Содержание
-
Занятие 19-20
Автор: ПупышеваЛ.Н. МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова Литература Вятского края 5 класс
-
Тема занятия:
Военное детство (Повесть «Крутые горы» А.А. Лиханов).
-
Цель:
1) продолжить знакомство с творчеством А. Лиханова, делить текст на смысловые части озаглавливать их, расширить читательский опыт учащихся; 2) развить умение анализировать текст художественного произведения; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; 3) заставить задуматься над нравственными ценностями человека.
-
Военная тема.
Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне. Военная тема в произведениях приобретает особую значимость, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда. Учителя в повестях Лиханова – его учителя. Всех он помнит.
-
«Крутые горы» А.Лиханов
-
«Русские мальчики»А. Лиханов
Чтобы попасть в страну детства писателя Лиханова, необходимо открыть его повести «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони»,»Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Детская библиотека», «Последние холода». Все повести писались в разное время. Спустя годы писатель объединит их в одну книгу с общим названием «Русские мальчики»,(1995 год) а через 10 лет опубликует продолжение романа – три новые повести «Крёсна», «Лежачих не бьют»,»Те, кто до нас». В общей сложности работа над романом займёт более 30 лет.
-
-
Повесть «Крутые горы»
Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 1-го класса. Вокруг Кольки изменилось всё: не стало рядом отца, мама сутками пропадает на работе, еда стала невкусная, да и той не хватает, появились треугольники фронтовых писем, похоронки. Казалось, кто-то убрал из жизни все цветные краски, остались только серый и чёрный цвет: цвет ночи, цвет солдатской одежды, да цвет холода и белого снега.
-
Аналитическая работа с текстом
-Сформулируйте тему и главную мысль повести. - Что нового о военном детстве узнали вы из повести? -Кто показал Кольке настоящую войну? -Почему Колька считал Вовку - человеком, а за себя ему стало стыдно? -Почему учительница Анна Николаевна повела детей к железной дороге? -Встреча Кольки с мамой. Перескажите. Как изменилась мама, помогая раненым? -Фоном всей повести является война. Однако в повести нет военных сцен. А какие иные сцены, эпизоды, картины Вы бы отнесли к теме войны?
-
Аналитическая работа с текстом
-Найдите в хрестоматии отрывок, как Колька покорял крутые горы на самодельных лыжах (стр.69-71).Зачитайте. - Перечислите черты характера, которые проявились в этом отрывке. - Кому пришла в голову идея шить кисеты для бойцов? - Найдите отрывок, как шили кисеты и как мальчишки несли корзину с грузом в школу? (стр.72-73) -Как Вы понимаете слова: «А когда выполняют долг, надо быть честным». Опишите ситуацию, к которой относится данное высказывание. -Как меняются отношения сына и отца? Найдите отрывок в хрестоматии, где говорится ,как покоряли крутые горы отец и сын?(Стр.76-77)
-
-Как меняется характер Кольки? -Найдите в хрестоматии сцену вручения бойцам кисетов и сцену прощания с отцом (стр.80-81) Как она характеризует главного героя? -Объясните смысл названия «Крутые горы». -Сострадание – это одно из качеств, которое внушает прочитанная повесть. Приведите примеры сострадания главного героя. А как это чувство проявляется в Вас и с Вами? -Что особенно поразило и понравилось в повести.
-
Иллюстрация к повести А.А. Лиханова «Крутые горы»(рисунок С. Острова)
-
-
Вывод
Альберт Анатольевич Лиханов выполнил наказ любимой учительницы Аполлинарии Николаевны Тепляшиной. Он рассказал правду о войне и детям, и внукам.
-
Рефлексия
1.Какие эпизоды вам запомнились, чем именно? 2.Когда идет война, и ты постоянно думаешь об отце, который где – то далеко сражается за твоё счастье, у тебя, у маленького человека, возникают и формируются какие- то собственные качества. Что это за качества? Как иногда окружающая жестокость может помогать воспитанию доброты?
-
Домашнее задание
1.Дать характеристику детям. 2.Задание №5 на стр.82 по хрестоматии. ( Рассмотрите иллюстрацию. Составьте план. Напишите сочинение по одной из иллюстраций на выбор).
-
Литература
1.Емельянова Галина. Летописец детского мира. – Киров, 2005. – 111с.1. Альберт Анатольевич 2.Лиханов // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1995. – Т. 2: Литература / сост. В. А. Поздеев; ред. М. П. Чебышева. – Киров, 1995. – С. 511 – 512. 3. Лауреаты Всероссийской литературной премии имени Александра Грина. – Киров: МОУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова, 2009. – С. 19-20. 4. Лиханов А.А. Последние холода. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2008. – С.130 – 131. 5.Лиханов А. А. Крутые горы. Кикимора. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 160 с. 6.Лиханов А. А. Собрание сочинений в семи томах. – Т. 4. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – 672 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.