Содержание
-
Проект или исследование?
Чистякова Полина Андреевна Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 АГО
-
Чем отличаетсяпроект от исследования?
-
1 отличие: определение
Проект - это организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта. Проект – это пять «П»: 1. Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4. Продукт (создание проектного продукта) 5. Презентация проектного продукта Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Отличие исследования от проектирования: - исследование не создает заранее планируемого объекта, его модели или прототипа, а у проекта всегда есть «продукт»; - исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи; - проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь.
-
2 отличие: цель
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга: - в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование; - в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
-
3 отличие: наличие гипотезы
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку
-
Что такое гипотеза?
Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
-
Этапы проектнойдеятельности Определение темы и названия проекта , поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений. Подготовка и защита презентации. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы исследования Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Выдвижение гипотезы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов и методики проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
-
4 отличие: продукт
Проект – это замысел, план, творчество по плану. Проектирование - последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата. Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. Исследование– процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.
-
Этапы исследования
1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Выдвижение гипотезы. 3. Постановка цели и задач исследования. 4. Определение объекта и предмета исследования. 5. Выбор методов (методик) проведения исследования. 6. Описание процесса исследования. 7. Обобщение результатов исследования. 8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
-
Этапыпроекта:
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта). 2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции). 3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации). 4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы). 5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел). 6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
-
Проект
Формы проектов : учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр. По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты: - монопроекты - в рамках одной области знаний (экологические, спортивные, исторические, музыкальные); - межпредметные проекты - знания из нескольких областей. По продолжительности проекты бывают краткосрочными и долгосрочными
-
По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми
Преимущества персональных проектов: — план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; — у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; — обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата; — у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки. Преимущества групповых проектов: — в проектной группе формируются навыки сотрудничества; — в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне: — на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; — в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
-
Варианты выходов проектной деятельности
— тематическая выставка; — рекламный буклет; — сценарий праздника; — видеофильм; — фантастический проект; — костюм; — музыкальное произведение; — оформление кабинетов; — предложения по улучшению какой-то ситуации; — прогноз развития ситуации. Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.
-
Социальный проект
Социальный проект –проект, предполагающий целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму. Социальные проекты: — оздоровительные проекты; — проекты историко-культурной направленности; — ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры); — социально значимые для определенной местности, района, города; — образовательные и профориентационные.
-
-
Вопрос, который задается при проектной работе, – «Смогу ли я реализовать то, что придумал и хочу сделать?». Вопрос исследовательской деятельности – «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?».
-
Я.А. Коменский
«…обучая других, обучаешься сам…»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.