Содержание
-
Россия в эпоху петровских реформ
Виртуальный урок
-
План урока
- Россия к началу царствования Петра I;
- Великое посольство и первые реформы;
- Северная война;
- Военная реформа;
- Экономические преобразования;
- Реформы государственного управления;
- Административная реформа;
- Сословные изменения;
- Государство и церковь;
- Развитие культуры;
- Быт: новые черты;
- Итоги реформ.
-
Задание на урок
В чем величие и противоречивость реформ Петра I?
-
Россия к началу царствования Петра I
- K концу XVII в России было не более 30 мануфактур;
- Россия ввозила железо из Швеции;
- В России не было регулярной армии и флота;
- Балтийское море закрыто для внешней торговли.
-
Великое посольство и первые реформы
- Состоялось в 1697-1698 гг.
- Оно посетило: Голландию, Данию, Англию, Польшу, Германию.
- Дом где жил ПетрI в Голландии.
-
Великое посольство
Цели:
- Найти союзников против Турции,
- Перенять передовой опыт Европы.
Итог:
- Были найдены союзники против Швеции в лице Речи Посполитой и Дании.
-
Северная война
- Началась в 1700 г.
- Первая битва под Нарвой закончилась неудачей для русской армии.
- После Нарвы КарлXII решил что Россия выведена из строя. Однако Петр верил в силы России,неудачи не подавляли его.
-
Подумайте и дайте ответ
Почему русская армия потерпела поражение в битве под Нарвой?
-
Военная реформа
- Началось создание регулярной армии (рекрутские наборы);
- Было отлито 300 пушек;
- Началось обучение войск;
- Началось строительство морского флота;
- Строились военно-морские крепости;
- В 1716 г. был принят Воинский устав.
-
К исходу Северной войны Россия располагала регулярной армией, превышающей 200 тысяч человек, оружием современного образца и обмундированием по европейскому стандарту.
-
Российская экономикапри Петре I
-
Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.К середине XVIII в. Было создано 75 металлургических заводов.
-
Особенности государственных мануфактур
- Обеспечение сбыта продукции (государство-заказчик).
- Использование принудительной и дешевой рабочей силы (труд крепостных).
- Отсутствие естественной конкуренции.
- Незаинтересованность в техническом росте.
- Консервация феодально-крепостнических порядков.
-
Развитие торговли
-
Состав доходной части бюджета
- пошлины,
- монетная регалия,
- соляной доход,
- косвенные налоги,
- подушный налог.
-
Реформы государственного аппарата управления
Исходные идеи преобразований Петра I:
- Государство – творение человека, а не Бога.
- Система управления страной может быть изменена, улучшена.
- Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка.
-
Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII в.
-
Функции Сената
- Руководство и надзор за работой всего государственного аппарата;
- Контроль за правосудием;
- Связь с губерниями;
- Руководство расходами и сборами налогов;
- Ведение торговлей.
-
Изменения в сословиях
- В 1722 г. принята Табель о рангах.
- Основным критерием продвижения по служебной лестнице становится выслуга.
- Упразднено сословие бояр.
- Ликвидировано различие между вотчин-ным и поместным землевладением.
- Усилена крепостная зависимость крестьян.
-
Государство и церковь
- Упразднен институт патриаршества;
- Учрежден Святейший Синод (1721);
- Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности – подчинением духов-ной власти светской.
-
Система образования при ПетреI
Учебные заведения:
- Навигационная школа (1701 г.);
- Артиллерийская школа (1701 г.);
- Медицинское училище (1707 г.);
- Инженерная школа (1712 г.);
- Академия наук и художеств (1724 г.);
- Университет при Академии (с 1726 г.);
- Начальное образование;
- Цифирные школы (в губерниях);
- Епархиальные школы (для детей духовенства);
- Гарнизонные школы (для детей солдат).
-
Реформа в области быта
- Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».
- С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу.
- В стране появились чай, кофе, табак, картофель помидоры.
- «Бородовые» деньги.
-
Изменения в быту
Были введены ассамблеи. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями, на них наряду со знатью присутствовали незнатные люди.
-
Реформы Петра I привели к установлению в России абсолютной монархии - формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежит всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
-
Последствия и значение преобразований ПетраI
- Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения.
- Становление абсолютной монархии в России.
- Консервация феодально-крепостнических отношений.
- Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России.
- Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения.
- Подчинение церкви государству.
- Подавление личности государством.
-
Домашнее задание
Подготовить сообщения о различных направлениях деятельности Петра I.
-
Список литературы
Отечественная история в таблицах и схемах./Под ред. Князева И.П. – М.,2000.
Сахаров В.Д., Буганов П.Г., Зырянов И.М. История России с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10-х кл. общеобразоват. школ.- М.: Просвещение, 2002.
Степанищев Б.Б.Методика преподавания истории в средней школе. – М.:Просвещение, 1999.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.