Содержание
-
Древние славяне
-
План
- «Повесть временных лет» о происхождении славян;
- Единство рода человеческого;
- Славяне в начале христианской эры;
- Как называли славян другие народы;
- Предположения о происхождении именования славян;
- Как прославились славяне в Византии;
- Расселение восточных славян;
- Верования славян-язычников;
- Арабские источники о молитве славян;
- Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян;
- «Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян.
-
«Повесть временных лет» о происхождении славян
«Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.рис. Васнецов В.М. Нестор-летописец
-
О происхождении славян
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) в своем сочинении «Древняя Российская история» говорит о том, что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели».рис. М.В. Ломоносов, Л.С. Миропольский
-
Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает «передача», или «переданное».рис. Васнецов В.М. Баян
-
Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.рис. Борис Ольшанский. Вещее предание.
-
Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.
-
Единство рода человеческого
Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов по земле после всемирного потопа. По-старославянски народы назывались «языками».рис. Всемирный потоп
-
Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский». Славяне, по свидетельству Нестора, происходят от племени сына Ноя Иафета, которому достались северные страны.рис. Ной
-
Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна из этих ветвей — земля Русская. Вот первый ответ летописца на вопрос: «Откуда пошла Русская земля?».
-
Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они — «потомство Иафета, живущее в северных странах».рис. Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни
-
Следовательно, все эти народы - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и другие - происходят от одного со славянами корня, как разные ветви одного дерева.
-
Славяне в начале христианской эры
Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний.
-
Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год.
-
Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять древнюю историю славян с историей Римской империи первых веков христианства.
-
Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.рис. Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева
-
«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.
-
Как называли славян другие народы
Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом.
-
Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе.
-
Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами?
-
Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее скифов?
-
В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.
-
Предположения о происхождении именования славян
О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование славян от слова «славящиеся», то есть «прославившиеся своими подвигами».
-
По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении».рис. Святогор и Кузнец судьбы
-
Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» - составное. Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало «послы», и «вене» - «представители народа вене», то есть венеды. Следовательно, славяне - это послы венедов.
-
Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи с расселением их в Европе в VI–X веках.рис. А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
-
«Слыть» или «прослыть» означает «быть или стать известным, славиться или прославиться». Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» — «славиться»? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян.рис. Вольга Всеславович
-
Как прославились славяне в Византии
Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского.
-
«Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода
-
Поселение славян
«А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...»
-
«Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав».
-
Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими войсками в открытом поле.
-
Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».
-
Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.
-
Расселение восточных славян
«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».
-
Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами».Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди
-
«…а другие — древлянами, потому что сели в лесах…»
-
«…а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами…»
-
«…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане…»
-
«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень.
-
«А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами».
-
«И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
-
Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.
-
Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.
-
Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев — стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».рис. Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
-
Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история.рис. В. Васнецов. Богатыри
-
Верования славян-язычников
Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.
-
Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок.
-
О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).
-
Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
-
Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.
-
Арабские источники о молитве славян
Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву древних славян-язычников. «Все они (славяне) - идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».
-
Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.
-
Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян
Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».рис. Род - сущий, единый, прародитель богов и творец мира
-
В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.
-
В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру. Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.
-
В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, — пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми».
-
Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов.рис. Приношение духам реки В.Иванов
-
«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян
Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.
-
Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
-
Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам.
-
Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне, убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну, говорит о том, что человеческие жертвоприношения не были обычным явлением на Руси.рис. В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве
-
Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило кротких полян скорее принять христианство.
-
Тесты
-
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы
Вопрос: Какие наименования, приведенные в списке, относятся к устным источникам?
- Предание
- Житие
- Былина
- Летопись
- Сказание
- Берестяная грамота
-
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ
Вопрос: Какое слово в списке лишнее?
- Предание
- Передать
- Передача
- Предсказать
-
Вопрос: Согласно Нестору-летописцу славяне ведут свое происхождение от одного из сыновей Ноя. Как его звали?
- Хам (ему достались южные страны).
- Сим (ему достались восточные страны).
- Иафет (ему достались западные и северные страны).
-
Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы
Вопрос: Все древние народы селились по рекам. Славяне также не были исключением. Определите, какие из славянских племен селились по Дунаю (1), Днепру (2), около озера Ильмень (3).
-
Вопрос: Славяне были язычниками. В честь своих богов они приносили жертвы. Какие жертвоприношения славян описали древние историки?
- Топили и резали петухов.
- Иногда приносили в жертву людей.
- Возводили статуи богов.
- Строили величественные храмы.
рис. Рерих Н.К. Языческое святилищ
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.