Содержание
-
Культура русских земель XII-XIII вв.
- Особенности культуры 12-13 веков
- Накопление научных знаний.
- Литература
- Зодчество.
- Живопись.
- Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
-
Особенности культуры 12-13 веков
Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры.Древнерусская культура в условиях раздробленности получила местные культурные центры.
- Великий Новгород,
- Псков,
- Владимир на Клязьме,
- Галич.
-
Накопление научных знаний
Большое место в духовной жизни Руси занимала церковная переводная литература.Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по:
- географии,
- ботанике,
- зоологии,
- медицине.
Происходило точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.
-
По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.
Сведения по:
- математике,
- механике,
- астрономии,
- агрономии.
Использовались в:
- земледелии,
- ремесленном производстве,
- архитектуре,
- живописи.
-
Значительно обогатились географические знания русских людей
На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.
Этому способствовали:
- торговые связи,
- военные походы,
- путешествия.
Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте.
-
Литература
Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве
Владимиро-суздальские летописи отражали:
- интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.
- рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских.
В новгородских летописях:
- фигура князя отступала на задний план.
Очень подробно и точно освещались события городской жизни.
-
Возникают новые жанры литературы
Поучения.Центральной идеей «Поучения ...» является идея укрепления единства Древнерусского государства.
Именно эта идея пронизывает рассказ князя о:
- Необходимости соблюдать законы и традиции
- Необходимости жить праведно
- Необходимости помогать нищим
- Необходимости чтить старших
- Необходимости честно выполнять свой воинский долг.
Владимир Мономах «Поучение детям».
-
Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью
«Слово» и «Моление» Даниил Заточник. Автор, служилый человек, прожил нелегкую жизнь, побывал в заточении.
Он размышляет:
- о смысле жизни,
- о гармоничном человеке,
- об идеальном правителе
-
Сказания и былины
«Слова о полку Игореве»В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года.Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение?Почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?
-
Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов. Автор четко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!»Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу».
-
Зодчество
Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и Владимиросуздальским художественным школам.Строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.Каменное зодчество в утратило свою былую монументальность.Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.
-
Церковь Святого Георгия
В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия.В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нередице.
-
Успенский собор
В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор.Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской.В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра.Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
-
Храм Покрова на Нерли
При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли.Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына.Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня».
-
Золотые ворота во Владимире были построены в 1164 году, к сожалению, до наших дней золотые ворота сохранились не полностью
-
В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор.Стены собора украсили каменной резьбой.Более чем 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера.А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского собора являются уникальными.
-
Живопись
- носила в основном религиозный характер.
- чаще стали присутствовать бытовые сюжеты
Сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства.преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя.В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты.На иконах святые иногда очень походили на князей-заказчиков.
-
Влияние ордынского владычества на русскую культуру
Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством.
- В развалинах лежали церкви и монастыри.
- Погибли иконы, церковная утварь.
- Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство.
- Многие виды ремесла были забыты.
- Надолго прекратилось каменное строительство,
- Приостановилось развитие фресковой живописи.
- Было утрачено искусство резьбы по белому камню
- Во время нашествия погибло огромное количество книг
- Исчезли библиотеки и школы.
- Почти полностью прервалось летописание.
Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался не только недостаток средств, но, самое главное, подготовленных людей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.