Содержание
-
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Офилат Раиса Яковлевна Учитель географии и обществознания МКОУ «Цветочненская СШ» Школьное методическое объединение учителей естественно-математического цикла 29.02.2016г
-
Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следоватьим в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
-
Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции.
-
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов
-
-
-
Проектный метод обучения - это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов.
-
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
-
ЦЕЛЬ – реализация проектного замысла ЦЕЛЬ - уяснение сущности явления, открытие новых закономерностей Выдвижение ГИПОТЕЗ , их экспериментальная и теоретическая проверка всегда Проектная деятельность Исследовательская деятельность Исследование, и соответственно, ГИПОТЕЗА может быть не всегда ПРОЕКТ – это замысел, план, творчество по плану ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс выработки новых знаний, истинное творчество
-
Специфические черты (различия)проектной и учебно-исследовательской деятельности
-
• определение темы и названия проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели; • обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей; • выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; • подготовка и защита презентации; • анализ результатов и оценка качества выполнения проекта формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выбор метода (методики) проведения исследования; описание процесса исследования; обсуждение результатов исследования; формулирование выводов и оценка полученных результатов Этапы проектной деятельности: Этапы научного исследования:
-
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ МЕТОДА ПРОЕКТА:
-
-
Деятельность педагога и учащихся на разных этапах проведения проекта Учитель Знакомит с замыслом проекта. Формулирует: 1.Проблему проекта 2.Сюжетную ситуацию 3.Цель и задачи Мотивирует учащихся. Учащиеся Осуществляют: 1.Личностное присвоение проблемы 2.Вживание в ситуацию 3.Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 1-й этап- погружение в проект
-
2-й этап- организация деятельности Учитель Организует деятельность, предлагает: 1.Организовать группы 2. Распределить амплуа( роли, задания) в группах 3.Спланировать работу по решению задач проекта 4.Возможные формы презентации результатов Учащиеся Осуществляют: 1. Разбивку на группы 2.Распределение ролей в группе 3.Планирование работы 4.Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
-
3-й этап- осуществление деятельности Учитель Не участвует, но наблюдает, косвенно руководит детьми: 1.Консультирует учащихся по необходимости 2.Ненавязчиво контролирует 3.Даёт новые задания, если у учащихся возникает в этом необходимость 4.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Учащиеся Работают активно и самостоятельно: 1.Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 2.Консультируется по необходимости 3. «Добывают» недостающие знания 4.Подготавливают презентацию результатов
-
4-й этап- презентация Учитель Принимает отчёт 1. Обобщает полученные результаты 2.Подводит итоги обучения 3.Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др. 4. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и пр. Учащиеся Демонстрируют: 1.Понимание проблемы , цели и задач 2.Умение планировать и осуществлять работу 3.Найденный способ решения проблемы 4. Рефлексию деятельности и результата 5. Дают взаимооценку деятельности и её результативности
-
Группы умений, на которые проектная деятельности оказывает наибольшее влияние Исследовательские Коммуникативные Оценочные Информационные Презентационные Рефлексивные Менеджерские
-
Исследовательские умения генерировать идеи; выбирать лучшее решение
-
Коммуникативные умения Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций Оценочные умения Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
-
Информационныеумения самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; структурировать информацию; сохранять информацию Презентационные умения выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности
-
Рефлексивные умения Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле. Менеджерские умения Проектировать процесс. Планировать деятельность – время, ресурсы. Принимать решения. Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
-
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
ПО СПОСОБУ ВЫПОЛНЕНИЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ; РОЛЕВОЙ ; ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ; ТВОРЧЕСКИЙ ; ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ: МИНИ-ПРОЕКТ; КРАТКОСРОЧНЫЙ; НЕДЕЛЬНЫЙ; ГОДИЧНЫЙ
-
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : СБОР ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ЕЕ АНАЛИЗА, ОБОБЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРИИ / География – изучение особенностей природных зон мира – презентация природной зоны/
-
РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : анализ факторов влияющих на демографическую ситуацию / ГЕОГРАФИЯ – пресс-конференция (врач, эколог, журналист, демограф и пр)/
-
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ /ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - социологическое исследование отношения учащихся школы к здоровому образе жизни/
-
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : СВОБОДНОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / в виде газеты, презентации, маршрута путешествия, выступления агитбригады, судебного заседания, памятки и т.п/
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ВЫДВИЖЕНИЕМ ГИПОТЕЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ / ГЕОГРАФИЯ - выявление закономерностей размещения форм рельефа, природных зон и др/
-
Осуществление учебно-исследовательской деятельности
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
-
Формы организации учебно-исследовательской деятельности
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности: исследовательская практика обучающихся - деятельность, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.; образовательные экспедиции — походы, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
-
Итоги проектной и учебно-исследовательской деятельности
предметные результаты, интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
-
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие методы: абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение. использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
-
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие методы и приёмы, как перебор логических возможностей, моделирование; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
-
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; использовать некоторые приемы художественного познание мира: целостное отображение мира, образность, художественные вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
-
Проекты и исследовательская деятельность востребованы на уроках географии и обществознания так как они позволяют
-
Эволюция позиций участников проектной деятельности
Субъект- субъектные отношения- Субъект-объектные отношения Коллега, наставник Ученик Формы образовательной деятельности Учитель Коллега, младший товарищ
-
Учебный проект для учителя – это средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу, поиску нужной информации, исследованию, освоению и использованию технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.