Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация "День славянской письменности и культуры" знакомит учеников с историей русской письменности и грамотности, рассказывает о происхождении слова "азбука" и "алфавит", о Кирилле и Мефодии, их заслугах в истории Древней Руси. Презентация подойдет для проведения урока, посвященному дню памяти первоучителей - Кирилла и Мефодия.
День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Слайд 4
Слайд 5
Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.
Слайд 6
Слово “азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): Азбука: аз + буки, а слово “алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: Алфавит: альфа + вита.
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Слайд 7
Истоки русской письменности
Азбука: аз + буки
Греческие буквы: AaBbGgDdEeKkLlMm
Алфавит: альфа + вита
Славянские буквы: АаВвГгДдЕеКкЛлМм
Слайд 8
Кириллица
Слайд 9
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.фото. Город Солунь (сейчас он называется Салоники).
Слайд 10
Св. Мефодий
Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку
Слайд 11
Св. Кирилл
Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги.
Слайд 12
Пользуясь новой азбукой, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык ряд богослужебных книг.
Слайд 13
Заслуги Кирилла и Мефодия
составили славянскую азбуку,
перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги,
способствовали введению и распространению славянского богослужения.
Слайд 14
Святых помнят и чтят
Слайд 15
По широкой Руси - нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и МефодийЗа труды свои прославляются.Вспоминают Кирилла с Мефодием,Братьев славных равноапостольных,В Белоруссии, в Македонии,В Польше, Чехии и Словакии,Хвалят братьев премудрых в Болгарии,В Украине, Хорватии, Сербии.Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими,Славят подвиг первоучителей,Христианских своих просветителей.
Слайд 16
Ссылки
http://pptcloud.ru/
Посмотреть все слайды
Конспект
Сценарий классного часа по теме
«День славянской письменности и культуры»
Пояснительная записка.
Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.
Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества , внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.
День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника
Задачи для достижения цели:
Расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
Воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа;
Сценарий классного часа.
Слайд 1: Учитель: 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.
Слайд 2: Учитель: День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Слайд 3: (Показ учебника «Азбука» В. Г, Горецкого и др.)
Что это за учебник? (Азбука.)
Чему учит эта книга? (Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)
Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (Ответы детей)
Слайд 4: Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».
Ученик:
В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот таким пером писали Из гусиного крыла. Этот нож не без причины Назывался перочинным, Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На церковном языке.
Как обучались грамоте старину? (Ответы детей)
Всегда ли существовали буквы? (Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)
В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова алфавит и азбука. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая? Слова алфавит и азбука означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное. В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я есть Бог». Имя второй буквы Буки. Она обозначает звуки [б] и [б,]. Буки – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма. Сложите первую и вторую букву. Что получилось? Азбука – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: азъ и буки. азъ + буки=азбука. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. Альфа+ вита=алфавит.
Слайд 5, 6: Азъ, буки, веди… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кириллицей, стала основой письменности.
Слайд 7: Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? (В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)
Назовите эти буквы.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
Слайд 8: В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.
Слайд 9, 10. Сценка.
Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: Кирилл. А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски. Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков. Кирилл. А почему у славян нет своих книг? Мефодий. Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл. Как это? Вот я возьму и напишу «дом». Мефодий. А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв. Кирилл (кричит)Так я придумаю! Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев. Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Кирилл. Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки. Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
Ученик:
Помолившись Богу по утру, Наклонился над листом святой Буквы подносил к его перу Лучезарный ангел золотой. И ложилась букв славянских вязь, И строка бежала за строкой, Книгою великой становясь, Посланной Божественной рукой. И, казалось, блеск небесных звёзд Эта книга бережно хранит И, казалось, сам Иисус Христос По-славянски с нами говорит!
Слайд 11.
Слайд 12:
Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию. Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
Слайды 13, 14.
Ученик: По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются Ученик: Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии. Ученик: Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Литература:
Вакуленко Ю. А. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007
Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2006
http://pptcloud.ru/
Сценарий классного часа по теме
«День славянской письменности и культуры»
Пояснительная записка.
Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.
Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества , внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.
День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.
Цель: познакомить с историей и особенностями праздника
Задачи для достижения цели:
Расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
Воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа;
Сценарий классного часа.
Слайд 1: Учитель: 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.
Слайд 2: Учитель: День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Слайд 3: (Показ учебника «Азбука» В. Г, Горецкого и др.)
Что это за учебник? (Азбука.)
Чему учит эта книга? (Эта книга знакомит с буквами, учит читать.)
Когда вы были маленькими, родители читали вам книги. Когда вы пошли в школу, сами научились читать и писать. Как вы думаете, умели ли наши предки читать и писать? (Ответы детей)
Слайд 4: Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».
Ученик:
В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот таким пером писали Из гусиного крыла. Этот нож не без причины Назывался перочинным, Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На церковном языке.
Как обучались грамоте старину? (Ответы детей)
Всегда ли существовали буквы? (Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)
В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.
После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи. Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова алфавит и азбука. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая? Слова алфавит и азбука означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное. В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я есть Бог». Имя второй буквы Буки. Она обозначает звуки [б] и [б,]. Буки – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма. Сложите первую и вторую букву. Что получилось? Азбука – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: азъ и буки. азъ + буки=азбука. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. Альфа+ вита=алфавит.
Слайд 5, 6: Азъ, буки, веди… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кириллицей, стала основой письменности.
Слайд 7: Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? (В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.)
Назовите эти буквы.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
Слайд 8: В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.
Слайд 9, 10. Сценка.
Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: Кирилл. А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски. Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков. Кирилл. А почему у славян нет своих книг? Мефодий. Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл. Как это? Вот я возьму и напишу «дом». Мефодий. А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв. Кирилл (кричит)Так я придумаю! Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев. Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Кирилл. Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки. Учитель: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.
Ученик:
Помолившись Богу по утру, Наклонился над листом святой Буквы подносил к его перу Лучезарный ангел золотой. И ложилась букв славянских вязь, И строка бежала за строкой, Книгою великой становясь, Посланной Божественной рукой. И, казалось, блеск небесных звёзд Эта книга бережно хранит И, казалось, сам Иисус Христос По-славянски с нами говорит!
Слайд 11.
Слайд 12:
Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию. Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.
Слайды 13, 14.
Ученик: По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются Ученик: Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии. Ученик: Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Литература:
Вакуленко Ю. А. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007
Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.: ВАКО, 2006
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.