Содержание
-
Конкурс «Интерактивная мозаика» .
Сайт: Данилова Людмила Анатольевна. МОУ СОШ №8 о.Муром Владимирской области. Учитель истории и обществознания (5, 9, 11 классы).
Категория: первая
-
Тема урока:
Культура первой половины XX века: расцвет или деградация.
-
Есть мнения:
- «Я родился в период духовного упадка человечества» (А.Швейцер)
- В 1918г. О.Шпенглер пишет «Закат Европы» - работу, в которой предрекает гибель европейской цивилизации.
- В первой половине XX века культура умирает под оболочкой внешне благополучной, «сытой», но духовно пустеющей цивилизации.(В.А.Сапрыкин)
- Культура первой половины XX века перерождается, осуществляет новый виток в развитии, переходит на качественно новый уровень.
- Многообразие направлений, жанров в искусстве – явный признак его расцвета.
- «Серебряный век» русской культуры.
- «Это был культурный взрыв колоссальной силы» (Н.Лейдерман)
-
Цели урока:
- Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени.
- Определить, являлись ли новые явления в культуре свидетельством её расцвета или упадка.
-
План урока:
- Индустриальное общество первой половины XX века.
- Модернизм.
- Авангардное искусство.
- Развитие массовой культуры.
-
Индустриальное общество в начале XX века.
Цель : выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейскихстран в первой половине XX века.
-
В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран.
В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.
- Англия
- Франция
- Германия
- Россия
- США
- Италия
- Япония
-
КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕXXВЕКА ?
-
Урбанизация.
- 1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек.
- 1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
Нью-Йорк
-
Разница быта.
Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
-
Маргинализация.
Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедности человек переезжает в городскую нищету. В городе у него нет своего дома, нет
единого сообщества односельчан, помощи ждать неоткуда. В сознании рушатся идеалы призвания.
-
Миграция.
К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей.
Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.
Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу
социальных потрясений.
-
Социальные потрясения.
Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения истановились на путь преступлений.
-
Научно – технический прогресс.
Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
-
Выводы:
На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:
- Урбанизация.
- Миграция.
- Разница быта. Расстройство привязанностей.
- Социальные потрясения.
- Научно – технический прогресс.
- Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
-
Направления в искусстве в первой половине XX в.:
-
МодернизМ
-
Модернизм:
- это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.;
- претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»;
- является ранним этапом в развитии авангардного искусства.
-
Течения в модернизме:
- Символизм.
- Импрессионизм.
- Постимпрессионизм.
- Фовизм.
- Экспрессионизм.
- Абстрактный экспрессионизм.
- Сюрреализм.
-
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца
XIX-начала XX вв.
Время возникновения: 1870-1880-е гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- многозначность образов,
- игра метафор и ассоциаций,
- таинственность,
- мистичность.
Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.
-
Яркие представители:
В литературе:
- Ш.Бодлер(Франция)
- М.Метерлинк(Бельгия)
- В.Брюсов (Россия)
- А.Блок (Россия)
В музыке:
- А.Скрябин (Россия)
- В живописи:
- О. Бердслей (Англия).
- М.Чюрлёнис (Литва)
- М.Врубель (Россия)
- О.Редон (Франция)
В драматургии:
- В.Мейерхольд (Россия,СССР)
-
Одилон Редон
Французский художник – символист.
Годы жизни: 1840 -1916 .
Особенности творчества:
- творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;
- тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;
- мистичность и даже жутковатость.
-
О.Редон«Ворон» «Глаз как шар»
-
О.Редон«Человек-кактус» «Игрок»
-
Михаил Александрович Врубель
Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
Годы жизни: 1856-1910.
Особенности творчества:
- мистичность;
- загадочность;
-таинственность.
-
М.Врубель
«Девочка на фоне персидского ковра». (1886)
-
М.Врубель.«Демон сидящий» «Демон поверженный»
-
Русская тема в творчестве М.Врубеля.«Царевна-лебедь» «Богатырь»
-
Александр Скрябин(1872 – 1915)
Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда "патетическим", - одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведенийраннего Скрябина.
-
Импрессионизм(от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.
- Время возникновения: вторая половина XIX в.
- Место возникновения: Франция.
- Наиболее развит в живописи.
Особенности:
- отражение реального мира в движении;
- многоцветие.
-
Яркие представители.
В живописи:
- К.Моне (Франция)
- Э.Мане (Франция)
- О.Ренуар (Франция)
- Э.Дега (Франция)
В музыке:
- К.Дебюсси (Франция)
- М.Равель (Франция)
-
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».
-
Фовизм(от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи
Время возникновения:
- конец XIXв. – начало XXв.
Особенности:
- эмоциональность ,
- высокая художественная выразительность,
- интенсивность цвета,
- отказ от светотени,
- простые очертания.
-
Анри Матисс – яркий представитель фовизма.
Франция. Годы жизни: 1869 – 1954.
Художник, скульптор, аниматор.
-
Анри Матисс «Красные рыбки» (1911)
С помощью каких приемов, присущих фовизму, художник выразил протест против реальности?
-
Экспрессионизм(от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.
Время возникновения: 1910-1920-е гг.
Место возникновения: Германия.
Особенности:
- выражение эмоционального состояния,
- броскость и гротескность,
- анархия, бунтарство.
Представители:
- Отто Дикс (Германия)
- Эрнст Барлах (Германия)
- Эмиль Нольде (Германия)
-
Эмиль Нольде (1867-1956)
Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»
-
Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса«Раненный солдат» «Газовая атака»
-
Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.
Время возникновения: 1910-1920-е гг.
Место возникновения: Европа, США.
Особенности:
- негеометричные штрихи большими кистями;
- дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);
- спонтанность;
- импровизация.
-
Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма
«Алхимия» Дж.Поллок творит.
-
Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее
источником искусства сферу подсознания.
Время возникновения: начало 1920-х гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- парадоксальное сочетание форм,
- самоценность зрелищности явлений,
- алогизм композиций,
- контрастное сочетание обыденного и чудесного.
-
Яркие представители.
В литературе:
- А.Бретон (Франция)
- Б.Поплавский (Россия)
В кинематографе:
- Л.Бунюэль (Франция)
- Ж Кокто (Франция)
- Ян Шванкмайер (Чехия)
В живописи:
- С.Дали (Испания)
- М.Эрнст(Германия)
- Р.Магритт (Бельгия)
- М.Шагал (Россия)
Фотография:
- Ф.Халсман(Латвия, Германия)
-
Рене Магритт.
Годы жизни: 1898 – 1967.
Особенности творчества:
- невозмутимость стиля,
- предметы не теряют своей предметности,
- его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.
-
Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).
-
Давайте поиграем!!!
Ребус от Рене Магритта.
-
Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
Испания, Франция.
Годы жизни: 1904 – 1989.
-
С.Дали «Сон». 1937г.
-
Выводы:
- Модернизм – это попытка уйти от реального мира.
- Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.
-
авангардное
искусство
-
Авангард
(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме.
Его временные рамки : 1870-1938 годы.
-
Течения в авангарде.
- Кубизм.
- Дадаизм.
- Примитивизм.
- Футуризм.
- Супрематизм.
- Конструктивизм.
-
Кубизм.
-от франц. Cube – «куб».
Время возникновения :начало XX века.Особенности :
- мир выражается в виде геометрических знаков, конструкций ;
- характерен искаженный облик реальных предметов и явлений;
- разложение сложных форм на простые.
Более всего проявился в живописи.
-
Яркие представители:
- П.Пикассо Ж.Брак (Испания) (Франция)
- Ф.Леже Х.Грис (Франция) (Испания)
-
Пабло Пикассо.
1881-1973 Испания.
Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер.
Основатель кубизма.
-
П.Пикассо «Герника».1937г.
Поводом к созданию картины стало событие апреля 1937 г. , когда немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.
-
П.Пикассо «Голубь мира». 1950г.
Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.
-
Дадаизм.
от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
Время возникновения: 1916 г. (Первая мировая война)
Особенности:
- иррациональность.
- отрицание признанных канонов в искусстве.
- цинизм.
- бессистемность.
- разрушение эстетики.
В 20-ые годы слился с сюрреализмом.
-
Яркие представители
- М.Дюшан(Франция ,США)
- М.Эрнст(Германия,Франция)
- Т.Тцара (Румыния,Франция)
-
Тристан Тцара.(1896-1963)
- Румыния,
- Франция.
- Поэт.
- Основатель дадаизма.
-
Песенка дада.
эта песня дадаиста
сердцем истого дада
стук в моторе не беда
ведь мотор и он дада
граф тяжёлый автономный
ехал в лифте невредим
он мизинец свой огромный
оторвал и выслал в рим
лифт за это вот беда
сердцем больше не дада
вода нужна всегда
прополощи мозги
дада
дада
отдай долги
Какие признаки, характерные для дадаизма, можно увидеть в этой песенке?
-
Примитивизм – наивное искусство
Время возникновения.
1)XIX в.
2)Время Первой Мировой войны.
Особенности:
- Упрощение изображения.
- Проявился в живописи.
-
Яркие представители.
- Анри Руссо (Франция, 1844-1910)
- Эмили Карр (Канада, 1871-1945)
- Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)
-
Наталья Сергеевна Гончарова
1881-1962гг.
Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.
-
Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг.
-
Супрематизм.
от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма.
Время возникновения – 1910е годы.
Особенности:
-комбинация разноцветных плоскостей из простейших геометрических фигур.
- уравновешенная ассиметрия.
- доминирование цвета над изобразительным смыслом.
-
«Атлеты». «Утро после дождя».
-
К.Малевич.«Черный квадрат»-вершина абстракционизма(1915)
-
К. Малевич.
- «Красный квадрат»
- «Белый квадрат»
-
Конструктивизм.
русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
Время возникновения – 1)1910е годы.
2)1920-1930е годы.
Особенности: -строгость.
-геометризм.
-лаконичность.
-монолитность.
-
Конструктивизм в живописи.
А.М.Ган (1893-1942) «Блюдо Конструктивизм»
-
Конструктивизм в литературе.
Осип Максимович Брик (1888 – 1945) – идеолог русского конструктивизма, литературовед, драматург, критик, сценарист.
Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским, журналов «Леф» и «Новый леф»
-
Конструктивизм в архитектуре.
Братья Веснины.
Проект дворца труда в Москве. (1923)
-
Конструктивизм в фотографии.
- Рауль Хаусман.
- Коллаж.
- Густав Клауцис. «Аксонометрическая живопись».
-
Выводы:
- Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным.
- По содержанию ещё более непонятным зрителю.
- Искусство становится элитарным.
-
Общие выводы:
- Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие на сознание людей.
- Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг.
- Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию.
- В течении первой половины XXв. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.
-
«Массовая культура»
-
Что такое массовая культура?
Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения.
Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв.
-
Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:
- Развитие техники.
- Всеобщее школьное образование.
- Рост доходов населения.
- Высокая концентрация людей в городах.
- Освобождение времени.
-
США – страна, где наиболее развита массовая культура.
Голливуд – символ всевластия массовой культуры
Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.
-
-
-
КИНО.
- 1895г. – изобретение кинематографа.
- 1930-н гг. – появление звукового кино.
- 1935 г. – в США снят первый цветной фильм.
- 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.
-
РАДИО.
- 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»).
- 1899г. – изобретено радио.
- 1920-е гг. – радио вошло в обиход широких слоёв населения.
- 1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту.
- 1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки.
-
ЛИТЕРАТУРА.
Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими текстами, образующими связное повествование.
Появились в конце XIXв. В газетах США.
К середине XXв. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.
-
ПОП – МУЗЫКА.
Для неё характерны:
- тиражирование средствами массовой информации;
- коммерческий характер;
- шаблонность музыкально – поэтического языка;
- развлекательный характер.
-
Выводы:
Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток в развитии общества потребления).
Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения.
В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.
-
Культура первой половины XX века:
- РАСЦВЕТ?
- ДЕГРАДАЦИЯ?
-
Заглянем в словарик:
- Урбанизация – это бурный рост городов и городского населения.
- Маргинализация – резкое понижение социального статуса группы или индивида, выталкивание на общественное дно.
- Миграция населения – перемещение населения, связанное, как правило, со сменой места жительства.
- Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки итехники.
-
Постимпрессионизм– течение в модернизме, возникшее после импрессионизма, декларировавшее
полное неприятие его эстетики.
Период существования: 1880-е гг. – 1910-е гг.
Место возникновения: Франция
Особенности:
- декоративная стилизация,
- постепенный уход от реальности.
Представители:
- Поль Сезанн (Франция),
- Поль Гоген (Франция),
- Винсент ван Гог (Нидерланды)
-
Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – авнгардистское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России.
Стремясь создать «искусство будущего», декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.
-
Источники основного содержания:
Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 9 класс. 2010.
Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов»
Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая
Гомбрих Э. История искусства. М.1998
Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата».//Вопросы философии.1990.№2.
История мировой культуры. Наследие Запада. М.1998.
Культура индустриального и постиндустриального общества.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства.//Самосознание европейской культуры XX века. М.1991.
Рябцев Ю. Хрестоматия по истории культуры первой половины XX века. 2003.
-
Список источников иллюстраций:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.