал его Ашаке, что значит гадкий, отвратительный, и в груди у него вместо сердца был камень. Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, в ее сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу. - Не приходи больше, - сказала она Ашаку. – Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой. - Какое нам дело до людей? – Ответил Ашак. – Я увидел тебя, будешь купаться в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей. Рождение Агидели Легенда 1
-
- Нет. Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ - А-ха-ха! – засмеялся Ашак. – Все равно будет так, как я захочу. Неожиданно он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру. Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю. После сумасшедшей скачки конь забежал вперед. Вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала: -Отец, спаси меня! -Никто не придет тебе на помощь, - зло усмехнулся Ашак. – А вот за любимого коня ты у меня получишь. И он хлестнул девушку камчой. Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку. Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо прекрасная Агидель. В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил в вдогонку девушке, обвернувшейся речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло. -Вернись, Агидель! – закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше. Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой. Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к Матери Волге. И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, 4 шихана: Юрак-тау, что означает Сердце-гора, Куш-тау – птица-гора, Шах-тау, который в старину называли Ашак-тау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня, но гору прозвали Тра-тау… Легенда 1
-
Река Агидель
-
Шихан Куш-Тау
-
Много-много лет тому назад в одном из аулов, расположенных возле этой горы, жила прекрасная девушка Айхылу и молодой батыр Ханбулат, которому не было равных в силе и удальстве во всей округе. В детстве они играли вместе, вместе подрастали, а потом полюбили друг друга. Когда девушка расцвела во всей своей красе, один за другим повадились в дом ее родителей сваты. Послал однажды туда своих сватов и самый богатый в ауле старик-бай Типтегул. Злобным он был и властным. Отец Айхылу принудил дочь дать согласие стать пятой женой Типтегула. Накануне свадьбы похитил ее удалой Ханбулат, увез неведомо куда. ЮРЯКТАУ – СЕРДЦЕ-ГОРА Легенда 2 Шихан Юряктау
-
Легенда 2 В страшном гневе Типтегул воскликнул: «Еще не родился на свете человек, который смел бы пойти против меня, держащего в кабале всю округу. Не будь я Типтегулом, если не расправлюсь с этим негодяем. Вырву сердце у этого голодранца. Вырву и брошу на съедение псам. Как сказал, так и будет, не люблю повторять дважды!» Ханбулат и Айхылу все лето скрывались в горах и в лесных чащах. Когда же наступили сильные морозы, тайком вернулись ночью в аул. Об этом донесли баю Типтегулу. В одну из темных ночей байские прислужники схватили егета и поволокли на гору. Типтегул вонзил огромный нож в грудь связанного по рукам и ногам Ханбулата и вырезал его сердце. Только хотел бросить сердце собакам, как откуда ни возьмись, упал с неба беркут, схватил сердце егета могучими когтями и унес в свое гнездовье, высоко в горы. Бай старался сохранить преступление в глубокой тайне, но обмануть чуткое сердце Айхылу не смог. Девушка отыскала тело возлюбленного, упала на него и проплакала три дня. «Раз возлюбленный мертв, - решила она, - зачем мне мое сердце! Я отдам тебе мое сердце, мой Ханбулат, отомстишь за себя и за меня тоже». Решила и вырвала свое сердце, вложила в грудь Ханбулата. Сама же тотчас упала замертво. Ханбулат чудесно ожил. Увидев мертвое тело любимой, сразу все понял. А сердце девушки пылало в его груди жгучей ненавистью к тем, кто причинил им столько страданий. Стал он мстить с того дня за обоих. Один за другим сгорали байские дома, а самих баев оживший Ханбулат тащил на вершину той горы, где теперь обитал, и сталкивал их в пропасть. Вот почему Юряктау – Сердце гора, что находится близ города Стерлитамака, получила такое название.
-
Шихан Тра-Тау
-
Остатки шихана Шах-Тау
-
Местами шихан Шах-Тау срыт до основания…
-
Арский камень
Арский камень
-
Сказывают, будто под ним прятал оружие Пугачев, войско которого располагалось лагерем в деревне Арской. Владельца деревни помещика – Арского, лютовавшего в этих местах, восставшие крестьяне сбросили с камня в реку. Так и стал называться камень Арским. А ещё говорят, что был тот Арский не помещиком, а царским генералом. Будто бы здесь произошло у него сражение с Пугачевым, и убитый генерал был скинут вниз с камня. Арский камень Легенда 3
-
За поворотом природа предупреждающе поднимает палец – мол в оба смотри, начинается самое главное. Скала Муйнак – Таш и в самом деле похожа на указательный палец, отделившийся от сжавшейся в кулак горы. Сама гора напоминает очертанием лежащую собаку. И предание с ней связывают такое, будто бы один охотник назвал скалу в честь любимой собаки по кличке Муйнак, разбившейся здесь в погоне за оленем. Муйнак-Таш (Чертов палец) Легенда 4
-
Кабан-Таш - Каменный стог
-
О скале записано такое предание. Жил в этих местах Баиш. Он славился честностью. О нем говорили – честность такая, как высокий стог. Когда же Баиш умер, назвали Баиш – Ташем камень на Белой, похожий на стог сена. Существует и другой вариант. Жил здесь некогда очень жадный богач Кара – бай (черный бай). Забрал он себе и без того скудные пастбища и покосы. Скот у бедняков погибал от бескормицы, а Кара – бай сметал все сено в один огромный стог и продавал по клочку за неслыханную цену. Проклял его народ, прокляли мудрые аксакалы, и их проклятье превратило сено богача в камень. Кабан-Таш – Каменный стог Легенда 5
-
Сарыбаш-Таш - Рыжая голова
-
На правом берегу Агидели стоит камень Сарыбаш-таш -- Рыжая голова. Это в соседней деревне родилась однажды рыженькая девочка - среди южных башкир это явление чрезвычайно редкое, и мулла обвинил её мать во грехе, мол, спуталась с каким-нибудь русским, а девочку проклял, приказал изгнать её из деревни и поселить на том камне. Три дня девочка плакала, потом люди увидели - скала стала рыжая. Жёлтый лишайник, растущий на плоской макушке камня, в самом деле напоминает рыжеватые волосы. Проплываешь мимо, любуешься на необычайную красоту местности, но вспомнишь предание - сердце сжимается при мысли о том, что это могло быть вовсе не вымыслом, а вполне реальной действительностью, уродливым проявлением жестокости шариата. Сарыбаш-таш Легенда 6
-
Пещера Шульган-Таш
-
Вход в пещеру
-
Рисунки древнего человека Каповой пещеры
Рисунок лошади Рисунок бизона Рисунок мамонта Рисунок «коровы»
-
В глубокую древность уходит корнями башкирское народное сказание «Урал-батыр». Главный герой этого сказания в поисках родника с живой водой, дарующей бессмертие, совершает целый ряд подвигов: побеждает жестокого падишаха Катила, страшных чудовищ в царстве змея Кахкахи, борется с падишахом дивов Азракой, спасая людей, животных и птиц. Ради них он жертвует своей жизнью, хотя мог бы обрести бессмертие, выпив добытую им живую воду. Однако Урал-батыр разбрызгал её вокруг себя, чтобы вечно живой оставалась природа. А когда он умер, люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские горы. Останки Урала-батыра превратились в драгоценные самоцветы, золото, серебро, медь и железо. Было у богатыря Урала трое сыновей-помощников: Яик, Нугуш и Идель. Четвертым стал Сакмар, отрекшийся от родного отца Шульгена, старшего брата Урал-батыра. Они алмазными мечами прорубили в горах русла рек, чтобы дать воду исстрадавшимся людям. «Четырех батыров тех имена четыре реки потом получили»,-говорится в сказании. Ныне название двух рек переменилось: Яик-Урал, Идель стала Агиделью. Урал-Батыр Легенда 7
-
Озеро Илкысыккан («Лошадь вышла», Голубое озеро)
-
Йылкы - лошадь, сыккан - вышла. Так что название озера переводится легко: "Лошадь вышла". А дело было так. Заночевал однажды на его берегу башкир-пастух. Не в наши дни, а ещё в те времена, когда водилась на свете нечистая сила. Глубокой ночью разбудила пастуха собака. Она жалась к хозяину и заливалась яростным лаем. Открыл глаза пастух, видит: в темноте ночной на берег выбралось безобразного вида чудище ростом с десятилетнего малайку, руки и ноги кривые, голова косматая. Однако не из пугливых был наш башкир, схватил он этого жителя водяного и к дереву привязал. Водяной тоскливо завыл. На его жалобный голос вышел из озера весь седой, но ещё могучий старик. Говорит: "Отпусти моего внука, на награду не поскуплюсь. Только как поедешь отсюда к себе, на озеро не оглядывайся. Таково моё условие". Отвязал пастух озерного чертёнка, вскочил на лошадь, свистнул собаку и поехал прочь, как велел старик. Едет и слышит за спиной гул топота множества копыт. Не удержался он, оглянулся и что же видит: большие косяки кобылиц следует за ним. Но лишь стоило ему оглянуться, как самая задняя лошадь повернула обратно, уводя за собой в озеро всех остальных. Хитрым оказался хозяин озера, посулив щедрый выкуп. Знал, что ни один башкир не выдержит, чтоб не оглянуться, заслышав позади сладостный его сердцу перестук конских копыт. Озеро Илкысыккан Легенда 8
-
Второе название озера-«Шульген»- по имени хозяина подземного мира - одного из главных отрицательных персонажей древнейшей башкирских эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Кара-Юрга», «Акхак-Кола». По сказаниям, Шульген спасается в озере от батыров.
-
Башкирский мёд
-
Бурзянская пчела
-
Давным-давно, любят сказывать пасечники, жили в одном башкирском ауле три брата. Старший был слепым, средний - хромым, а младший - горбатым. Трудно им жилось, все трое ни хозяйство вести, ни охотой заниматься толком не могут. Подошла пора жениться - ни одна девушка даже глянуть на них не желала. В поисках счастья решили братья покинуть родной аул. Вывела их дорога за околицу, в тёмный лес нырнула. Горбатый идёт впереди, слепой держится за его горб, а хромой, приотстав, ковыляет сзади. Через одну гору перевалили, через другую, сбились с пути и очутились в незнакомом месте. Взятые с собой лепёшки кончились, есть хочется, а лес становится всё черней и глуше, конца ему нет и краю. кругом следы медвежьи да росомашьи, по веткам куницы да белки скачут, из чащобы сверкают злые глаза рысьи, человечьим духом тут и не пахнет. Страшно стало братьям. Хоть и увечные, а помирать не хочется. Жалеть уже начали, что ушли из аула. Выбрались на одну лесную поляну, уселись в кружок, стали совет держать, как обратно домой выбраться. Только завели свой невесёлый разговор, а продолжать его не могут: летает между ними пчёлка с золотым брюшком, громким жужжаньем говорить мешает, сама будто сказать что-то хочет. Переглянулись братья между собой, поднялись с места и пошли за пчёлкой в ту сторону, куда она пролетела. Идут и думают: зачем они ей могли понадобиться? Пчелка торопится, хотя и не шибко летит, так как увечные братья едва поспевают за ней. Она останавливается в воздухе, дожидаясь их, нетерпеливо трепещет крылышками и снова устремляется вперёд. Вот дошли до вековой липы, на ней высоко от земли чернеет дупло с дикой бортью, а по стволу карабкается медведь, надумал пчёл золить и мёд грабить. Поняли братья, что пчёлка на помощь их звала. А у них ничего нет, кроме ножа и топора. Тогда хромой с горбатым срубили себе две рогатины, тычут ими мишку в зад. Слепой ножом размахивает и кричит, пугает его страшным голосом. Не выдержал косолапый их дружного натиска, свалился мешком на землю и дал дёру. Золотая пчелка Легенда 9
-
То-то радости было пчёлке с золотым брюшком и её товаркам. Роем летают они над братьями, но не жалят, отведать мёду приглашают. Хромой с горбатым осмотрели липу со всех сторон, слепой руками общупал - нет на дереве ничьей тамги, значит, борть не имеет хозяина, иначе бы он обязательно оставил свой родовой знак. Утопили братья голод таким душистым мёдом, какого в жизни не едали, запили его вкуснейший родниковой водой, поблагодарили золотую пчёлку за угощение. А она провела крылышками по глазам слепого, проползла по ноге хромого, вонзила кончик жала в спину горбатого. И тотчас прозрел старший брат, перестал хромать средний, расправил плечи и выпрямился младший, словно никогда у него не было горба. Превратились они в красивых и сильных джигитов. Братья расчистили родник, который уже начал заиливаться. На липу повесили бревно-толкун, чтобы до борти медведь не добрался. Толкнет косолапый такое бревно, мешающее ему на дерево лезть, а оно, качнувшись маятником, по спине или по загривку стукнет. Чем сильнее примется толкать его рассвирепевший мишка, тем больней будет получать в ответ удары. Решили братья не ставить на бортевой липе родовую тамгу, запрещающую брать мёд чужому. Пускай его хозяйкой останется пчёлка с золотым брюшком, обладающая волшебным даром исцелять от всех болезней. С её помощью три брата выбрались из неведомой лесной глуши, вернулись в аул, зажили привольно и безбедно. А та чудесная борть с целебным мёдом, говорят, существует до сих пор, только отыскать её очень трудно. И ещё говорят, что дорога к ней откроется лишь перед тем, кто помыслами чист и совершил в жизни доброе дело... Легенда 9
-
Река Агидель и скалы «Три брата»
-
Аскинская ледяная пещера (спуск в пещеру)
-
Аскинская ледяная пещера
-
Озеро Калкан
-
Озеро Калкан (золото)
Любят здесь рассказывать о могиле трех братьев. Они добывали золото на Калкане. Накопили столько, что решили поехать в город. В лесу напали на братьев грабители и всех троих убили. Обыскали все узлы и баулы, весь тарантас – так и не нашли золота. Лошади вернулись в деревню. Ужаснулись люди, увидев окровавленные трупы братьев. Когда начали распрягать лошадей, удивились тому, как тяжелы хомуты. Распороли кожу хомутов, а оттуда посыпалось золото. С почестями похоронили жители убитых братьев, а золото пустили на строительство мечети. Однако не золото прославило Калкан. Его гордостью является яшма. Монотонный, нежно-зеленый или серовато-стальной цвет знаменитой Калканской яшмы завораживает взгляд. Камень будто бы впитал в себя зелень пушистой, мягкой лиственничной хвои и матовый отблеск горного озера. Уральский умелец Лютин в 1873 году сделал из яшмы огромную вазу, высотой в полтора метра, которая хранится в Эрмитаже. Геофизик Михаил Битюков ахнул от изумления, когда увидел в деревне Калканово каменный хлев, сложенный из яшмы. Легенда 10
-
Озеро Кандры-Куль на закате
-
Утро на озере Кандры-Куль
-
Озеро Аслы-Куль
-
Посреди ковыльной башкирской степи стояла большая, величественная гора. Называлась она Асылтау. В голой степи нет ни деревца, а на ней густые леса росли, много водилось разного зверя и птицы. Иногда охотникам на глаза попадалась белая куница. «Она хранительница горы, - говорили аксакалы. – Не трогайте ее. Убьете – не миновать беды». Слово аксакалов – закон. Никто не смел поднять охотничий лук на хранительницу горы. Слух о необыкновенной белой кунице дошел до ушей могущественного хана. Загорелся он желанием изловить ее и сшить себе шапку. Аксакалы пытались образумить его: «О, великий хан, не шапка существует для головы, а голова для шапки. Даже сто шапок не заменят одной головы. Не накликай несчастье на себя и на нас, оставь в покое хозяйку Асылтау». Хан высокомерно ответил: «Я тут единственный хозяин». Сорок дней и ночей пытался хан поймать белую куницу, но белая куница навсегда исчезла. Наверное, в другие края перебралась. Без хозяйки, без доброй хранительницы осталась Асылтау. А на сорок первый день окутала гору мрачная туча. Разразилась великая гроза. От раскаленных молний камни лопались, скалы раскалывались, земля тряслась и стонала. Гора не выдержала, зашаталась, обвалилась, с головою под землю ушла. Целиком ушла. Вместе с ханом и его свитой. Утром люди увидели – на месте горы громадное озеро. А в память об Асылтау люди назвали озеро Асылыкулем… Легенда о происхождении озера Аслы - Куль Легенда 11
-
-
Заночевал как-то славный батыр Зая Туляк на берегу Аслыкуля. На рассвете его разбудил плеск вод озера. И он увидел, чего еще никогда не видел: заря занималась, восток алел, утренние туманы разливались – и среди туманов этих плескалась дева вод, статная, гибкая, красоты непомерной. Она, не примечая Зая Туляка, вышла на берег и стала расчесывать золотым гребнем черную косу. Зая Туляк не смел дохнуть, а когда русалка закинула косу за спину, он кинулся со всех ног-русалка прянула, Зая Туляк держал уже в руках своих шелковую косу и не выпускал дорогую свою пленницу… Зая Туляк убедил водяную деву в своей любви и согласился жить на дне озера – таково было условие отца русалочки, падишаха подводного царства. Он предупреждал Зая Туляка: «Не бесчести дочери моей за то, что отдал я тебе ее без калыма, принеси ты в калым невесте своей любовь да совет, и не скучай с нею, а соскучишься – быть беде. Не ходи ты и на лицо земли; и там вам не будет блага, а пойдешь – погубишь и себя, и её». Так в конце концов и случилось: Зая Туляк затосковал по родной земле, выбрался таки с женой на вольный свет, а там ожидали их всякие злоключения, разлука. Не дождавшись возлюбленного в назначенный срок, русалочка распрощалась с жизнью. Зая Туляк, опоздавший всего на один день, выкопал булатным копьем двуложную могилу на вершине горы Балкан, положил туда умершую русалочку, заколол себя тем же копьем, упал бездыханный рядом с любимой. Потом похоронили их с почестями и оградили могилу крупными камнями. Башкирская русалочка Легенда 12
-
Малый и Большой Инзер
-
Здешние старики любят сказывать легенду о споре двух Инзеров. Якобы долго выясняли кому куда течь и постановили между собой: кто раньше проснётся, тот потечёт направо, а кто позже - налево. Раньше проснулся Большой Инзер и, пока Малый Инзер досматривал сны, успел пробежать довольно большое расстояние. Потому его и назвали Большим, хотя он нисколько не шире Малого, разве что подлиннее немножко. И ещё сказывают, будто бы Малый Инзер был сильно раздосадован своей промашкой, уж очень ему не хотелось называться Малым. Вбил себе в голову, что Большой Инзер слукавил, тронулся в путь ещё ночью, а не с рассветом, как уговаривались, и с обиды кинулся выяснить отношения. По этой причине они и встретились, иначе бы текли себе в разные стороны Спор двух Инзеров Легенда 13
-
Водопад Атыш
-
Река Лемеза
Река Лемеза
-
Скала Лемеза-Юрт
-
Давным-давно р.Лемеза была не речкой, а девушкой, красавицей, дочерью богатого бая. А полюбил её бедный Юрт. Отец противился, не отдавал свою единственную дочь за бедного Юрта и согласился лишь при одном условии, что его дочь исполнит танец под звуки курая Юрта на вершине скалы. Лемеза вышла замуж за Юрта, и появился посёлок Лемеза-Юрт, где жили углежоги. А скала и стоит над Лемезой в память об этой истории. Лемеза-Юрт Легенда 14 Легенда 14
-
Водопад Кук-Караук
-
Гадельша… Произношу это слово и слышу завораживающую, пленяющую своей неповторимой красотой музыку востока. Она звучит откуда-то издалека и напоминает шепот весеннего ветра или сказку, такую далекую и в то же время совсем близкую твоей душе. С двадцатиметровой высоты, разбиваясь на струи и тысячи радужных брызг, обрушиваясь по почти отвесным обнажениям породы поток воды. Какая сила, какая мощь! Кто создал этот желоб, по которому так виртуозно течет вода? Какой камнерез так искусно вырубил в скале каскады-ступеньки, по которым река Туяляс стремится «прыгнуть» в расположенное внизу ущелье и скрыться там от любопытных глаз? Водопад Гадельша Водопад Гадельша
-
Река Юрюзань
Река Юрюзань
-
Любовный треугольник
В красавицу Юрюзань до беспамятства был влюблён Малый Инзер. Однажды, преодолев юношескую робость, он признался ей в своих чувствах, предложил руку и сердце, на что Юрюзань насмешливо ответила: -Могу ли я поверить в глубину твоих чувств, если ты ещё мал? Подрасти, там видно будет. -Богатыря судят не по росту и возрасту, а по свершённым им подвигам, - горячо возразил настойчивый поклонник. - Дай мне возможность доказать свою преданность. -Мы с тобой хотя из одного аула, но течём в противоположные стороны. Согласен ли ты последовать за мной? -Хоть на край света! - воскликнул Малый Инзер, готовый сделать всё что угодно. - Ради тебя я в сворочу любые горы. -Хорошо, ловлю на слове, - слукавила Юрюзань. - Если сумеешь преодолеть разделяющую нас преграду, обещаю стать твоей. А преградой между ними встал массивный сумрачный хребет Машак, глухой от непролазной тайги. Его ни с места не сдвинуть, ни щелочки не отыскать в плотной стене, где можно было бы по логам и оврагам просочиться между седловинами вершин. То в одном, то в другом месте ударяется Малый Инзер в неприступные скалы, пытается пробить каменную твердь, не теряет надежды проложить дорогу к милой Юрюзани, хорошо зная, что вода камень точит. Река Юрюзань Легенда 15
-
Кто знает, может быть, и было бы вознаграждено его упорство, ведь истинная любовь способна вершить чудеса, однако Большой Катав, самый близкий сосед Малого Инзера, изо дня в день начал нашептывать ему: "Глупец, чего ради стараешься? Надсмехается над тобой Юрюзань, обманывает. Пока ты рвёшься к ней, понапрасну силы растрачиваешь, она завела амуры и любезничает с соперником твоим, с Большим Инзером. Не веришь? Спроси у других речек и ручьёв, например, у Куянтау, Капкалки, они-то впадают в Большой Инзер и обо всём наслышаны". Не хотел верить Малый Инзер наговору, но постепенно ржавчина сомнений и ревности источила ему душу, вкрадчивые нашёптывания коварного Большого Катава сделали своё дело. " В самом деле, Юрюзань и Большой Инзер живут чуть ли не бок о бок, им друг до дружки шаг шагнуть, - подумалось ему. - А я в стороне. И этот чертов Машак между нами. Из-за его спины ничего не могу увидеть. Я тут бьюсь головой о скалы, а они преспокойненько милуются..." Впав в отчаянье от таких мыслей, Малый Инзер вместо того, чтобы у южной оконечности Машака свернуть влево, к Юрюзани, круто рванулся вправо возле горы Шакитар, увенчанной на вершине огромной скалой, и обратного пути назад ему уже не было. Легенда 15
-
Юрюзань, в свою очередь, рдела и таяла при одной мысли о Большом Инзере. Если бы выплеснуться из берегов, привстать на цыпочки, она смогла бы увидеть возлюбленного, берущего истоки почти рядом с ней. Поэтому без ложной стыдливости, по-дружески просто крикнула ему: - Эй, Иньяр, бежим со мной вместе! - Зачем? - с неохотой откликнулся Большой Инзер. - Как это - зачем? Вместе веселее будет. Я стану тебе верной спутницей. Не пожалеешь. - Не верю я тебе. Большой Катав сказывал, что ты обманщица. Хочешь подразнить меня, а сама дала обещание моему младшему тезке. - Я пошутила. Ты один мне нравишься, больше никто. - Ты побольше слушай его, негодника. Если хочешь знать, все слова у него исходят от зависти. Он сам преследует меня по пятам, проходу не даёт, напрашиваясь в спутники. Поэтому ссорит вас, обоих Инзеров. А вы, два дурака, уши развесили. Прикидываясь другом, он втайне презирает вас. - Неправда, - возразил Большой Инзер. - Большой Катав течёт не в твою, а в нашу сторону. Стало быть, мы ему больше нравимся, чем ты. Или я не прав? - Навязываться не стану, - обиделась Юрюзань. - И всё же ты, увалень и тугодум, не раз меня вспомнишь. Пожалеешь, когда убедишься в предательстве Катава. Я не в обиде на тебя. Прощай, любимый! - Постой, куда ты? Разобраться бы надо, - растерянно пробормотал Большой Инзер, но Юрюзани уже и след простыл. Его же вдруг одолели сомнения. В раздумье приостановил он свой бег возле горы Шик-таш, там, где впадает в него ручей Куянтау. Название горы не трудно перевести: таш - камень, шик - сомнение. Хотелось бы ему ещё раз пообстоятельней поговорить с весёлой и жизнерадостной Юрюзанью, да вспять не повернешь. Побежал он дальше, терзаемый поздним раскаяньем, прижимаясь левым берегом к хребту Уварся. А хитрый Большой Катав, убедившись в том, что ему удалось одурачить младшего и старшего Инзеров, обогнул последний южный выступ хребта Зигальга и круто свернул вправо, устремясь в обратную сторону, туда, куда в одиночестве убежала Юрюзань. Не скоро, приняв в себя по пути Малый Катав, он всё-таки догнал её и, не скупясь на красноречие, убедил плыть дальше вместе. Юрюзань посердилась немного, однако простила хитреца - пускай не очень честно поступил он, тем не менее не чужой, как-никак в одном ауле родились. Ко всему прочему, она успела свыкнуться с мыслью, что свидеться с Инзером ей не суждено никогда... Легенда 15
-
Янган – тау (Каракош - тау)
Как рассказывает легенда, много-много веков назад старый пастух пас на склоне горы стадо овец, как вдруг разразился страшный ливень. Завернуться бы старику поплотнее, да слишком беден он был, и одежда его совсем обветшала. Охая и кряхтя, залез он в расселину у корня большого дерева, забросал себя сверху ветвями да и заснул, пригревшись. А когда проснулся, с удивлением обнаружил, что одежда его давно просохла, а со дна расселины поднимается теплый пар. Запомнил пастух гостеприимное местечко и стал частенько наведываться сюда погреть старые кости. А спустя какое-то время односельчане начали замечать, что распрямился старик, перестал прихрамывать, да и морщины, кажется, куда-то исчезли. Так и разошлась в народе молва об удивительной горе, способной обогреть и вселить надежду. С тех пор гора поменяла имя: вместо Беркутовой (Каракош-тау) стала называться горящей – Янган-Тау.
-
Источник Кургазак
-
По преданиям, вода в источнике в какие-то периоды вдруг исчезает на короткое время, затем вновь показывается на глаза. (За последние 100 лет вода не исчезала ни разу). Это радоновый источник, слабо радиоактивный, с вкусной минеральной водой, дающей до десяти миллионов литров в сутки. Кургазак не замерзает зимой и в самую лютую стужу. Находится у г.Янтангау на левом берегу Юрюзани. Источник Кургазак
-
…Даже обидно, когда говорят, восхищаясь: ах, какая прелесть, да это же вторая Швейцария! А может быть, швейцарской природе слабо перед башкирской? Хотя о чем говорить: природа прекрасна во всех её проявлениях, везде надо только увидеть её очарованным оком и остаться наедине с ней, чтобы слышать шепот каждой травинки, видеть огромное небо в алмазной капле росы, ощущать ласку летнего ветра… Наверно, прекрасна природа Швейцарии, но нет Швейцарии башкирской. Однажды вдохнув утренний туман одного из горных озер Башкортостана, вы вправе сказать: да, я живу в прекрасной стране, которая не уступает по красоте ни одной стране мира. Заключение
-
Река Белая, скала у Бурзяна
-
Река Инзер, водопад
-
Река Нугуш
-
Безымянные скалы над рекой Белой Безымянные скалы над рекой Белой
-
Стерлитамак, шихан
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.