Содержание
-
Древний Рим
-
VIIIВ. ДО Н. Э. - IVВ. Н. Э.
-
Древний Рим как отдельноегосударственное образование возник на территории Апеннинского полуострова, находящегося в окружении четырех морей:Лигурийского, Тирренского, Ионического, Адриатического.
-
-
Римбыл основан в753г. до н. э. и только в IV-III вв. до н. э. появляются некоторые данные об архитектурном строительстве. Еще позднее - о живописи и скульптуре. Только с последних веков существования республики римское искусство принимает какие-то определенные формы.
-
В период перехода римского общества от Республики к Империи начался стремительный расцвет творческих сил художников, чьи творения сделали римское искусство не менее великим, чем греческое. Искусство Древнего Рима завершило собой эпоху античности и искусство древности в целом.
-
Культура Рима не развивалась сама по себе, на нее оказывали огромное влияниевысокохудожественные культуры Греции и Этрурии.
-
Само название «Италия» означает «огненный остров» (возможно, из-за вулканов) и имеет греческое происхождение. Греки заселяли юг Апеннинского полуострова еще с VIII в. до н. э. Они колонизировали богатые и плодородные земли Южной Италии и Сицилии. Даже назвали юг Италии «Великой Грецией».
-
Но, возможно, не менее сильное влияние на Рим и всю его культуру оказали этруски .
-
Кто такиеЭТРУСКИ?
Какое влияние оказали этруски на культуру и искусство Римской империи???
-
ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД
Культура этрусков имеет много общего с культурами Древнего Востока, но все же окончательно этрусская проблема еще не решена и они продолжают считаться загадочным народом. Хотя известно, например, что Этрурия была мощной морской державой. «Народы моря» — так называли этрусков в древности, потому что они наводили ужас и трепет на средиземноморских торговцев и моряков.
-
Видимо, неслучайно два моря, омывающие берега Италии, носят этрусские названия: одно — Адриатическое, связано с названием этрусского города Адрия, другое — Тирренское, а тиррены — это еще одно название этрусков. Даже река Тибр, на которой стоит Рим, еще во времена Империи сохраняла этрусское название «Рума», возможно, оно и дало имя самому городу Риму,
-
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ
Этруски свято верили, что им для жизни отведено только десять веков. Как бы там ни было, но временной отрезок существования Этрурии, известный историкам, занимает время с VIII по I вв.до н. э. Когда точно этруски появились на Апеннинах, ученые не знают. Возможно, они прибыли из Малой Азии, возможно из Лидии, но это только предположение. К какой расе принадлежат этруски — тоже неизвестно.
-
Известно много этрусских памятников, но неизвестно содержание мифов, которые в них воплощены. Имеется много этрусских надписей, но прочитать их очень сложно, хотя этруски и использовали греческий алфавит. Они писали справа налево и без интервалов между словами. Этрусские боги похожи на греческих, а имена богов, по всей вероятности, со временем используют и римляне, чтобы называть своих, например: Уни — Юнона, Менрва — Минерва. Функции этих богов совершенно особенные и тоже до конца не изучены.
-
Точно известно и то, что римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои и травлю зверей, сценические игры и обряды жертвоприношений, гадания и веру в добрых и злых духов. Таким образом у римлян появились пенаты и лары — добрые духи жилища
-
Этруски, как и египтяне, верили в жизнь после смерти, поэтому основные памятники, сохранившиеся после этрусков, связаны с погребением.Культ предков и почитание умерших способствовали развитию у этрусков особого типа гробниц, которые представляли собой скорее жилища с богато обставленными покоями.
Единственно, что напоминало о предназначении этих сооружений, были находящиеся в них погребальные урны в форме человеческой фигуры или монументальные саркофаги со скульптурными изображениями умерших на крышках. Поэтому история этрусского искусства начинается и заканчивается гробницами.
-
Архитектура
Этруски оставили после себя целые «города мертвых» — некрополи: создавалось такое впечатление, что жизнь происходила именно здесь, может быть другая, потусторонняя, но жизнь. Гробницы этрусков были великолепно убраны, расписаны красочными фресками, уставлены мебелью и богатой утварью, в них было много роскошных погребальных даров, даже повозки. А умершие были осыпаны украшениями из золота.
-
Гробницы этрусков имели геометрические формы, и это не случайно. В древности форма предметов несла в себе глубокий смысл. Например, квадрат был символом земли, а круг — символом неба. Если покойника хоронили в круглой гробнице, значит, в глазах живых он уже был жителем неба, то есть богом.
-
-
А вот городов этрусков, где жили люди, время не сохранило. Но точно известно, что этруски первыми начали использовать при строительстве города регулярную планировку. Они были не только морскими разбойниками, но и прекрасными инженерами. Это у них римляне научились строить мосты и арки, мостить дороги и осушать болота.
-
-
-
К сожалению, ни один этрусский храм не дошел до нас, так как они строили все из кирпича-сырца и дерева. Известно, что храм был квадратным в плане, с трех сторон украшен колоннами, стоял на высоком основании и имел глубокий портик, который открывался в глубь храма сразу тремя помещениями. Этруски почитали богов триадами - тройками. Главной триадой были Тиния, Уни и Менрва. Этрусский храм все сокровенное таил внутри себя. Волю богов могли толковать и доносить до людей только жрецы и прорицатели, которые владели искусством гадания по полетам птиц, по молниям, по внутренностям животных.
-
Скульптура
Как и греческий храм, этрусский храм имел скульптурное убранство. Фронтоны храмов заполняли фигуры божеств, но выполненные не в камне, а в глине (терракота). Края крыши украшали терракотовые маски Медузы Горгоны; сатиров, силенов и менад, постоянных спутников бога Фуфлунса (Диониса). Они ярко раскрашивались и были предназначены для того, чтобы оберегать внутренность храма от вторжения злых богов и демонов.
-
Этруски не только создали главный храм, они определили эмблему Рима — волчицу (нач. V в. до н. э.), но легенде, вскормившую его будущих основателей близнецов Ромула и Рема. Капитолийская волчица, выполненная неизвестным мастером в бронзе, знаменательна не только как символ Древнего Рима, но и как высокохудожественное произведение. Этрусскому мастеру удалось воплотить в этом образе и грозное животное, и милосердную мать, вскормившую детенышей человека. Но главное, он показал духовную силу дикой природы, воспитавшей мужество и воинственность римлян. Время, когда этруски строили храм на Капитолии и отливали легендарную волчицу, было концом их «золотого века». (Капитолий — один из семи холмов, на которых построен город Рим).
-
Римляне все более набирали силу, как военную, так и государственную, что способствовало укреплению их влияния на Апеннинах. А этруски, наоборот, утратив былое могущество и грозную славу мореходов, шли к своему закату. Поэтому скульптура этрусков, дошедшая до нас, отражает два периода: радостного и светлого периода расцвета и могущества Этрурии и периода глубокого пессимизма, когда этруски начали терять свою независимость.
-
Этрусские скульпторы любили работать в бронзе и глине. Их работы часто имели функциональное, то есть практическое значение. Они украшали зеркала, высокие фигурные светильники — канделябры, треножники — сосуды, светильники, подставки для чего угодно с основанием в виде трех ног. Была широко распространена скульптура, выполняющая функцию архитектурного декора. Примером может служить терракотовая статуя бога Аполлона, украшавшая конек — верхний угол крыши — храма в Вейях, которую, предположительно, выполнил мастер Вулка в 520-500 гг. до н. э. Это единственное известное имя этрусского скульптора, дошедшее до нас.
-
Статуя Аполлона
показывает человека, имеющего атлетическое сложение, которое угадывается сквозь тонкие одежды. Мастеру удалось передать это стремительное движение. Фигура Аполлона полна силы, энергии и молодости, выражение лица наполнено светлой радостью, на губах застыла улыбка.
-
-
Такой же радостью светятся и лица супружеской четы, которую выполнил неизвестный этрусский скульптор из Черветере в начале VI в. до н. :х Терракотовая группа является украшением крышки саркофага, и, по всей вероятности, имеет портретное сходство с умершими. Обнимая друг друга, они весело жестикулируют, что-то бурно обсуждают, забывая о том, что их ложе — это ложе смерти.
-
Вот другая работа, получившая название «Матер-Матута». Неизвестный мастер выполнил ее из известняка в середине V в.до н. э. Она являет собой извечную тему — матери и ребенка, самую светлую и проникновенную тему мира. Однако это изображение овеяно глубокой меланхолией. У этрусской матери нет больше жизненной силы и, пожалуй, нет и самого интереса к жизни. На руках у нее мертвый ребенок. «Матер-Матута» не просто группа, она служила урной для пепла.
-
Живопись Этруски были не только искусными ваятелями, стены этрусских гробниц украшались фресками. Сюжеты часто представляли пиршества этрусков после торжественных и роскошных похорон знатных людей. Здесь есть также и сцены конных состязаний, кулачных боев, фехтовальных игр, охоты и рыбной ловли. Росписи этрусских гробниц по своей технике близки к греческим периода архаики. Контур этрусского рисунка не столь изящен и тонок, как у греков, но все же достаточно выразителен. А вот в остальном этруски намного уступают грекам.
-
Гончарное искусство Греческая живопись получила свое дальнейшее развитие в вазописи, этруски же свою керамику использоваяи для других целей и украшали не живописью, а пластикой, лепкой. Погребальные сосуды, предназначенные для праха умершего, так называемые каноны, этруски украшали крышками в виде человеческих лиц, по всей вероятности, не лишенных портретных черт. До нашего времени сохранились сосуды очень сложной формы с лепными ручками, лепным или гравированным декором и поверхностью, которая создает впечатление, что перед нами сосуд, выполненный из металла.
-
Культура этрусского народа, одного из самых загадочных народов мира, стала основой развития для новой народности — римлян. Этрусков не стало, они растворились среди пришельцев, но научили римлян строить и обороняться, ковать оружие и возводить акведуки*. Изобразительное искусство этрусков раскрыло перед нами богатую душу этого удивительного народа, который внимательно относился к действительности, стремился к ее точной, конкретной передаче.
-
-
Наступали последние столетия не только древнего мира — зримо подтверждались предсказания этрусских прорицателей о закате этруссков. На их землях селились римские ветераны, народы постепенно смешивались, этруски латинизировались и забывали свой язык.
-
Со временем этруски смирились со своей судьбой, перестали воспринимать римлян как завоевателей и стали друг для друга просто согражданами одной страны. Обычаи, ритуалы и верования этрусков тоже были восприняты римлянами и позднее переработаны согласно новому времени и новым условиям существования. Нельзя сказать, что этруски исчезли с лица земли, они живут и в географических названиях, и в оставленных после себя памятниках, и в истории Великой Римской империи.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.