Содержание
-
Местное управление при Петре I
Яковлева Анастасия УП-1 группа 1004
-
Цель– рассмотреть особенности реформ государственного аппарата и управления в период реформ Петра I. Задачи: рассмотреть особенности реформирования государственного аппарата при Петре І; рассмотреть особенности проведения Петром І реформ в губерниях; охарактеризовать реформу местного управления.
-
Реформирование государственного аппарата
Главой государства в России был монарх, носивший с 1547 г. титул «царь». В 1721 г. Петру I Сенат преподнес титул «императора». Этот титул в монархической номенклатуре занимал верхнюю ступеньку, он рассматривался выше королевского титула. Присвоение императорского титула имело международное значение, т.к. означало признание России великой европейской державой. Император обладал неограниченной властью: законодательной, исполнительной, военной, судебной. Он даже возглавлял Русскую православную церковь после того, как в 1700 г. запретил после смерти патриарха Адриана выборы нового патриарха. В руках императора находились все рычаги управления страной, направление как внутренней, так и внешней политики. Он координировал деятельность государственного аппарата.
-
В 1711 г. был учрежден Сенат. Сенат получает функции высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов управления и непосредственно рассматривавшего по поручению царя дела текущего управления. Вскоре Сенат становится и высшим судебным органом и «хранилищем законов» Установился порядок, что законом являются лишь нормативные акты, утвержденные царем, зарегистрированные и опубликованные Сенатом в качестве законов. В1719 г. были учреждены 12 государственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления: ВоеннаяАдмиралтейскаяИностранных дел. Камер-коллегияШтатс-контораРевизион-коллегия (финансовые) Коммерц-коллегияМануфактур-коллегия Берг-коллегия ВотчиннаяЮстиц-коллегия Духовная коллегия как орган церковного управления (позже была переименована в Святейший правительствующий Синод )и выведена из-под юрисдикции Сената с непосредственным подчинением царю
-
В результате учреждения Сената и коллегий возник четко организованный бюрократический управленческий аппарат, где функции каждой коллегии были определены, а власть (в пределах своей компетенции) распространялась на территорию всей империи. Каждая коллегия имела свои местные органы в регионах. В 1720 г. царь утвердил Генеральный регламент-документ, определивший структуру коллегий, порядок их деятельности, а также порядок прохождения службы чиновниками. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, трех-четырех коллежских советников и четырех коллежских асессоров (заседателей), а также включала штат вспомогательного персонала (переписчиков, делопроизводителей, регистраторов и т.д.). Усиление абсолютистской монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления.
-
Проведение реформ в губерниях Первой попыткой кардинальных административных реформ была Губернская реформа 1708—1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии: генерал-губернаторы и губернаторы. Губернии первоначально делились на «уезды» с «комендантом» во главе. Появиласьпромежуточная административная единица — «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская. Смысл Губернской реформы- перенос центра тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях и тогдашних средствах сообщения невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период.
-
Результаты и последствия губернской реформы Увеличение числа городов-центров уездов и губерний Создание сильной власти на местах во главе с губернатором Увеличение штата чиновников и дороговизна местной власти Упорядочение системы местной власти
-
Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана система органов управления, каждое звено которой отличалось от других строго определенными функциями на всей территории страны. Органы управления имели коллегиальный характер. Все члены коллегии — от президента до асессора — были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Такое положение в свою очередь подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях были уже правонарушением.
-
Первая губернская реформа очень скоро выявила свою неэффективность. Трехуровневое управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719г. стала проводиться в жизнь вторая губернская реформа. Губернии были сохранены.Основной административной единицей становится провинция. Из 50-ти провинций наиболее важные, «знатные», возглавлялись генерал-губернатором, губернатором, вице-губернатором или обер-комендантом. Во главе остальных стояли воеводы. Губернаторы всех 11-ти губерний имели реальную власть лишь в губернском городе и одноименной провинции. Круг полномочий воеводы был теперь очень широк:финансовые, военно-хозяйственные, полицейские, торговые и многие другие направления деятельности. Число и структура провинциальных контор при воеводе не только сохранились, но умножились.
-
Поначалу воеводам подчинялись города и городские магистраты. Но с 1721 г. магистраты подчинялись только главному магистру и городское население было исключено из ведения воевод. В провинциях были созданы переписные канцелярии, а в дистриктах — полковые дворы со штаб- и обер-офицерами и воинскими командами. Переписные канцелярии главенствовали над гражданской администрацией. Помимо прямой обязанности контролировать сбор подушной подати, полковые дворы, подменяя гражданскую власть, выполняли полицейские и даже судебные обязанности. Правда, у воеводы оставалась судебная власть.
-
Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов.На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях — хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, и так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей. Во всех остальных случаях действовал городовой (или земский) судья. Это был так называемый единоличный (тоже нижний) суд. Заседание особого присутствия Правительствующего Сената Судебная реформа
-
Реформаторы стремились создать суд, не зависимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло. Очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями провинции. Были попытки внедрить в систему государственного управления сословно-выборное начало (с выборностью бурмистров и товарищей воевод). Главной тенденцией являлось усиление жесткой структуры власти, возглавляемой «самовластным монархом, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Из всех функций системы нового государственного управления наиболее широко были представлены фискальная, оборонительная и карательно-охранительная. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Результатом петровских реформ стало создание в России основ бюрократического аппарата. Петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели.
-
22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Заключение В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство .
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.