Презентация на тему "Культура русских земель 12-13 веков" 6 класс

Презентация: Культура русских земель 12-13 веков
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
15 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Культура русских земель XII-XIII вв." описывает культурную жизнь Древней Руси, развитие географии, агрономии, математики, земледелии и других наук; развитие литературы, архитектуры, живописи. Приведены фотографии и иллюстрации русских живописцев и архитекторов.

Краткое содержание

  • Особенности культуры 12-13 веков;
  • Накопление научных знаний;
  • Литература;
  • Зодчество;
  • Живопись;
  • Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Содержание

  • Презентация: Культура русских земель 12-13 веков
    Слайд 1

    Культура русских земель XII-XIII вв.

    1. Особенности культуры 12-13 веков
    2. Накопление научных знаний.
    3. Литература
    4. Зодчество.
    5. Живопись.
    6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
  • Слайд 2

    Особенности культуры 12-13 веков

    Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры.Древнерусская культура в условиях раздробленности получила местные культурные центры.

    • Великий Новгород,
    • Псков,
    • Владимир на Клязьме,
    • Галич.
  • Слайд 3

    Накопление научных знаний

    Большое место в духовной жизни Руси занимала церковная переводная литература.Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по:

    • географии,
    • ботанике,
    • зоологии,
    • медицине.

    Происходило точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

  • Слайд 4

    По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.

    Сведения по:

    • математике,
    • механике,
    • астрономии,
    • агрономии.

    Использовались в:

    • земледелии,
    • ремесленном производстве,
    • архитектуре,
    • живописи.
  • Слайд 5

    Значительно обогатились географические знания русских людей

    На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

    Этому способствовали:

    • торговые связи,
    • военные походы,
    • путешествия.

    Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте.

  • Слайд 6

    Литература

    Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве

    Владимиро-суздальские летописи отражали:

    • интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.
    • рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских.

    В новгородских летописях:

    • фигура князя отступала на задний план.

    Очень подробно и точно освещались события городской жизни.

  • Слайд 7

    Возникают новые жанры литературы

    Поучения.Центральной идеей «Поучения ...» является идея укрепления единства Древнерусского государства.

    Именно эта идея пронизывает рассказ князя о:

    • Необходимости соблюдать законы и традиции
    • Необходимости жить праведно
    • Необходимости помогать нищим
    • Необходимости чтить старших
    • Необходимости честно выполнять свой воинский долг.

    Владимир Мономах «Поучение детям».

  • Слайд 8

    Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью

    «Слово» и «Моление» Даниил Заточник. Автор, служилый человек, прожил нелегкую жизнь, побывал в заточении.

    Он размышляет:

    • о смысле жизни,
    • о гармоничном человеке,
    • об идеальном правителе
    Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почетному делу унизительную службу у надменных бояр, которые творят произвол над простыми людьми.Он создает идеальный образ князя — защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твердый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.
  • Слайд 9

    Сказания и былины

    «Слова о полку Игореве»В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года.Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение?Почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?

  • Слайд 10

    Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов. Автор четко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!»Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу».

  • Слайд 11

    Зодчество

    Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и Владимиросуздальским художественным школам.Строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.Каменное зодчество в утратило свою былую монументальность.Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.

  • Слайд 12

    Церковь Святого Георгия

    В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия.В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нередице.

  • Слайд 13

    Успенский собор

    В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор.Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской.В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра.Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

  • Слайд 14

    Храм Покрова на Нерли

    При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли.Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына.Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня».

  • Слайд 15

    Золотые ворота во Владимире были построены в 1164 году, к сожалению, до наших дней золотые ворота сохранились не полностью

  • Слайд 16

    В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор.Стены собора украсили каменной резьбой.Более чем 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера.А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского собора являются уникальными.

  • Слайд 17

    Живопись

    • носила в основном религиозный характер.
    • чаще стали присутствовать бытовые сюжеты

    Сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства.преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя.В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты.На иконах святые иногда очень походили на князей-заказчиков.

  • Слайд 18

    Влияние ордынского владычества на русскую культуру

    Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством.

    1. В развалинах лежали церкви и монастыри.
    2. Погибли иконы, церковная утварь.
    3. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство.
    4. Многие виды ремесла были забыты.
      • Надолго прекратилось каменное строительство,
      • Приостановилось развитие фресковой живописи.
      • Было утрачено искусство резьбы по белому камню
    5. Во время нашествия погибло огромное количество книг
    6. Исчезли библиотеки и школы.
    7. Почти полностью прервалось летописание.

    Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался не только недостаток средств, но, самое главное, подготовленных людей.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке