Презентация на тему "Философская мысль Древнего Востока"

Презентация: Философская мысль Древнего Востока
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Философская мысль Древнего Востока", с помощью которой школьники познакомятся с обрядами и культами этих древнейших стран на планете, а также узнают основные направления и посыл мыслителей этих стран.

Краткое содержание

  • Древний Китай
  • Древняя Индия
  • Обряды и культы, определяющие жизнь общества
  • Священные литературные источники
  • Особенности социальной иерархии
  • Характер или направленность жизни
  • Философия Древней Индии
  • Философия Древнего Китая

Содержание

  • Презентация: Философская мысль Древнего Востока
    Слайд 1

    ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

  • Слайд 2

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    Культ предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, к знанию);

    культ Неба (Небо как источник порядка, справедливости и добродетели; император как посланник Неба на земле).

    ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

    Обряд жертвоприношения (согласно мифу, мироздание есть результат принесения в жертву вселенского человека Пуруши, соответственно сама жизнь воспринимается как жертвоприношение).

    ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ

  • Слайд 3

    СВЯЩЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

    ИНДИЯ

    • ВЕДЫ, включившие мифологию, священные песни, торжественные гимны, магические формулы и заклинания.

    Деление Вед на четыре сборника (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) соответствует четырем ступеням обряда жертвоприношения.

    • КОММЕНТАРИИ К ВЕДАМ: брахманы-тексты, араньяки, Упанишады.

    КИТАЙ

    ПЯТИКНИЖИЕ:

    • Книга песен – поэзия, культовые песнопения, мистическое объяснение происхождения вещей;
    • Книга истории –официальные документы, описание исторических событий;
    • Книга порядка – описание правильной организации политических и религиозных церемоний, норм деятельности; идеализация древнейшего периода истории Китая;
    • Книга весны и осени – хроника государства Лу (7-5 века до н.э.);
    • Книга перемен –первые представления о мире, человеке.
  • Слайд 4

    ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ

    ИНДИЯ

    Общество жестко разделено на 4 варны: брахманы-жрецы

    • кшатрии
    • вайшьи
    • шудры

    Принадлежность к варне мотивируется действием закона возмездия (кармы).

    Первоначально брахманы-жрецы, а позднее выходцы из кшатриев положили начало религиозно-философским школам.

    КИТАЙ

    В древнекитайском обществе, имеющем определенную социальную иерархию (сословное деление), допускалась возможность повышения социального статуса путем сдачи государственного экзамена.

    Почетное место в обществе занимают государственные чиновники.

  • Слайд 5

    ХАРАКТЕР ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

    ИНДИЯ

    Аскетизм, отрицание жизни, акцент на религиозно-детерминированном индивидуальном поведении.

    КИТАЙ

    Строгий рационализм и конкретная государственная польза, разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного;

    государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство.

  • Слайд 6

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ

    ИСТОЧНИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ

    ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    • религиозно-мифологическая
    • этико-административная

    Ведические тексты: мифологические по содержанию, религиозные по предназначению.

    Еще в Ригведе (примерно 10 век до н.э.) встречаются понятия, основополагающие для всей древнеиндийской философии:

    - закон возмездия,

    - колесо перевоплощений,

    - освобождение души из плена материального.

    Во-первых, культ предков, способствовавший ослаблению религиозного начала в жизни и, соответственно, усилению рационального начала.

    Во-вторых, культ Неба как олицетворение порядка, справедливости и добродетели, проводниками которых на земле полагались в государстве – император, в семье – старейший.

  • Слайд 7

    ПРОЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ

    ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

    Все философские учения, за исключением чарваки-локаяты, ориентированы на указание человеку (по сути религиозного) пути (идея которого имеет глубоко мифологические корни), ведущего к освобождению его индивидуальной души из плена сковывающей материальной оболочки и слиянию с абсолютной душой.

    ДРЕВНИЙ КИТАЙ

    Почитание истории, традиции, порядка, ритуала, выразившееся в системе основополагающих философских категорий конфуцианства (занимавшего статус государственной идеологии на протяжении значительного периода истории Древнего Китая), таких как

    Жэнь, Цзюнь-цзы, Ли, И, Дао, Де, сяо

  • Слайд 8

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  • Слайд 9

    САНСАРА –КОЛЕСО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЙ

  • Слайд 10
    • ПРАКРИТИ
    • ПУЛЬС
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    ДЖАЙНИЗМ

    Джайнизм проповедует, что каждое существо является индивидуальной и вечной душой

    и самостоятельно отвечает за свои действия.

    Постулируется такой образ жизни, когда уделяется наивысшее возможное уважение к каждой форме жизни.

    Неизменная ценность жизни в каждой форме её проявления, и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие (АХИМСА).

  • Слайд 13

    «ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» БУДДИЗМА

    • страдания правят миром
    • жизнь человека неразрывно связано со страданием
    • уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану
    • существует путь ведущий к нирване
  • Слайд 14

    Йогаделает акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля.

    На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность.

    Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.

  • Слайд 15

    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    ДАО

    • ДАО это символ бытия, первооснова всего сущего.
    • ДАО рождает ОДНО.
    • ОДНО рождает ДВУХ -ИНЬ и ЯНЬ.
    • Эти ДВА рождают НЕБО, ЗЕМЛЮ, ЭНЕРГИЮ.

    ДАО - это правильный Путь в жизни.

  • Слайд 18

    КОНФУЦИАНСТВО

    китайское этико-политическое, философское, религиозное учение, основателем которого является философ, историк и государственный деятель Конфуций.

    В II – I в. до н.э. это учение стало государственной религией, в IX в. н.э. одержало верх над буддизмом в Китае, в XI в. – над даосизмом.

    Конфуцианство – это культовое учение о государстве, о «благородном муже» (элите), о «гуманном правлении», о проблемах нравственности, о почитании власти («сына неба»), родителей, традиций.

    КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ)

    551 – 479 ГГ. ДО Н.Э.

  • Слайд 19

    Конфуцианство

    Главный трактат — «ЛУНЬ ЮЙ», название которого принято переводить как "БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ"

  • Слайд 20

    "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к

    боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам;прямота без ритуала приводит к грубости».

    "Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью"

  • Слайд 21

    ЛЕГИЗМ

    Основатель - ШАН ЯН (390 - 338 г. до н. э.)

    Трактат "ШАН ЦЗЮНЬ ШУ" ("Книга правителя области Шан")

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕГИЗМА:

    1. Интересы государства превыше всего.

    2. Основное назначение государства - противостоять злому началу человека. Человек - это источник социального зла.

    3. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много.

    4. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

    5. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:

    а) внушать страх своему народу;

    б) никому не доверять.

  • Слайд 23

    ДАОСИЗМ

    Основатель - ЛАО-ЦЗЫ (VI в. до н. э)

    Основной трактат – "ДАО ДЭ ДЗИН"

  • Слайд 24

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:

    Дао - это естественный ход вещей.

    Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира.

    Дао определяет законы неба, природы и общества.

    Это высшая добродетель и справедливость.

    Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ПРАВИТЕЛЕ:

    - Он должен быть умным.

    - Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.

    Осуждение всякого рода насилия, войн, армии.

    Осуждение роскоши и богатства.

    Восстановление порядков древности.

    Против правления законов.

  • Слайд 25
    • ЦИ – это энергия взаимодействия ИНЬ и ЯНЬ, которую содержат все вещи, некая пространственно - временная энергия, субстанция. Она энергия, дух, дыхание, жизнь, сила. ЦИ может сгущаться и разряжаться, что символизирует состояние жизни и смерти.

    Кто овладел энергией ЦИ, тот приходит к просветлению, т.е познает МИН (вечный закон изменчивости)

    Тот кто не познал свою ЦИ, тот умирает на середине неправильного пути в муках, страданиях.

    • СИНЬ – обозначает индивидуальную природу, качество, характер, природу человека и тесно переплетается с МИН
    • ДЕ – проявленная мощь ДАО, которая выражается в добродетели, достоинстве, даровании. ДЕ означает наилучший.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке