Содержание
-
Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века
Афроськина Елена Васильевна.
-
Задачи урока
- Узнать содержание и особенности буржуазных либеральных реформ 60-70-х годов XIX века, последствия и значения реформ для развития индустриального общества в России
- Уметь анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи в ходе исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам
-
Основные понятия и термины
- Апелляция – обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра
- Вольнослушатель – человек, слушающий лекции в высшем учебном заведении без зачисления в студенты
- Гражданское общество – общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется на основе закона
- Конституционное правление – управление государством в строгом соответствии с номами конституции
- Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей
- Правовое государство – государство, в котором власть осуществляется на основе справедливых законов
- Террор - устрашение мирного населения и не только, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения
-
Основное направление внутренней политики Александра II – осуществление реформ
- Отмена крепостного права – 1861 г.
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа просвещения 1863-1864 г.
- Земская и городская реформы 1864, 1870 г.
- Военная реформа 1861,1874 г.
-
Реформа местного самоуправления – 1864 г.
- Необходимость: расстройство в хозяйственной жизни, здравоохранении и просвещении на местах
Цели:
- Создание в уездах и губерниях органов местного самоуправления – земств – всесословных, негосударственных, выборных органов с хозяйственно-финансовой самостоятельностью
- Сохранить за дворянством власть на местах
- Отвлечь наиболее активную часть населения от политики, заставить заниматься полезным делом
- 1 января 1864 г. – «Положение о губернских, уездных земских учреждениях»
-
Структура земств - земское самоуправление
-
Избирательное право в земства – органы самоуправления
-
Деятельность земств
- Строительство местных путей сообщения
- Сооружение и содержание школ, больниц
- Развитие местной промышленности и торговли
- Статистическое изучение местного народного хозяйства
- Средства земств – специальный налог на недвижимость
-
Городская реформа – 1870 г.
- Сущность реформы: сформированы всесословные выборные городские думы и городские управы
Мужчины с 25 лет, платившие налоги:
- Крупные налогоплательщики - 1/3 налогов
- Мелкие налогоплательщики - 1/3 налогов
- Все остальные налогоплательщики
Избирали гласных в городскую думу.
-
- Функции городского самоуправления: благоустройство города, развитие промышленности и торговли, здравоохранение, образование, содержание полиции и тюрем.
-
Выводы на основе характеристики реформы местного самоуправления
- Реформы местного самоуправления имела недостатки: выборы не носили всесословного характера, круг вопросов, решаемых земским и городским самоуправлением, был ограничен, органы местного самоуправления находились под контролем государства
- Реформа местного самоуправления была предпосылкой формирования в России гражданского общества и правового государства, т.к. к деятельности были привлечены наиболее активные слои населения страны
-
Работа по группам
I группа
- Прочитать текст учебника, стр.149-150 и определить основные принципы судебной реформы
II группа
- Прочитать текст учебника, стр.151-152 и определить достоинства и недостатки реформы образования
III группа
- Прочитать текст учебника, стр.150-151 и дать характеристику военной реформы
-
Судебная реформа 1864г.
- 1864 г. - Новые судебные уставы
- Суд всесословный, гласный, открытый, независимый
- Суд состязательный:
- присяжный поверенный (адвокат) - защита
- прокурор - обвинение
- Две системы судов: мировые и общие
- Присяжные заседатели
-
Высшие судебные органы
-
Местные судебные органы
-
Военная реформа
- Цели военной формы:
- укрепление боеспособности армии
- преодоление отставания в военной области
- сокращение военных расходов
- 1861 г. – срок службы был сокращен с 25 до 16 лет
- 1863 г. – в армии были отменены телесные наказания
- 1863-1864 гг. – реформирование военно-учебных заведений
- Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) – военный министр (1861-1881)
-
Военная реформа – 1874 г.
Военная реформа – 1874 г.
- Закон об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности с 20-летнего возраста
- Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, во флоте – 7 лет, затем запас: в сухопутных войсках – 9 лет, во флоте – 3 года
- Деление России на 15 воинских округов
- Организация военных учебных заведений
«Дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного»
-
Перевооружение армии
- Нарезные ружья
- Стальные артиллерийские орудия
- Берданки XIX в.
-
Военные учебные заведения
-
- 1867 г. – Военно-юридическая академия
- 1877 г. – Морская академия
-
Выводы на основе характеристики военной реформы
- новая система комплектования армии позволяет сократить военные расходы, в военное время иметь многочисленную боеспособную армию
- благодаря делению русской армии на 15 военных округов повышалась боеспособность армии и мобильность в выполнении боевых задач
- изменения военного образования должны привести к возрастанию профессионализма и боеспособности армии
-
Реформа в области просвещения – 1863-1864 гг.
- 1864 г. - Положение о народных училищах
- Начальная школа открывается общественными учреждениями и частными лицами
- Созданы государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы – 3 года обучения
-
Реформа в области просвещения – 1863-1864
-
- 1864 г. - Университетский устав:
- автономия университетов
- руководство университета – совет профессоров:
- избирает ректора и деканов
- утверждает учебный план
- решает финансовые и кадровые вопросы
-
Претворение либеральных реформ в жизнь
Главная задача – «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе».
-
- Назначение на государственные должности представителей консервативных сил.
- Д.А.Толстой – министр просвещения
- П.А.Шувалов – шеф жандармов
- Ф.Ф.Трепов – градоначальник Петербурга
-
Покушения на Александра II
- 1866 г. - террориста Д.Каракозова у Летнего сада
- 1867 г. – террориста А.Березовского во Франции
- 1879 г. – трагедия свитского поезда Александра II, возвращавшегося из Крыма
- 1879 г. – террориста А.Соловьева в Петербурге
- 1880 г. – террориста С.Халтурина в Зимнем дворце
-
Чрезвычайные меры с целью укрепления безопасности
Временные генерал-губернаторы с чрезвычайными полномочиями.
- И.В.Гурко – генерал-губернатор Харькова
- Э.И.Тотлебен – генерал-губернатор Одессы
- М.Т.Лорис-Меликова – генерал-губернатор Санкт -Петербурга
-
Деятельность М.Т. Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии
- Министерство внутренних дел
- Министр внутренних дел, шеф жандармов
- III отделение собственной Его Императорского В Величества канцелярии
- Охранные органы
Итог: успешная борьба с терроризмом
-
«Диктатура сердца» Михаил ТариеловичЛорис-Меликова
- Ослабление цензуры
- Открытие запрещенных ранее и появление новых изданий
- Не препятствовал критике правительства и публичному обсуждению вопросов политики
- 28.02.1881г. – проект - «Конституция М.Т.Лорис – Меликова»
- 1.03.1881г. – Александр II одобрил проект М.Т.Лорис – Меликова
- 4.03.1881г. – должно было состояться утверждение проекта на заседании Совета министров
-
Выводы о значении либеральных реформ в России
- Реформы – главное событие не только правления Александра II, но и всего XIX века в истории России
- Способствовали дальнейшему развитию России по пути к индустриальному обществу
- Укрепили оборонную мощь России
- Способствовали широкому просвещению народа России
- Сделали первые шаги по пути демократизации жизни общества
- Однако реформы необходимо было продолжать, т.к. они не решили многие вопросы во всех сферах жизни
-
Задание на с/п
- Базовый уровень: конспект – учить; §§ 21-22 - читать и отвечать на вопросы - стр.156, документ, стр.157-158 – читать и отвечать на вопросы, стр.159
- Углубленный уровень: выполнить задания № 7-8-9, стр. 12-14 в Рабочей тетради
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.