Содержание
-
Практические работы как один из способов формирования географических знаний
Рыбалко Любовь Евгеньевна
учитель МАОУ СОШ №2
станица Брюховецкая
-
Данная работа включает разработку оценочных практических работ по курсу 7 класса «География.Страноведение» авторы программы О.А. Климанова, В.В. Климанов, допущенной Минобразования РФ, Москва, «Дрофа», 2009 год.
-
Проблема.
Создание собственной методики по разработке, проведению, оцениванию практических работ в курсе географии основной школы.
-
Задачи и цели практических работ
Познавательный аспект:
- углубить, закрепить, повторить, обобщить
- теоретические знания;
- научить:
- самостоятельно отбирать необходимую информацию, используя различные источники географических знаний;
- вызвать:познавательный интереск предмету
-
Развивающий аспект:
- развивать мыслительную деятельность, творческую активность учащихся, умения анализировать, классифицировать, логически верно излагать свои мысли;
- формировать навыки работы с картами, статистическими материалами, вычислительные навыки;
- знать и понимать основные термины и понятия;
- Воспитательный аспект:
- воспитывать любовь к своей Родине, уважение к истории страны,
- бережное отношение к природе, уважение к своему труду.
-
Практическая работаАнализ размещения населения по карте «Плотность населения мира»
Цель работы: формировать умение анализировать размещение населения по территории мира, научить пользоваться легендой данной тематической картой.
Оборудование: атлас для 7 класса
Ход выполнения работы: 1. Внимательно изучите карту атласа, определите какую информацию вы можете получить
2. Назовите регионы мира, где плотность населения более 100 человек на 1 кв. км.
3.Назовите регионы мира, где плотность от 1 до 10 человек1кв.км._____________
4.Сопоставьте данную карту с физической картой мира, влияет ли рельеф на размещение населения? _______________________________________________
5.Сделайте сравнение и с картой « Климатические пояса Земли», какую
зависимость вы обнаружили? ___________________________________________
6. Найдите на физической карте реки: Инд, Ганг, Хуанхэ, Миссисипи-
какая плотность населения в низовьях этих рек? ___________________________
Сделайте вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории мира.
_______________________________________________________________________
-
Практическая работа: Определение соотношения между формами рельефа и строения земной коры
Цель работы: формирование умений использования тематических карт для выявления взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Оборудование: карты атласа «Строение земной коры», «Физическая карта мира»
Тектоническая структур Форма рельефа Полезные ископаемые Восточно-Европейская платформа
Южно-Американская платформа Индийская платформа Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости Вывод:
1.Платформам в рельефе соответствуют __________________________________________
здесь залегают /тип полезных ископаемых /_________________________________
2.Складчатые структуры в рельефе представлены ______________________________
здесь залегают / тип полезных ископаемых/__________________________________
-
Практическая работа Работа с климатограммами
Цель: формирование умений анализировать климатические диаграммы и делать выводы о типах климата.
Оборудование: карточки с климатограммами различных типов климата Евразии, карты атласа.
Ход выполнения работы:
1. По графику хода температуры определите средние температуры июля и января.
2. Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур.
3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их выпадения.
4. Полученные данные занесите в таблицу.
5. Сопоставьте данные таблицы с климатической картой и картой «Климатические пояса Земли» и определите климатический пояс и тип климата _______________________________________________________
-
Практическая работа Описание географического положения Евразии
Цель работы: выявить особенности географического положения материка, как сам
большого материка по площади; изучить береговую линию Евразии , отработать навыки определения ГП материка
потиповому плану.
Оборудование: карты атласа для 7 класса: « Физическая карта», «Климатические пояса и области»
Задания:
1.Относительно экватора материк лежит в ________________ полушарии;
относительно 0 меридиана _______________________________ полушариях;
пересекается ___________________________________________ тропиком
на севере материк пересекает _____________________________ круг.
2. Определите координаты крайних точек материка;
северная - мыс Челюскин _______________________________ _широты
южная – мыс Пиай _ _____________________________________ широты
восточная– мыс Дежнёва ________________________________ долготы ( ?)
западная – мыс Рока ____________________________________ долготы (?)
3. Определите протяженность материка:
с севера на юг по 100 меридиану_ _______________________________________________
с запада на восток по 50 параллели ______________________________________________
4. По карте «Климатические пояса и области » определите, в каких климатических поясах
простирается континент ________________________________________________________
_________________________________________________
5.Какими океанами омывается Евразия
с севера ____________________________________________________________________
с юга _______________________________________________________________________
с запада _____________________________________________________________________
с востока ___________________________________________________________________
6. Ближе всего к Евразии через проливы лежат материки _____________________
____________________________________________________________________________
7. Используя перечень номенклатуры, нанесите на контурную карту крупнейшие объекты
береговой линии материка.
-
Практическая работа Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона).
Цель: научить анализировать данные климатической диаграммы, делать выводы о влиянии климатических факторов на формирование морского климата.
Оборудование: атлас для 7 класса, учебник с.75, рис.38, с.335.
Задания: 1.Определите среднюю Т января, июля ______________________________
2.Рассчитайте среднюю годовую амплитуду температур ________________
3. Определите примерное среднегодовое количество осадков и режим их
выпадения ____________________________________________________
4. Определите по климатической карте направление преобладающих ветров
__________________________________________________________________
5.Определите по климатической карте, в каком климатическом поясе, области
расположен город Лондон __________________________________________
Сделайте вывод: под действием, каких факторов формируется морской тип климата?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
-
Практическая работа Составление по картам атласа комплексной характеристики одной из стран ( на примере Средней Европы).
Цель: формирование умений отбирать необходимую информацию, анализировать отобранные данные, делать выводы о влиянии особенностей природы на хозяйственную деятельность населения.
Оборудование: атлас 7 класса, учебник с.110-118, форзац учебника.
Задания:
1.Как называется столица страны? _____________________________________________________
2.В какой части Европы расположена страна? ____________________________________________
3.Страна имеет выход к океану, морю или внутриконтинентальная? __________________________
___________________________________________________________________________________
4.Какие формы рельефа преобладают, высшей точкой страны является? _____________________
___________________________________________________________________________________
5.В каком климатическом поясе расположена страна, определите тип климата _________________
___________________________________________________________________________________
6.Определите: Ср.t Я_______, Ср.t И ______ , min t,______ , max t,_______ , год. кол-во О ________
равномерно или неравномерно выпадают осадки, в какое время года больше и в виде чего ?
_________________________________________________________________________________
7. Крупнейшей рекой является _______________________________, она берет начало _ _________
и впадает _________________________________________________________________________
8. В каких природных зонах расположена страна, есть ли высотная поясность?
9. численность населения ________, коренное населения относится к расе ____________ ,
к языковой семье __________________________________________________________________ .
10.Население размещено равномерно или неравномерно, наиболее заселена часть страны
________________________________________________________________________________
11. По комплексной карте определите какие отрасли промышленности развиты, на производстве
каких культур и животных специализируется сельское хозяйство.
Вывод: Обоснуйте вывод о развитии отраслей промышленности и сельского хозяйства ____________________________________________________________________________________________
-
Практическая работа
Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» ( на примере Италии)
Цель работы: познакомить учащихся с достопримечательностями Италии, развивать интерес и воспитывать уважение к природе культуре других регионов мира; формирование умений работать с различными источниками географической информации.
Оборудование: материалы Интернет, детская энциклопедия, справочная литература, атласы.
Задания:
1.
1группе: составьте описание вулканов, которые представляют интерес для туристов.
2 группе: изучите водные объекты Италии, сделайте подборку материалов о Венеции.
3 группе: познакомьтесь с памятниками истории, какие из них вы хотели бы посетить?
4 группе: какие композиторы, музыканты, художники, прославили страну? Какие музеи, театры имеют мировую известность
5 группе: изучите возможности рекреационных ресурсов страны, какие места для зимнего и летнего отдыха вы можете предложить?
2. На основе собранного материала сделайте презентацию с комментариями.
3. На контурную карту нанесите объекты, которые вы предлагаете для посещения туристами.
-
Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков ( на примере стран Закавказья)
Цель: формирований умений работы с тематическими картами, отбора необходимой информации;
умение делать выводы о зависимости типа климата от климатообразующих факторов.
Оборудование: атлас 7 класс, учебник с 160-165.
Задания:
1.Сравните географическое положение1)Колхидской низменности и 2)Куро-Араксинской низменности:
а) в какой части Закавказья расположены :
1)___________________________________________________________________________________________________
2) __________________________________________________________________________________________________
б) какими морями омываются:
1) ___________________________________________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________________________________________
в) опишите климат данных низменностей: ср.t Я, ср.t И, min t, max t, годовое кол-во О
1) ___________________________________________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________________________________________
г) объясните, почему Куро-Араксинская низменность получает меньше осадков
1)____________________________________________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________________________________________
2. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают:
1) ____________________________________________________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________________________________________________
Вывод: главной причиной разной специализации сельского хозяйства Грузии и Азербайджана является то, что эти страны
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата полуострова Индостан)
Цель: закрепить умения составлять характеристику климата территории, определять факторы, влияющие на распределение температур и осадков; формировать навыки работы с контурной картой.
Оборудование: учебник, карты атласа
Задания:
1. Прочитайте текст с.192-193 учебника.
2. Используя план характеристики климата территории (с. 335 учебника), и карту на с.193
составьте устную характеристику климата полуострова.
3. Сделайте вывод о факторах, влияющих на климат:
3.1больше всего осадков выпадает на__________ полуострова, их приносят ___________,
с ____________ океана:
3,2 в местечке Черапунджи выпадает более ____ мм осадков это объясняется тем, что:
________________________________________________________________________________
4. На контурную карту нанесите:
4.1 северный тропик и экватор;
4.2 горы Гималаи
4.3 области В и Н атмосферного давления;
4.4 преобладающее направление ветров в июле и январе.
5. Подпишите климатический пояс и тип климата полуострова Индостан.
-
Практическая работа Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)
Цель: развивать умение читать тематические карты учить анализировать полученную информацию, делать выводы о размещения населения от природных условий.
Оборудование: атлас для 7 класса с.21, учебник пар.34.
Задания: 1. Население по территории страны размещено (равномерно или неравномерно)
______________________________________________________________________________
2.Наиболее плотно заселена ____________________________________________
часть страны (плотность _________________ -чел./ кв. км).
3.Менее заселена ______________ часть страны ( плотность ______ чел/на кв.км.)
4.Есть ли территории, где население практически отсутствует? Где они находятся? _______________________________________________________________________________
Вывод: Население размещено _____________________, так как на размещение населения
влияют следующие факторы:
а) климат: наиболее заселенными являются климатические пояса ______________________
______________________________________________________________________________
б) рельеф: высокую плотность имеют ___________________ части территории;
в) близость океана: высокая плотность отмечается __________________________________
г) долины рек:: самая высокая плотность населения в долинах рек _____________________
На территории Китая четко выражены Восточная ____________________ заселённая часть
и слабо заселенная ______________________________ часть страны.
-
Практическая работа
Географическое положение Африки. Определение крайних точекматерика, протяженности с севера на юг и с запада на восток.
Цель: закрепить умения определять географическое положение материка, делать выводы об особенностях природы, зависящих от географического положения.
Оборудование: атлас для 7класса, карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки»
Задания.
1.Африка почти по середине пересекается ______поэтому лежит в ______и_____________ полушариях.
2. Африка на западе пересекается _____ меридианом, поэтому расположена в _____и_______ полушариях.
3.Основная территория материка лежит между__________________________________________________
4.Крайние точки: северная - мыс _____________________________________________________________
южная - мыс_______________________________________________________________
восточная - мыс _________________________________________________ ___________
западная – мыс ______________________________________________________________
5.Африка омывается с востока _______________________________________________________________
с северо–запада ____________________________________________________________
6.У берегов материка проходят течения: теплые ________________________________________________
холодные ______________________________________________
7.Африка находится под влиянием постоянных ветров: __________________________________________
8..Протяженность материка с севера на юг __________________________ градусов, _____________ км.
9. Протяженность материка с запада на восток ______________________ градусов, ______________ км
10.Материк расположен в климатических поясах:_______________________________________________
11.Ближе всего расположены материки (указать относительно сторон горизонта)____________________
_______________________________________________________________________________________
-
Изучение хозяйства отдельных стран или регионов материка (Алжир, Кения, Нигер)
Цель: продолжить формирование умений и навыков получения информации в процессе анализа карт атласа.
Оборудование: атлас 7 класса.
Задания:
1.Внимательно изучите легенду карты «Комплексной карты Африки».
2.Какими полезными ископаемыми богата страна?
___________________________________________________________
3.Какие отрасли промышленности получили развитие в данной стране?
____________________________________________________________________
4.Определите климатический пояс, тип климата, почв, природную зону ________________________________________________________________
5.Какие отрасли сельского хозяйства развиты? Назовите возделываемые
культуры и виды животных, которых здесь разводят? ____________________________________________________________________
6.Назовите заповедники, существующие в стране.
_________________________________________________________________
7. Какими стихийным бедствиям подвержена территория страны, какие
природоохранные мероприятия проводятся в стране? _____________
____________________________________________________________
-
Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны ( на примере США)
Цель работы: научить в результате анализа карт, выявлять региональные различия полуостровов Аляска и Флорида в природе и хозяйственной деятельности населения.
Оборудование: карты атласа, текст учебника.
Задания:
1. Определите географическое положение полуостровов:
1,1 Аляска __________________________________________________________________________,
1.2. Флорида ________________________________________________________________________.
2. Омываются водами:
2.1 Аляска___________________________________________________________________________,
2.2 Флорида__________________________________________________________________________
3. Расположены в пределах климатических поясов, тип климата:
3.1 Аляска____________________________________________________________________________
3.2 Флорида __________________________________________________________________________
4. Характеристика климата:
4.1 Аляска ___________________________________________________________________________-,
4.2 Флорида __________________________________________________________________________.
5. Природная зона:
5.1 Аляска____________________________________________________________________________,
5.2 Флорида __________________________________________________________________________.
6. Тип почв:
6.1 Аляска____________________________________________________________________________
6.2 Флорида __________________________________________________________________________.
7. Традиционно население занимается:
7.1 Аляска ____________________________________________________________________________,
7.2 Флорида __________________________________________________________________________.
8. Современные отрасли хозяйства:
8.1 Аляска ____________________________________________________________________________ ,
8.2 Флорида ___________________________________________________________________________.
Вывод: природа и хозяйство полуостров имеют существенные отличия. Это объясняется тем что: _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
-
Практическая работа Описание реки по плану (Амазонка, Парана)
Цель: продолжить формирование умений, на основе анализа карт, составлять описание реки по типовому плану.
Оборудование: учебник с.261,271,336.Атлас «Физическая карта Южной Америки»
План описания:
1.Название реки ___________________________________________________
2.Река находится на материке в ___ части.
3.Река берёт начало _________________________________________________
4. Река течёт с на ; впадает ___________________________ относится к бассейну _________________________ океана.
5.Крупными притоками являются _____________________________________
6.Река имеет(спокойное или бурное) течение, так как протекает по _____________________________________________________________________
7.Река питается _____________________ водами __________________________
8.Река замерзает , разливается , мелеет _________ .
9.Человек в хозяйственной деятельности использует реку для: _______________
_____________________________________________________________________
-
Практическая работа
Составление географического описания островов ( на примере одного из островов Новой Зеландии)
Цель работы: закрепление умений использования карт атласа для географического описания острова.
Оборудование: карта атласа «Физическая карта мира», раздаточный материал «Физическая карта Новой Зеландии».
Задания:
1.Найдите на карте остров Южный;
2. Географическое положение:
1) относительно Австралии остров расположен на ___________; лежит между _________ ю.ш.
2) остров простирается с ______________________ на _________________________________;
3) с запада омывается ___________морем, с севера заливом ____________________________;
4) от острова Северный отделяется проливом ________________________________________;
3. Рельеф:
1) по происхождению острова Новой Зеландии _______________________________________;
2) рельеф острова __________; на ______________ простирается горный хребет ___________;
наивысшая точка острова гора ____________, высота ___________________________________
4. Климат:
1) остров расположен в ______________________ климатическом поясе, средние температуры
Я _____, И______, годовое количество осадков ________________________________________;
5. Внутренние воды:
1) остров _____________ внутренними водами, реки берут начало ______________ и несут свои
воды _____________ океану, крупнейшей рекой является река ____________________________.
6. Остров Северный расположен в природной зоне _________________________________;
7. На островах Новая Зеландия расположено государство ____________________________,
крупнейшие города__________________________________________________________________.
-
Практическая работа Составление краткой характеристики Северного Ледовитого океана
Цель работы: формирование умений комплексного использования различных географических источников для описания природы Северного Ледовитого океана.
Оборудование: карта атласа, учебник, схема движения воды в океане, материалы презентации
«исследования Северного Ледовитого океана»
Ход выполнения работы:
1. Северный Ледовитый океан расположен относительно: Северного полярного круга и северного полюса______________________________________________________________________________
2. По площади это самый_______________________________________________________ океан.
3. По количеству островов занимает __________________ место среди океанов.
4. Вдоль берегов льды движутся с _________ на __________,
5. Океан самый мелкий среди океанов, так как образовался в результате_________________________
_____________________ , самый крупный хребет ____________________,наибольшая глубина____
6. Океан расположен в _____________________________________________ климатическом поясе,
в природной зоне_____________________________________________________________________
7. На шельфе морей найдены запасы _______________________________ , из биологических ресурсов человек использует_____________________________________________________________
8. В период навигации океан используется как _____________ путь, крупнейшие порты____________
______________________________________________________________________________________
9. На островах океана много __________________________ станций, их данные используются для составления прогноза ___________________________________________________________________
10. Выскажите своё мнение о перспективах использования богатств океана. Может ли человеческая деятельность повлиять на ПК Северного Ледовитого океана_________________________________
______________________________________________________________________________________
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.