Содержание
-
Древнегреческая цивилизация
-
Периодизация
- Цивилизация Минойского Крита (конец III – II тыс. до н. э.);
- Ахейская Греция. Микенская цивилизация (конец III– II тыс. до н. э.);
- Гомеровский период (темные века) (XII – IX вв. до н. э.);
- Архаическая Греция (VIII– VI вв. до н. э.)расцвет полисов, колонизация;
- Классическая Греция (V – IV вв. до н.э.) Борьба за влияние в Средиземноморье;
- Эллинистический период (IV – II вв. до н.э.).
-
Цивилизация Минойского Крита
Название «минойская» от имени мифического царя Крита Миноса.На рубеже III—II тысячелетий до н.э. на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».Складываетсятеократическая монархия. Своеобразны письменность и изобразительное искусство. Цивилизация достигла расцвета в 16-15вв. до н.э., столицей становится городКносс.Археологические находки свидетельствуют о сильной социальной дифференциации населения.Гибнет в 1450 г. до н.э.
-
Микенская цивилизация
Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тыс. до н.э. с севера.Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите: некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, линейное слоговое письмо.Ахейские воинственные государства, Тиринф, Микены, Фивы, могли объединяться для совместных военных предприятий. Примером может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер в поэме «Илиада».
-
Гомеровский период
Основная часть варварских племен, принимавших участие во вторжении, не удержалась на захваченной ими территории и отхлынула обратно на север.Лишь небольшие племенные группы дорийцеви родственных им западно-греческих народностей ионийцев , беотийцев и фесалийцев , обосновались в прибрежных районах Пелопонеса : Арголиде, Ахайе, Элиде, Лаконии и Мессении .Отдельные островки ахейской культуры продолжали существовать вперемежку с вновь основанными поселениями пришельцев.
-
Расцвет древнегреческой цивилизации (с VII – V вв. до н.э. до 338 г. до н.э.)
Полис – гражданская община.
-
Политическая система
- Отсутствие единого политического центра цивилизации.
- Совпадение политической и военной организации общества.
- Многообразие форм и структуры органов публичной власти.
- Политическое бесправие переселенцев.
- Верховный орган – народное собрание, которому обычно принадлежало право окончательного решения вопросов.
- Своеобразное законодательство.
-
Экономика
- В основе – полисная форма собственности (одновременно государственная и частная).
- Владельцем земли мог стать только тот, кто был полноправным членом гражданской общины.
- Базировалась на скотоводстве, земледелии, виноградарстве, садоводстве и ремесле.
- Основной принцип – идея «автаркии»(самообеспеченности).
- Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов – экономическая основа свободы.
-
Рабство
Распространение рабства классического типа:
- Раб – «говорящее орудие», принадлежащее хозяину.
- Дети рабов становились рабами.
- Рабы в Греции - это как правило военнопленные, захваченные во время военных походов.
-
Духовная сфера
Полисная система ценностей.
- Существование человека вне рамок полиса невозможно.
- Твердая уверенность в том, что полис – высшее благо.
- Благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.
- Превосходство земледельческого труда над иными видами деятельности.
- Осуждение идеи накопительства.
- Дух состязательности — агонистики, проникая в науку и культуру, политику и спорт стал стимулом творческой деятельности.
-
Спарта. Экономика и социальная структура.
- Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер;
- Торгово-денежные отношения были развиты слабо.
- Земля, считалась собственностью общины, государства в целом.
- Земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого населения - илотов.
- В Спарте существовали также периэки (“живущие вокруг", т.е. не на территории самого города Спарты. ). Они и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.
-
Афины. Экономика и социальная структура.
- Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение.
- Крупный порт, Пирей, быстро превратился в экономический и торговый центр.
- Население Афин распадалось на классы:
- аристократии (евпатридов),
- крупных торговцев,
- свободных производителей (демос), т.е. крестьян и ремесленников),
- неполноправных - метеков(чужестранцы, живущие на территории Афин),
- рабов, абсолютно лишённых гражданских прав и личной свободы.
-
Спарта. Политическое устройство.
- Спарта была типичной олигархической республикой.
- Во главе общины стояли два царя.
- Совет старейшин (герусия) - орган спартанской знати.
- Коллегия эфоров - жрецов.
- Народное собрание (апелла) фактически большого значения не имело.
-
Афины. Политическое устройство.
- Росла роль афинского народного собрания (экклесия).
- Основные государственные должности были выборными.
- Выборный “совет пятисот" (буле).
- Оплот родовой знати – ареопаг.
- Был создан суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан.
-
Причины кризиса
- Изменения в экономике, подрыв основного принципа полисной жизни;
- Потеря земельной собственности бедняками;
- Развитие ростовщичества - аренды земли;
- Внедрение классического рабства и товарной экономики;
- Имущественное и классовое расслоение внутри полисного коллектива;
- Обострение социальной борьбы;
- Постоянные войны между полисами;
- Установление тирании.
-
Выводы
- Полис, сформировавшийся в специфических природных условиях Эллады при своеобразии ее социально – экономического и политического развития, был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Востока.
- Он оказал существенное влияние на эллинистические цивилизации и Рим.
-
Домашнее задание
- & 8, заполните таблицу на стр. 72., можно ли сделать вывод о преимуществах какого-либо из двух полисов?
- Сравните восточные и античную цивилизации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.