Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация "Древние славяне" знакомит учеников с нашими предками - древними славянами, их верованиями, образом жизни, деятельностью, праздниками, традициями; разделением на племена (поляне, дреговичи, кривичи, родимичи). В конце содержатся вопросы для обсуждения в классе.
Знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей.
Слайд 3
И. Никитин, «Русь»
Слайд 4
Под большим шатромГолубых небес –Вижу – даль степейЗеленеетсяИ на гранях их,Выше темных туч,Цепи гор стоятВеликанами.
Слайд 5
По степям, в моряРеки катятсяИ лежат путиВо все стороны.Широко ты,Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернулася!
Слайд 6
У тебя ли нетПоля чистого,Где б разгул нашлаВоля смелая?У тебя ли нетПро запас казны,Для друзей стола,Меча недругу.
Слайд 7
И во всех концахСвета белогоПро тебя идетСлава громкая.Уже есть за что,Русь могучая,Полюбить тебяНазвать матерью.Стать за честь твоюПротив недругаЗа тебя в нуждеСложить голову.
Слайд 8
В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург.На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни.Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.
Слайд 9
Посёлок древних славян
Слайд 10
Занятия древних славян
Слайд 11
Слайд 12
Древние славяне использовали в работе различные орудия труда, которые изготовляли сами.
Слайд 13
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера" (“народ" - это одно из значений древнеславянского слова “язык").Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.
Слайд 14
Язычество
Бог Род - верховный владыка Вселенной.К нему славяне обращались через любое Божество, как к прадеду своего рода и родоначальнику Божеств.
Слайд 15
Бог Сварог - Отец Небесный.Сварог сотворил Землю; создал сушу и океаны; создал новых богов и небесных воинов.
Слайд 16
Сварог подарил людям огонь небесный (Солнце – Ра) и огонь земной (огонь домашнего очага), на котором можно приготовить пищу и у которого можно согреться,научил людей готовить из молока творог и сыр – священную еду, дар Богов.
Слайд 17
Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы люди могли возделывать землю; боевую секиру и меч, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного питья и пищи.
Слайд 18
День почитания Сварога приходится на 14 ноября.
Слайд 19
Славянские идолы
Слайд 20
Язычество
Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты.Опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи.
Слайд 21
Леля (Ляля) - богиня весны.Она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ.
Слайд 22
Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти.Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. егенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но в ужасе отступает перед его лучезарной мощью.
Слайд 23
Славяне разделялись на разные племена, которые имели свои особенности и место обитания.
Наиболее известными были славянские племена:
Поляне - «те кто живет в полях».
Дреговичи - от славянского слова «дрегва» - болото.
Кривичи - те кто жили в местах неровных, с лесами.
Радимичи - союз восьми племен, которые породнились между собой.
Слайд 24
Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?
Слайд 25
Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?
Слайд 26
Пословицы, в которых отражены черты характера славян:Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.Родина – мать, умей за неё постоять.Где смелость, там и победа.Храбрость города берёт.Все за одного, один за всех.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Землю солнце красит, а человека труд.
Слайд 27
Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?
Слайд 28
Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?
Слайд 29
В заключении нашей с вами беседы, предлагаю вам, ребята, сыграть в русскую народную игру «Колечко», которую очень любили на Руси.
Слайд 30
Используемые интернет ресурсы
http://pptcloud.ru/
Посмотреть все слайды
Конспект
Конспект клубного часа на тему: «Наши древние предки славяне»
Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей
Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.
Ход мероприятия:
I. Начало. Учитель: Здравствуйте дети, сегодня наш клубный час будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Начнем нашу беседу с чтения стихотворения замечательного поэта И. Никитина «Русь». (Дети по очереди читают отрывки стихотворения «Русь», представленные на отдельных слайдах)
II. Ввод темы. (Показ слайда с названием темы).
III. Тема. Учитель: А сейчас обратите внимание на тему клубного часа: «Наши древние предки славяне» Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся с их жизни, повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они поклонялись.
IV. Цели. (Показ слайда с целями). Учитель: Целью нашей с вами беседы будет знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение вашего словарного запаса новыми названиями и именами.
V. А знаете ли вы? Учитель: В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.
(Показ слайда с текстом).
Учитель: Что вы думаете о названии народа «славяне»? Какие однокоренные слова вы можете назвать? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя) Учитель: Поселения, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние города и деревни. (Показ слайда с изображением поселка древних славян). Учитель: Ребята, как вы думаете почему поселок выглядит именно так и расположен в такой местности? Для чего служила славянам стена? Как они использовали лес и реку? (обсуждение с детьми, подведение итога учителем). Учитель: Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем. (Показ слайда с изображением занятий древних славян). Учитель: Глядя на рисунок, скажите пожалуйста, какую работу выполняли славяне? И дляы чего она была необходима? (обсуждение с детьми, подведение итогов учителем). Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд. (Показ слайда с изображением славянских орудий). Учитель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов? (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера" (“народ" - это одно из значений древнеславянского слова “язык"). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам. (Показ слайда с текстом). Учитель: Сегодня мы с вами узнаем о нескольких наиболее известных и почитаемых божествах древних славян, узнаем их имена, олицетворяемые ими силы природы, занятия людей которым они покровительствовали и помогали. Предварительная работа: раздать ученикам карточки с небольшими заметками о каждом из божеств. Учитель: Сейчас перед вами изображение бога Рода – Верховного владыки Вселенной. (Показ соответствующего слайда с изображением и текстом). Учитель: Бог Род был самым почитаемым из Богов, прародителем всех остальных богов. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Выберете карточку соответствующую данному деянию бога Рода. (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде) Учитель: Бог Род подарил людям тепло и свет. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка? (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде) Учитель: Бог Род заботился о пропитании и безопасности славян и помогал им. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка? (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде) Учитель: День почитания бога Рода приходился на 14 ноября. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Древние славяне изображали своих богов в виде идолов, которым покланялись и приносили дары. Идолы имели разную форму и размер, их изготовляли из дерева и камня. Посмотрите на несколько таких идолов. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Что вы думаете об этих изображениях Богов? (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: Кроме верховного бога Рода, существовало множество других богов, которые обладали разной силой, управляли различными явлениями природы, покровительствовали славянам в их занятиях. Одной из таких богинь была Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Ребята выберете карточку с описанием, соответствующим Деване. (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде). Учитель: Еще одной доброй и любимой богиней была Леля – богиня весны. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Ребята, какая карточка соответствует Леле? (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде). Учитель: Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которые назывались нечистой силой, и вызывали у наших предков страх и неприязнь. Одной из таких богинь была Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Какая карточка будет соответствовать этому божеству? (ответ детей, показ правильного ответа на слайде) Учитель: Наши предки жили не единым народом и не все вместе. Славяне разделились на разные племена, каждое из которых имело свои особенности и место обитания. Наиболее известными и были славянские племена: поляне, дреговичи, кривичи и родимичи. (Показ слайда с текстом). Учитель: А теперь мне потребуется два человека для выполнения задания. (к доске выходят два ученика). Учитель: Ребята предложите ваши варианты происхождения таких названий племен? (предложение отвечающих, обсуждение с остальными детьми, вывод учителя, показ правильных ответов на слайде). Учитель: А сейчас, ребята ответьте на несколько вопросов. (Показ слайда с вопросом). Учитель: Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя). (Показ слайда с вопросом). Учитель: Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя). Учитель: На прошлом занятии мы с вами узнали русские пословицы и поговорки о дружбе, храбрости, трудолюбии, патриотизме. Кто из помнит? Сейчас вы будете читать пословицу и говорить о чем она. (Показ слайда с текстом пословиц). (на слайде появляется пословица, ученик читает её и говорит о чем она и как он её понимает, обсуждение с детьми и вывод учителя и т. д.). Учитель: Ребята, ответьте на вопрос, Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке? (Показ слайда с вопросом). (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: И последний вопрос. Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины? (Показ слайда с вопросом). (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них. Учитель: И в конце нашего клубного часа предлагаю сыграть в очень интересную и древнюю игру наших предков «Колечко», которую очень любили на Руси. (Показ слайда с текстом). (дети играют в игру).
Конспект клубного часа на тему: «Наши древние предки славяне»
Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей
Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.
Ход мероприятия:
I. Начало. Учитель: Здравствуйте дети, сегодня наш клубный час будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Начнем нашу беседу с чтения стихотворения замечательного поэта И. Никитина «Русь». (Дети по очереди читают отрывки стихотворения «Русь», представленные на отдельных слайдах)
II. Ввод темы. (Показ слайда с названием темы).
III. Тема. Учитель: А сейчас обратите внимание на тему клубного часа: «Наши древние предки славяне» Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся с их жизни, повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они поклонялись.
IV. Цели. (Показ слайда с целями). Учитель: Целью нашей с вами беседы будет знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение вашего словарного запаса новыми названиями и именами.
V. А знаете ли вы? Учитель: В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.
(Показ слайда с текстом).
Учитель: Что вы думаете о названии народа «славяне»? Какие однокоренные слова вы можете назвать? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя) Учитель: Поселения, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние города и деревни. (Показ слайда с изображением поселка древних славян). Учитель: Ребята, как вы думаете почему поселок выглядит именно так и расположен в такой местности? Для чего служила славянам стена? Как они использовали лес и реку? (обсуждение с детьми, подведение итога учителем). Учитель: Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем. (Показ слайда с изображением занятий древних славян). Учитель: Глядя на рисунок, скажите пожалуйста, какую работу выполняли славяне? И дляы чего она была необходима? (обсуждение с детьми, подведение итогов учителем). Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд. (Показ слайда с изображением славянских орудий). Учитель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов? (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера" (“народ" - это одно из значений древнеславянского слова “язык"). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам. (Показ слайда с текстом). Учитель: Сегодня мы с вами узнаем о нескольких наиболее известных и почитаемых божествах древних славян, узнаем их имена, олицетворяемые ими силы природы, занятия людей которым они покровительствовали и помогали. Предварительная работа: раздать ученикам карточки с небольшими заметками о каждом из божеств. Учитель: Сейчас перед вами изображение бога Рода – Верховного владыки Вселенной. (Показ соответствующего слайда с изображением и текстом). Учитель: Бог Род был самым почитаемым из Богов, прародителем всех остальных богов. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Выберете карточку соответствующую данному деянию бога Рода. (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде) Учитель: Бог Род подарил людям тепло и свет. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка? (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде) Учитель: Бог Род заботился о пропитании и безопасности славян и помогал им. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка? (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде) Учитель: День почитания бога Рода приходился на 14 ноября. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Древние славяне изображали своих богов в виде идолов, которым покланялись и приносили дары. Идолы имели разную форму и размер, их изготовляли из дерева и камня. Посмотрите на несколько таких идолов. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Что вы думаете об этих изображениях Богов? (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: Кроме верховного бога Рода, существовало множество других богов, которые обладали разной силой, управляли различными явлениями природы, покровительствовали славянам в их занятиях. Одной из таких богинь была Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Ребята выберете карточку с описанием, соответствующим Деване. (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде). Учитель: Еще одной доброй и любимой богиней была Леля – богиня весны. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Ребята, какая карточка соответствует Леле? (обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде). Учитель: Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которые назывались нечистой силой, и вызывали у наших предков страх и неприязнь. Одной из таких богинь была Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти. (Показ соответствующего слайда). Учитель: Какая карточка будет соответствовать этому божеству? (ответ детей, показ правильного ответа на слайде) Учитель: Наши предки жили не единым народом и не все вместе. Славяне разделились на разные племена, каждое из которых имело свои особенности и место обитания. Наиболее известными и были славянские племена: поляне, дреговичи, кривичи и родимичи. (Показ слайда с текстом). Учитель: А теперь мне потребуется два человека для выполнения задания. (к доске выходят два ученика). Учитель: Ребята предложите ваши варианты происхождения таких названий племен? (предложение отвечающих, обсуждение с остальными детьми, вывод учителя, показ правильных ответов на слайде). Учитель: А сейчас, ребята ответьте на несколько вопросов. (Показ слайда с вопросом). Учитель: Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя). (Показ слайда с вопросом). Учитель: Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя). Учитель: На прошлом занятии мы с вами узнали русские пословицы и поговорки о дружбе, храбрости, трудолюбии, патриотизме. Кто из помнит? Сейчас вы будете читать пословицу и говорить о чем она. (Показ слайда с текстом пословиц). (на слайде появляется пословица, ученик читает её и говорит о чем она и как он её понимает, обсуждение с детьми и вывод учителя и т. д.). Учитель: Ребята, ответьте на вопрос, Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке? (Показ слайда с вопросом). (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: И последний вопрос. Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины? (Показ слайда с вопросом). (обсуждение с детьми, вывод учителя). Учитель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них. Учитель: И в конце нашего клубного часа предлагаю сыграть в очень интересную и древнюю игру наших предков «Колечко», которую очень любили на Руси. (Показ слайда с текстом). (дети играют в игру).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.