Содержание
-
Тема: «Древнейший Рим»
Учитель истории:Лихобабина Ирина Александровна МОБУООШ № 21 Новокубанский район
-
Предмет – история
Класс : 5 Автор УМК : А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс. М. -Просвещение.
Тема урока : «Древнейший Рим».
Тип урока: изучение нового материала. Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, интенсификации учебного материала на основе схемных и знаковых моделей, игровая.
-
Цель урока: формирование целостной картины мира.
Задачи:
- образовательная: способствовать формированию представлений учащихся о Древнем Риме, воспитанию уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов;
- воспитательная:воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов;
- развивающая:продолжить развитие способности структурировать знания, умение устанавливать причинно-следственные связи.
-
Образовательная среда:
учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение, презентация, интерактивная доска, карта Древнего Рима.
- Основные понятия:патриции, плебеи, Сенат, Народное собрание.
- Патриции-потомки древнейших жителей Рима.
- Плебеи- переселенцы из других поселений.
- Сенат- заседание старейшин родов.
- Народное собрание -высший орган власти управления Римом.
- Метапредметные связи:литература, география.
-
Формирование УУД
Регулятивные УУД:
- Определять цель, проблему в учебной деятельности.
- Планировать деятельность в учебной ситуации.
- Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
-
Познавательные УУД
- Определять понятия.
- Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
- Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
- Уметь сравнивать.
- Классифицировать по заданным основаниям.
-
Личностные УУД
- Развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
-
Коммуникативные УУД
- Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
- Интеграция в группе сверстников.
-
Планируемые результаты:
учащиеся узнают о возникновении Древнеримской цивилизации, определят сходства и отличительные особенности этой цивилизации в сравнении с Древнегреческой цивилизацией, систематизируют полученные знания по теме, расширят представление о вкладе древних римлян в историю мировой культуры, сумеют применить знания, полученные на уроке.
-
Предметные результаты обучения:
сформировать у учащихся представление о древнеримской цивилизации, ее сходстве и отличии от древнегреческой цивилизации.
-
Метапредметные результаты обучения
развивать у учащихся умения
- формулировать проблемный вопрос урока;
- строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;
- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
- развивать творческие способности.
-
Личностные результаты обучения:
- углубление интереса обучающихся к всемирной истории;
- развитие у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- формирование уважительного отношения к памятникам мировой культуры;
- развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся.
-
Используемые методы обучения:
- методы обучения ПДО – подводящий и побуждающий диалоги;
- исследовательский;
- метод художественно-творческого моделирования;
- наглядный;
- словесно-практический.
-
Формы организации обучения:
- индивидуальная;
- групповая.
-
Организационный этап.
- Мы приступаем к изучению последней великой цивилизации Древнего мира, Римской цивилизации.
- Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства. - В наши дни Рим – это столица Италии. Ребята, слышали, знаете ли вы что-нибудь об этой стране?
- (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)
-
- Эта страна находится на Апеннинском полуострове, с 3-х сторон окруженном морями. От остальных земель Европы эту страну отделяют высокие горы Альпы. Они защищают страну от северных ветров, поэтому климат на полуострове мягкий и тёплый.
- Самыми крупными реками этой страны являются Тибр, По и Арно.
- Южная часть этой страны богата прекрасными пастбищами, где местные жители пасли свой домашний скот.
- В переводе с греческого языка название этой страны переводится «страна телят».
-
Озвучивание целей и задач урока
Почему в центре Рима стоит статуя волчицы? (Волк считался священным животным бога Марса).
-
Почему в центре Рима стоит статуя волчицы? (Волк считался священным животным бога Марса)
-
Бегство царевича Энея из горящей Трои
- Согласно римским легендам древние римляне – потомки троянского царевича Энея, который после взятия греками Трои бежал в Италию. Зная о том, что сам Эней был сыном греческой богини Афродиты, многие римляне подчеркивают свою родовую связь с древнегреческой цивилизацией.
- На этом основании ряд ученых полагает, что Древнеримская цивилизация является копией Древнегреческой.
-
Формулирование проблемы.
Сегодня мы с вами поговорим о природных условиях, занятиях, управлении Древнего Рима.
-
Проблемный вопрос:
- Древнеримская цивилизация – копия древнегреческой или особая цивилизация?
-
Актуализация и усвоение новых знаний.
- Легенда об основании Рима.
- Прочтите текст, выпишите в тетрадь термины, имена
- Нумитор – царь, правитель латинов. Латины - племя, жившее на левом берегу Тибра.
- Амулий – младший брат Нумитора.
- Рея Сильвия – дочь царя Нумитора, весталка Ликторы – охрана царя Рима Ромула, состоявшая из двенадцати воинов.
- Веста – богиня огня и домашнего очага.
- Марс – бог войны.
- Ромул и Рем – дети Реи Сильвии, близнецы.
- Рим – лат. Рома.
- Ликторы – охрана царя
- Весталка – жрица богини огня и домашнего очага Весты.
- Латины- племя, жившее
-
Игра «Продолжи»
Давайте закроем учебники и по записям в тетради расскажем легенду (каждый ученик по очереди говорит только одно предложение).
-
Легенда о подвиге Муция.
- До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся их надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.
- Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство.
- Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения.
- Городами этрусков правили цари. Этрусские аристократы во главе вооруженных отрядов совершали набеги на соседние земли. Победы над врагами отмечали специальными торжествами - триумфами.
- Но уже к VIII веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов.
-
Город на семи холмах и его обитатели
Игра «3 предложения».
- Что бы вы из пункта выбрали для записи в тетрадь. Почему?
- Читают, выбирают в тексте пункта 3 главных предложения.
- 753 год до н.э. – основание Рима.
- Город Рим возник из поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах.
- 6 в. до н.э. – Рим превратился в город, расположенный на семи холмах.
-
Работают с картой
Покажите на карте Апеннинский полуостров
-
Игра «Путаница»
- Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова...
- Второе условие то, что большая часть её берегов не имеет гаваней...
- В- третьих, Италия расположена в различных климатических зонах...
- Почти во всю её длину тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы...
- Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных...
- ...соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.
- ...окружена как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.
- ... зато существующие гавани обширны и весьма удобны...
- ... так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих.
- ... так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин.
-
Физминутка
А теперь, ребята,встали.Быстро руки вверх подняли.В стороны, вперёд,назад.Повернулись вправо,влево,Тихо сели - вновь за дело.
-
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
- Сравнение и схожесть Древней Греции и Древнего Рима
- Работа с таблицами.
-
Производящее хозяйство
Древняя Греция
- Отсутствие большого количества плодородных земель вынуждало древних греков больше заниматься скотоводством;
- Древним грекам постоянно не хватало хлеба, и они были вынуждены закупать его в других странах.
Древний Рим
- Большое количество плодородных земель вело к тому, что древние римляне больше занимались земледелием;
- Древние римляне никогда не испытывали недостатка в хлебе, часто продавая его излишки в другие страны.
-
Работа с учебником, с тетрадями.
- Работа с учебником, с тетрадями.
- Класс делится на две группы: «греки» и «римляне». Подготовка к игре предварительная.
- Работают с учебником, тетрадями, сравнивают по плану:
- Полуостров, на котором жили.
- Климат.
- Водные ресурсы.
- Горы.
- Рельеф местности.
- Занятия и быт
-
Работа с учебником, с тетрадями
-
Природа и занятия жителей
-
Задание:
- Прочитать текст и на его основании заполнить рабочие листы:
- Определить, о каком признаке цивилизации идет речь в тексте;
- Привести доказательства наличия данного признака цивилизации в Древней Италии;
- Сравнить древнегреческую и древнеримскую цивилизации по данному признаку.
-
Природа и занятия жителей
В Италии, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Здесь были прекрасные условия для занятия земледелием и скотоводством. В отличие от Греции, в Италии было много плодородных земель. Местные жители выращивали просо, ячмень, пшеницу, садили оливковые деревья и выращивали виноград. Урожаи в Италии были гораздо богаче, чем в Греции. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись многочисленные стада скота: овец и коров.
Апеннинские горы были богаты строительным камнем, металлами, что позволяло ремесленникам изготавливать орудия труда, оружие, посуду и украшения. Склоны гор были покрыты лесами. Дерево использовалось для строительства домов и кораблей. Реки и прибрежные морские воды изобиловали рыбой, что способствовало развитию рыболовства и торговли.
Большее количество плодородных земель в Италии привело к тому, что в отличие от древних греков, которые отдавали предпочтение скотоводству, жители Древней Италии больше занимались земледелием. По этой причине у жителей Италии в отличие от греков никогда не было недостатка в хлебе. И если греки вынуждены были покупать хлеб в других странах, то римляне, имеющие излишки хлеба, наоборот, продавали его другим народам.
В I тысячелетии до н.э. народы, населяющие Италию, создали здесь свою, хоть и похожую на Грецию, цивилизацию.
-
Население и управление в Древнем Риме
История древнего государства Италия известна как история Древнего Рима. В отличие от Греции, которая не была единым целым и представляла собой множество городов-государств (полисов), в Италии сложилось единое государство, столицей которого стал город Рим.
Почти во всех греческих полисах, население делилось на 2 группы: граждан (у которых были права) и неграждан (которые прав не имели). Главой древнегреческого полиса (кроме Афин) был царь, передающий свою власть по наследству. Такая форма государственного устройства называется монархией;
Главным органом власти было Народное собрание, в работе которого участвовали только граждане.
Население Древнего Рима также делилось на 2 группы: патрициев и плебеев. Патрициями считались потомки древнейших жителей Рима. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их стали называть плебеями.
В управлении Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин – патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. У плебеев было только одно право: служить в войске и получать часть военной добычи.
В 510 г. до н.э. римляне подняли восстание против царя Тарквиния Гордого, который не был избранным царём. Он захватил царский трон, убив своего предшественника. Тарквиний был изгнан из Рима, а римляне решили больше царя не выбирать.
Новое государственное устройство они назвали республикой (от латинского слова «общее дело»). Теперь народное собрание на 1 год избирало двух консулов, которые должны были советоваться друг с другом и принимать общие решения.
-
Верования древних римлян
С давних пор у римлян возникли религиозные верования. Их первой религией, как и у греков, являлось язычество. Римляне верили, что их жизнь зависит от множества богов, которые дают им пищу, охраняют их жизнь, жилище, помогают одолеть врагов. Царём богов римляне считали Юпитера – бога неба, дневного света и грозы.
На капитолийском холме в Риме ему был воздвигнут храм. Здесь же стояло святилище богини Весты – хранительницы домашнего очага. Жрицы – весталки давали обед безбрачия и служили своей богине 30 лет.
Ещё одним почитаемым римлянами богом был Марс – бог войны. В храм, посвящённый ему, римляне приносили захваченное в бою оружие.
Богиней любви у римлян была Венера.
Живя возле моря, и ведя по нему активную торговлю, римляне поклонялись Нептуну – повелителю морей.
Провожая в последний путь своих умерших родственников и друзей, римляне приносили дары Плутону – богу царства мёртвых.
В отличие от Древней Греции, где не было жреческого сословия, и каждый гражданин полиса мог сам исполнять религиозные функции (совершать обряды, приносить жертвы богам, возносить молитвы) в Древнем Риме было создано особое религиозное сословие. Высшими жрецами у римлян считались понтифики, которые избирались на свою должность пожизненно. Всего римляне избирали 9 понтификов, которые возносили молитвы богам, исполняли различные религиозные обряды и приносили жертвы всем богам.
Так же как и древние греки (которые восхищались подвигами Геракла), древние римляне тоже почитали своих героев, которые своими подвигами завоевали их восхищения. Среди этих героев, которых считали полубогами, самым отважным для римлян являлся Геркулес – сын Юпитера.
Не смотря на всю похожесть римских религиозных верований на греческие, следует сказать, что всё- таки у древних римлян сложился свой пантеон богов, со своими именами, судьбами и религиозным сословием.
-
Религия древних римлян - язычество
- Юпитер - отец всех богов
- Бог войны - Марс
- Храм богини Весты
- Жрец - понтифик
- многобожие
-
Домашнее задание
- П. 44, ответить на вопросы. В рабочей тетради № 55 - 57
- Творческое задание нарисовать иллюстрацию к любой легенде по истории Рима.
- Подготовить карточки с заданиями.
-
Рефлексия
- Какая проблема возникла в начале урока?
- В какой мере достигнуто решение?
- Что полезного для себя вы унесете с сегодняшнего урока?
С целью выяснения степени усвоения материала, а также развития мышления, самоанализа полученных и имеющихся знаний, мотивации на более глубокое изучение темы, заполняется таблица
-
Дата: _____________
-
Спасибо за урок
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.