Презентация на тему "Культура России в первой половине xviii в"

Включить эффекты
1 из 10
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Культура России в первой половине xviii в" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Культура России в первой половине XVIII в.
    Слайд 1

    Культура России в первой половине XVIII в.

  • Слайд 2

    Начало

    Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур - западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук. Происходит серьезная перестройка системы образования.

  • Слайд 3

    Образование

    Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений - специальные. В 1699 г. открывается Пушкарская школа. В 1701 г. - школа математических и навигационных наук в Москве ба. На ее базе в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия - первое высшее военное учебное заведение страны. Были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская и другие школы. Обучение дворянских детей становится обязательным. Для детей непривилегированных сословий открываются цифирные школы В 1731 г. в Петербурге был образован Сухопутно-Шляхетский корпус, который готовил офицеров армии и флота. В 1724 г. Петр I подписал указ об основании Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге, которая открылась в 1725 г.

  • Слайд 4

    Литература и всеобщая грамотность

    Литература. Русская литература начала XVIII в. мало отличалась от литературы предшествующего времени. Большинство произведений по-прежнему носило анонимный характер. Их язык был тяжеловесен, насыщен церковнославянскими словами. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер петровских преобразований. Возникает жанр повести (“гистории”), самая известная из них - “Гистория о российском матросе Василии Кориотском”.Самые известные русские писатели XVIII в. - А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков и выдающийся деятель науки и культуры М.В. Ломоносов. Кантемир стал известен благодаря своим сатирам, бичующим пороки современного ему общества. Хотя стихи Тредиаковского знамениты прежде всего своей неуклюжестью, он первым в русской литературе поставил вопрос о правильном стихосложении. Ломоносов, обращаясь к монархам с торжественными хвалебными одами, затрагивал важные политические и общекультурные вопросы. Сумароков, один из первых русских драматургов, прославился в придворных кругах своими пьесами, большая часть которых являлась копиями с французских. Всех этих писателей в литературе объединяла принадлежность к классицизму. В отличие от западноевропейского, русский классицизм характеризуют явные просветительские черты и гражданственность.

  • Слайд 5

    Театр

    В начале XVIII века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесыФонвизина.

  • Слайд 6

    Зарождение музыки

    Петровская реформа разрешила оковы и путы, связывавшие свободу личности, и дала ей возможность беспрепятственно развиваться, хотя бы только в некоторых общественных классах и условиях. На первых порах эта свобода не могла еще проявить себя творческой работой в занимающей нас области. В царствование Петра I и его ближайших преемников музыка продолжает служить такой же "потехой" двора и высшего общества, как и при Алексее Михайловиче. Для Петра музыка была только средством внесения в общественную жизнь большего блеска, оживления и разнообразия. Балы, ассамблеи, парады, шутовские и торжественные процессии сопровождались звуками музыки, которая сводилась на степень внешнего, шумного аксессуара. Сам Петр обнаруживал вкус только к церковному пению. На приеме у курфюрстины ганноверской Софии-Шарлотты, во время первого своего заграничного путешествия, Петр слушал за ужином итальянских певцов с "заметным удовольствием", но тем не менее заявил, что к такой музыке "большой охоты не имеет". Ф. Вебер сообщает, что Петр "так же мало находил удовольствия" в операх и комедиях, "как и в охоте". Поскольку в средние века профессиональная письменная музыкальная культура была исключительно церковной и развивалась на основе, полученной из Византии, почти не соприкасаясь с европейским миром, а затем, во второй половине 17 в. и особенно в 18 в., став искусством также и светским, испытала очень интенсивное западное влияние, – национальная композиторскаяшкола полностью обрела свое индивидуальное лицо сравнительно поздно, в полной мере – к середине 19 в.

  • Слайд 7

    Скульптура и архитектура

    Б.К. Растелли создает первый конный памятник Петру I, скульптурные портреты Петра, А.Д. Меньшикова. Императрицы Анны Иоановны с арапчонком и др. В архитектуре первой половины XVIII в. было барокко.Оно в России прошло три этапа - петровское барокко, анненское барокко и зрелое барокко. Для петровского барокко характерна была некоторая строгость и сдержанность, умеренность в украшениях. Расцвет же барокко приходится на правление Елизаветы Петровны. Для барокко этого периода характерна пышность. Декоративность, обилие позолоты, украшений. В стиле раннего барокко создаются первые постройки Петербурга. Первым архитектором Петербурга справедливо считается Доменико Трезини . По его проектам построены Петропавловский собор , здание двенадцати коллегий и другие первые постройки С.-Петербурга. С 1716г главным архитектором Петербурга становится французский архитектор Ж-Б. Леблон. Характерной постройкой раннего барокко стал дворец А.Д. Меньшикова на Васильевском острове, построенный по проекту архитекторов Д.М. Фонтана и Г. Шеделя. Воображение и мастерство архитекторов раннего Петербурга проявилось в строительстве здания Кунсткамеры - первого специального музейного здания в России. В проектировании и строительстве Кунсткамеры принимали участие архитекторы М.Г. Земцов, Г. Киаверне, Г. Матарнови, Н. Гербель.В царствование Елизаветы замечательным русским архитектором М.Г. Земцовым строится Аничков дворец в С-Петербурге . Большое внимание уделяется строительству загородных императорских резиденций. В Стрельне, Петергофе, Царском Селе в первой половине XVIII в при участие архитекторов М.Г. Земцова, А.В. Квасова, С.И. Чевакинского?2.109., Ф.Б. Растрелли?2.110 возникают прекрасные ансамбли. Расцвет барокко в России прочно связан с творчеством Ф.Б. Растрелли . По его проектам были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, дворцы в Царском Селе, он же завершает строительство большого дворца в Петергофе. Другим замечательным мастером зрелого барокко был С.И. Чевакинский . Наиболее известным его произведением стал Никольский собор в Петербурге В 1756 в Петербурге был учрежден первый в России государственный общедоступный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым.

  • Слайд 8

    Изобразительное искусство

    Живопись. В изобразительном искусстве широкое распространение в начале века получает изготовление гравюр, развивается портретный жанр. Петровские “пенсионеры” И.Н. Никитин и A.M. Матвеев - первые известные художники-портретисты европейской школы, обучавшиеся живописи в Италии и Голландии. К числу их талантливых работ относятся “Напольный гетман”, “Петр I на смертном ложе” (Никитин), “Автопортрет с женой” (Матвеев). Среди иностранных художников, работавших в России, наиболее известен Л. Каравакк. Он прославился парадными портретами императрицы Анны Иоанновны и ее окружения.

  • Слайд 9

    Реформа быта

    Существенные изменения в петровскую эпоху произошли и в быту. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. “Европеизация быта прослеживается при простом восстановлении деталей нашей повседневной жизни. Мы проснулись, какой нынче день? – и называем дату по введенному Петром летоисчислению от рождества Христова (с Новым годом I января). Бреемся - брить бороды заставлял дворян и бояр Петр I . Одеваемся - одежда европейского покроя введена Петром. Материалы одежды с фабрик, которым он положил начало, а если шерсть - овец тоже начали разводить при нем. За завтраком пьем кофе, возможно, курим табак, читаем газеты- все петровские нововведения.”При Петре Великом издавались даже наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них - «Юности честное зерцало» вышло в 1717г. и много раз переиздавалось на протяжении всего XVIII в. Оно внушало мысль о трудолюбии, наставляло правилам поведения не только в семье, но и обществе. Предусматривались все мелочи, начиная от походки и осанки молодого человека до умения принимать еду. Петровские преобразования в области культуры и быта носили ярко выраженный политический характер, ставили во главу угла интересы Отечества, но проводились нередко насильственными методами. Они далеко продвинули Россию по пути Просвещения, но коснулись больше верхушки общества, города, мало затронув крестьянское большинство.

  • Слайд 10

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке