Презентация на тему "Современные славянские народы" 5 класс

Презентация: Современные славянские народы
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Современные славянские народы" по истории. Презентация состоит из 38 слайдов. Для учеников 5 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.54 Мб.

Содержание

  • Презентация: Современные славянские народы
    Слайд 1

    современные славянские народы История происхождения

  • Слайд 2

    Славя́не (ст.-слав. словѣнє, белор. славяне, укр. слов'яни, болг. славяни, серб. и макед. Словени, хорв. и босн. Slaveni, словен. Slovani, польск. Słowianie, чеш. Slované, словацк. Slovania, кашубск. Słowiónie, в.-луж. Słowjenjo, н.-луж. Słowjany) — крупнейшая в Европе этноязыковая общность

  • Слайд 3

    Происхождение славян.

    Определите по карте прародину славян и родственные им народы? балты германцы скандинавы кельты баски италики скифы славяне Индо-арии персы

  • Слайд 4

    Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне». Основными являются четыре: от слово (люди, говорящие «по-нашему», в отличие от немцев — «немые», т.е «не владеющие нашим языком», «чужие»); от индоевропейского корня *kleu- 'молва, известность' (ср. слава); от топонима, видимо, названия реки (ср. эпитет Днепра Славутич, реки Слуя, Слава, Славница в разных славянских землях); от корня *s-lau-os 'народ' (с индоевропейским «подвижным s»), ср. др.-греч. λᾱός.

  • Слайд 5

    Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.

  • Слайд 6

    Славянские языки — ветвь индоевропейской семьи языков. Славянские языки относят к индоевропейским языкам группы сатем. Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков.

  • Слайд 7

    Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.

  • Слайд 8

    Расселение славян.

    Славяне относятся к индоевропейской языковой семье. Вместе с другими европейскими народами они ок.5 тыс. лет назад вышли с п-ова Индостан. В к.II тыс. до н.э. Они осели на территории от р. Лабы до Днепра, и от Балтийского до Черного моря. Позже они разделились на 3 ветви Расселение славянских племен в 6-9 вв.

  • Слайд 9

    Расселение славянских племен.

    Восточные славяне заселив Восточноевропейскую равнину, постепенно обособились друг от друга, и разделились на племена.

  • Слайд 10

    В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн. человек, из них около половины — русские (137 млн.).

  • Слайд 11

    южные: болгары,хорваты,македонцы, муслимане,черногрцы,сербы. Восточные:русские, украинцы, белорусы. Западные: поляка, чехи, словаки, лужичане. Антропологические признаки: беломоро-балтийский; восточноевропейский; днепро-карпатский; понтийский; динарский. современные славяне Территория: Азия и Европа, в таких странах как Россия, Балтия,СНГ, Польша, Болгария, Белоруссия, Украина, Чехия,ФРГ,Словакия.

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    УКРАИНСКИЙ Белорусский

  • Слайд 14

    Верхнелужицкий Нижнелужицкий

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Современные славянские народы имеют весьма разнородное генетическое происхождение, подчеркивающее сложность этногенетических процессов в восточной Европе, начавшихся десятки тысяч лет назад, усилившихся во время Великого переселения народов в V веке и продолжающихся до сих пор. Генофонд славян, как и ряда других народов, формировался десятки тысячелетий, при этом этнокультурные традиции могли переходить от пращуров к потомкам через сотни поколений

  • Слайд 18

    Одна из версий гласит, что выделение славянской ветви индоевропейцев, формирование праславянского этноса и языка происходит примерно в 3000 г. до н. э., когда кочевники-индоевропейцы (Культура боевых топоров, по мужской линии носители главным образом гаплогрупп R1a в северной части ареала и R1b в южной) ассимилируют развитую аграрную Трипольскую культуру (по мужской линии преимущественно палеоевропейская гаплогруппа I2a2 с небольшой долей ближневосточных E-V13, J2b и T). Вероятно, именно в результате этой гибридизации возникла и несколько веков существовала Культура шаровидных амфор, которую, в таком случае, следовало бы признать первой протославянской культурой. Также высказываются предположения, что и лингвистическое влияние трипольского субстрата оказалось решающим для формирования специфических черт славянских языков, например, чередования «у/в» и «и/й» и закон открытого слога, отделившие славянские языки от близкородственных балтских.

  • Слайд 19

    В северной части славянского ареала значительную часть генофонда составляет гаплогруппа N, характерная для финских (уральских) народов. Вероятно, в центральных областях Русской равнины медленное смешение индоевропейцев и уральцев происходило на протяжении последних 5 тысячелетий (см. Фатьяновская культура, Волосовская культура).

  • Слайд 20

    Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь. К XVII веку на основе восточнославянской общности сформировались (в порядке убывания численности): русский, украинский, белорусский народы. Также некоторые источники к восточно-славянским народам относят казаков , поморов и русинов.

  • Слайд 21

    О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

  • Слайд 22

    Летописная версия

    Авторы средневековых русских летописей считали, что частьславян после всемирного потопа проявляла себя рядом сИллирией (побережьем Адриатического моря). В изложении «Повести временных лет» послепотопные события предстаюттак:"Иафету же достались северные страны и западные:Мидия...Армения Малая и Великая... Сарматия, жителиТавриды, Скифия, Фракия, Македония... Иллирия,славяне...Адриатическое море. Достались и острова: Британия,Сицилия,Эвбея, Родос... (земли) до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского...

  • Слайд 23

    Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы.

  • Слайд 24

    «Повесть временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

  • Слайд 25

    У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: " чистых" покойников - умерших естественной смертью ( "родители"); и на " нечистых" - умерших насильственной или преждевременной смертью ( к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых ( " мертвяков" - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить: Почитание "родителей" - это семейный, а раньше ( родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие [29]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура ( Щура), восклицания такие как " Чур меня", " Чур это мое", могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового ( домовик, доможил, хозяин и пр.).

  • Слайд 26

    Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия, она разделилась и в этническом отношении на великорусский, украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье, бассейн Дона, освоили Средний и Южный Урал и Сибирь, подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного причерноморья, заселили бассейны рек Кубань и Яик, к XIX веку проникли в Прибалтику, Финляндию, на Кавказ, в Среднюю Азию, на Аляску и в Калифорнию.

  • Слайд 27

    В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн. человек, из них около половины — русские (137 млн.). Но ОБЩЕГО в традициях быта, фольклоре, обычаях и праздниках у славянских народов много:

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Изделия современных мастеров

  • Слайд 30

    Схожие традиционные узоры оформления быта славянских народов

  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки-пращуры, призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПРИРОДОЙ, связь с нашими РОДНЫМИ славянскими Богами. Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники: 2 солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью). Солнце же издавна особо почиталось у славян как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому. И так происходит каждый год, постоянно, по безпрерывному колу (кругу), в виде которого древние славяне представляли и нашу Вселенную.  

  • Слайд 37

    Каждый славянский праздник - это особливое обрядовое действо, приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона или событиям происходящим в природе в разное время. Как правило, славянские праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни в славянском кологоде, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались злые духи и божества. На некоторых празднествах обязательными атрибутами являлись маски и личины (шкуры диких зверей), в которые рядились люди, чтобы нечисть не узнала.

  • Слайд 38

    Об авторе:

    Гизатулина Ольга Ивановна - преподаватель русского языка и литературы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке