Содержание
-
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII в.
Чернова Светлана Семеновна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИ ПКППС
-
Периодизация истории русской культуры XVIII в.
Первый период (конец XVII – первая четверть XVIII в.) – становление новой культуры. Второй период: (середина – вторая половина XVIII в. )– развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной традиционной культуры.
-
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ в XVIII в.
В годы правления Петра I проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой. В России начала создаваться система светского образования, которая действовала наряду с системой духовного просвещения.
-
Образование в России в XVIII в.
Сословный характер Создание светского образования (начальное, среднее, высшее), действовавшего наряду с системой духовного просвещения Создание новых учебников, развитие книготорговли Открытие первой в России публичной библиотеки (1714 г.)
-
Политика создания «новой породы людей» (правление Екатерины II)
Талантливый русский педагог И.И. Бецкой – проводник политики Екатерины II в области просвещения, разработал «Генеральноеучреждение обоего пола юношества», утвержденное императрицей, для воспитания детей в закрытых сословных учебных заведениях
-
Создание Воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге(1770) для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев. Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Открытие Демидовского лицея для детей купцов и мещан (1772) Открытие Екатерининского института для детей купцов и мещан (1779)
-
Школьная реформа в России (80-е годы XVIII в.)
В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, положившая начало созданию системы общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения. Большую роль в проведении реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. Школьная система была двухступенчатой: В уездных городах – малые народные училища (2-летнее обучение) В губернских городах – главные народные училища (4-летнее обучение). К концу XVIII в. в стране было создано 400 народных училищ.
-
Наука в России в XVIII в.
Открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.) – важнейший этап развития российской науки в XVIII столетии. В Российской академии наук работали крупные ученые: математики Л.Эйлер, Д. Бернулли, астроном Ж.Делиль, физики Д.Рихман, Ф. Эпинус.
-
М.В. Ломоносов (1711- 1765) – великий русский ученый, один из титанов мировой науки. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где бы не проявился его гений.
-
М.В.Ломоносов – гений российской науки XVIII в.
Естественно-математические науки: М.В. Ломоносов - один из основоположников физической химии. Открытие закона сохранения энергии Предположения об атомно-молекулярном строении вещества Открытие атмосферы на Венере – основание астрофизики
-
Гуманитарные науки и литература: В истории М.В. Ломоносов первым выступил против норманской теории; «Российская грамматика» - первая научная грамматика русского языка; В поэзии – создание силлабо-тонического стихосложения (оды, поэмы и стихотворения)
-
Основатель старейшего Российского университета – Московского (1755 ) Первыми профессорами университета были его ученики : А. А. Барсов и Н. Н. Поповский. Университет имел три факультета: Философский с отделениями словесным и физико-математическим Юридический Медицинский
-
Техника в России в XVIII в.
Кулибин Иван Петрович (1735 — 1818) - русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. В 1764—67гг. создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнёс в 1769 г. императрице Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН.
-
В 1779 Кулибин сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях — для освещения мастерских, судов, маяков и т. д. В 1791 г. Кулибин Иван Петрович изготовил повозку-самокатку, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.
-
Архитектура России XVIII в.
В области градостроительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Ее основные черты: Геометрическая правильность, симметричность Единые правила и приемы в застройке улиц Определенное соотношение размеров и высоты зданий.
-
Господствующий стиль архитектуры первой половины XVIII в. – барокко (от итал. «вычурный»). Характерные черты: Монументальность Изогнутые линии фасадов Крупнейший мастер стиля барокко – В.В. Растрелли
-
Доменико Трезини – выдающийся русский архитектор раннего барокко в России, осуществлявший планировку и застройку Петербурга.
-
Д. Трезини – автор знаменитых петербургских архитектурных творений – это собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий.
-
В Москве гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки).
-
Литература России XVIII в.
Расцвет русской литературы – вторая половина XVIII в., когда была создана развитая система жанров: Ода Басня Элегия Трагедия Комедия Повесть Роман.
-
Вторая половина XVIII века – начало формирования художественно-реалистического направления в русской литературе (Д.И. Фонвизин). Д.И, Фонвизин –автор комедий «Бригадир», «Недоросль».
-
В конце XVIII в. В русской литературе развивается стиль сентиментализма – его расцвет связан с творчеством Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»).
-
Живопись в России XVIII в.
В первой половине века основные жанры: портрет (А.М. Матвеев и И.Н. Никитин); гравюра (А.Ф.Зубов и А.И. Ростовцев) Во второй половине века основные жанры: исторический и мифологический (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов), бытовой (М.Шибанов), портрет (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В. А. Боровиковский)
-
Ф.С. Рокотов – мастер женского портрета XVIII в.
-
Левицкий Д Г. – крупнейший русский художник второй половины XVIII в., мастер парадного портрета. Портрет Екатерины II (1780) – его известная работа в этом жанре.
-
Портрет М.И. Лопухиной В.Л. Боровиковского – яркий образец сентиментализма в русской живописи конца XVIII в.
-
Скульптура в России XVIII в.
Основной жанр русской скульптуры – портрет. Скульпторы: Б. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Э. Фальконе.
-
Шубин Федот Иванович (1740-1805) - скульптор. Его творчество было вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в. Родился на Севере, в семье холмогорских крестьян, среди которых издавна процветала резьба по кости. Зимой 1759 девятнадцатилетним юношей, с обозом рыбы приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться скульптурному мастерству. Возможно, на первых порах ему помог земляк - Ломоносов М.В. В 1761, покровительствуемый Ломоносовым М.В. и первым попечителем Академии художеств Шуваловым И. И., Шубной Ф.И. был внесён в списки учеников под именем Федота Шубина.
-
Шубин Ф.И. – замечательный мастер скульптурного портрета XVIII в. Портрет Барышникова И.С. 1778 – известная работа его в этом жанре.
-
Статуя «Екатерина-законодательница» Ф.И. Шубина (1789-1790), изображающая императрицу Екатерину II в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом при жизни автора.
-
Театр в России XVIII в.
Федор Григорьевич Волков – основатель первого в России профессионального театра в г. Ярославле (1750 г.). Современное здание Академического театра драмы в г. Ярославле создано в 1911 г.
-
Музыка в России в XVIII в.
В 1738 г. В Петербурге была открыта первая русская школа балета. В XVIII в. были написаны первые русские оперы – «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Анюта или Несчастье от кареты» В.А. Пашкевича.
-
Сюжет оперы В.И. Пашкевича «Анюта» (1779 ) посвящен злободневной для того времени теме - идолопоклонству перед всем иностранным и пренебрежением ко всему отечественному. В опере высмеивается помещик Фирюлин, мечтающий о покупке французской кареты. Для того чтобы осуществить мечту, помещик намерен продать в рекруты своего крепостного Лукьяна. Другая линия - любовная. У Лукьяна есть невеста Анюта, в нее также влюблен Приказчик, который радуется возможности выполнить приказ барина: ведь тогда Анюта достанется ему. Однако старый приятель Лукьяна, барский шут Афанасий берется поправить дело. По его наущению Лукьян, затвердивший несколько французских слов, пытается объясниться с барином по-французски. Помещик растроган: простые люди, оказывается, не чужды европейского просвещения! Он освобождает Лукьяна и разрешает ему жениться на Анюте.
-
Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (укр Дмитро Степанович Бортнянський, 1752 — 1825) — русский композитор. Родился на Украине , в г. Глухове. Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат, камерных ансамблей.
-
Макси́м Созо́нтович Березо́вский (1745, Глухов —1777, Санкт-Петербург) — русский композитор украинского происхождения. Березовский — автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами русского хорового искусства XVIII века.
-
Иван Евстафьевич Хандошкин — (1747—1804, русскийскрипач-виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.