Содержание
-
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
-
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Культ предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, к знанию);
культ Неба (Небо как источник порядка, справедливости и добродетели; император как посланник Неба на земле).
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Обряд жертвоприношения (согласно мифу, мироздание есть результат принесения в жертву вселенского человека Пуруши, соответственно сама жизнь воспринимается как жертвоприношение).
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ
-
СВЯЩЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ИНДИЯ
- ВЕДЫ, включившие мифологию, священные песни, торжественные гимны, магические формулы и заклинания.
Деление Вед на четыре сборника (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) соответствует четырем ступеням обряда жертвоприношения.
- КОММЕНТАРИИ К ВЕДАМ: брахманы-тексты, араньяки, Упанишады.
КИТАЙ
ПЯТИКНИЖИЕ:
- Книга песен – поэзия, культовые песнопения, мистическое объяснение происхождения вещей;
- Книга истории –официальные документы, описание исторических событий;
- Книга порядка – описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм деятельности; идеализация древнейшего периода истории Китая;
- Книга весны и осени – хроника государства Лу (7-5 века до н.э.);
- Книга перемен –первые представления о мире, человеке.
-
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
ИНДИЯ
Общество жестко разделено на 4 варны: брахманы-жрецы
- кшатрии
- вайшьи
- шудры
Принадлежность к варне мотивируется действием закона возмездия (кармы).
Первоначально брахманы-жрецы, а позднее выходцы из кшатриев положили начало религиозно-философским школам.
КИТАЙ
В древнекитайском обществе, имеющем определенную социальную иерархию (сословное деление), допускалась возможность повышения социального статуса путем сдачи государственного экзамена.
Почетное место в обществе занимают государственные чиновники.
-
ХАРАКТЕР ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ
ИНДИЯ
Аскетизм, отрицание жизни, акцент на религиозно-детерминированном индивидуальном поведении.
КИТАЙ
Строгий рационализм и конкретная государственная польза, разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного;
государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство.
-
НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ
ИСТОЧНИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
- религиозно-мифологическая
- этико-административная
Ведические тексты: мифологические по содержанию, религиозные по предназначению.
Еще в Ригведе (примерно 10 век до н.э.) встречаются понятия, основополагающие для всей древнеиндийской философии:
- закон возмездия,
- колесо перевоплощений,
- освобождение души из плена материального.
Во-первых, культ предков, способствовавший ослаблению религиозного начала в жизни и, соответственно, усилению рационального начала.
Во-вторых, культ Неба как олицетворение порядка, справедливости и добродетели, проводниками которых на земле полагались в государстве – император, в семье – старейший.
-
ПРОЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Все философские учения, за исключением чарваки-локаяты, ориентированы на указание человеку (по сути религиозного) пути (идея которого имеет глубоко мифологические корни), ведущего к освобождению его индивидуальной души из плена сковывающей материальной оболочки и слиянию с абсолютной душой.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Почитание истории, традиции, порядка, ритуала, выразившееся в системе основополагающих философских категорий конфуцианства (занимавшего статус государственной идеологии на протяжении значительного периода истории Древнего Китая), таких как
Жэнь, Цзюнь-цзы, Ли, И, Дао, Де, сяо
-
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
-
САНСАРА –КОЛЕСО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ
-
- ПРАКРИТИ
- ПУЛЬС
-
-
ДЖАЙНИЗМ
Джайнизм проповедует, что каждое существо является индивидуальной и вечной душой
и самостоятельно отвечает за свои действия.
Постулируется такой образ жизни, когда уделяется наивысшее возможное уважение к каждой форме жизни.
Неизменная ценность жизни в каждой форме её проявления, и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие (АХИМСА).
-
«ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» БУДДИЗМА
- страдания правят миром
- жизнь человека неразрывно связано со страданием
- уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану
- существует путь ведущий к нирване
-
Йогаделает акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля.
На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность.
Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.
-
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
-
-
ДАО
- ДАО это символ бытия, первооснова всего сущего.
- ДАО рождает ОДНО.
- ОДНО рождает ДВУХ -ИНЬ и ЯНЬ.
- Эти ДВА рождают НЕБО, ЗЕМЛЮ, ЭНЕРГИЮ.
ДАО - это правильный Путь в жизни.
-
КОНФУЦИАНСТВО
китайское этико-политическое, философское, религиозное учение, основателем которого является философ, историк и государственный деятель Конфуций.
В II – I в. до н.э. это учение стало государственной религией, в IX в. н.э. одержало верх над буддизмом в Китае, в XI в. – над даосизмом.
Конфуцианство – это культовое учение о государстве, о «благородном муже» (элите), о «гуманном правлении», о проблемах нравственности, о почитании власти («сына неба»), родителей, традиций.
КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ)
551 – 479 ГГ. ДО Н.Э.
-
Конфуцианство
Главный трактат — «ЛУНЬ ЮЙ», название которого принято переводить как "БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ"
-
"Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к
боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам;прямота без ритуала приводит к грубости».
"Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью"
-
ЛЕГИЗМ
Основатель - ШАН ЯН (390 - 338 г. до н. э.)
Трактат "ШАН ЦЗЮНЬ ШУ" ("Книга правителя области Шан")
-
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА:
1. Интересы государства превыше всего.
2. Основное назначение государства - противостоять злому началу человека. Человек - это источник социального зла.
3. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много.
4. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.
5. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:
а) внушать страх своему народу;
б) никому не доверять.
-
ДАОСИЗМ
Основатель - ЛАО-ЦЗЫ (VI в. до н. э)
Основной трактат – "ДАО ДЭ ДЗИН"
-
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Дао - это естественный ход вещей.
Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира.
Дао определяет законы неба, природы и общества.
Это высшая добродетель и справедливость.
Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ПРАВИТЕЛЕ:
- Он должен быть умным.
- Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.
Осуждение всякого рода насилия, войн, армии.
Осуждение роскоши и богатства.
Восстановление порядков древности.
Против правления законов.
-
- ЦИ – это энергия взаимодействия ИНЬ и ЯНЬ, которую содержат все вещи, некая пространственно - временная энергия, субстанция. Она энергия, дух, дыхание, жизнь, сила. ЦИ может сгущаться и разряжаться, что символизирует состояние жизни и смерти.
Кто овладел энергией ЦИ, тот приходит к просветлению, т.е познает МИН (вечный закон изменчивости)
Тот кто не познал свою ЦИ, тот умирает на середине неправильного пути в муках, страданиях.
- СИНЬ – обозначает индивидуальную природу, качество, характер, природу человека и тесно переплетается с МИН
- ДЕ – проявленная мощь ДАО, которая выражается в добродетели, достоинстве, даровании. ДЕ означает наилучший.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.