Содержание
-
Можно ли оправдать опричный террор?
Урок истории 10 класс Учитель Большакова И.В.
-
Форма урока: семинар с использованием информационно-коммуникативных технологий(презентаций)
Цель урока: ученики понимают, что вне зависимости от целей Ивана Грозного опричный террор был разорительным для страны, поэтому не может быть оправдан.
-
Задачи урока:
1. Учащиеся в результате самостоятельного изучения материала знают цели, сущность, итоги и последствия опричнины , представляют авторские позиции целей опричнины в трудах историков в виде компьютерных презентаций. 2. Демонстрируют умение сравнивать и анализировать различные точки зрения ,умение рассуждать при ответах , обобщать информацию и формулировать личную оценку ,умение работать в группах, вырабатывая чувство коллективизма . 3. Воспитывают неприятие насилия как средства решения проблем, понимают значимость и актуальность темы для современного общества .
-
Оборудование : компьютер , мультимедийный проектор , презентации , лист с вопросами к уроку и литературой по теме , исторические документы , таблица «Определение целей опричнины в трудах историков » , лист самооценки учащихся .
План урока 1.Организационный момент .Вводное слово учителя . 2.Определение целей опричнины в трудах историков . ( презентации трех групп ) 3.Анализ авторских оценок . 4.Определение собственной точки зрения ,актуальность темы . 5.Подведение итогов . 6.Домашнее задание .
-
Тема и цель семинара были сообщены учащимся за две недели до проведения урока тогда же были сформулированы основные вопросы ,дано задание создания презентаций «Определение целей опричнины в трудах историков » По трем группам .
1гр- историков : Ключевский В.О.,Соловьев С.М. , Карамзин Н.М. ; 2гр- советских историков 30-50-х годов ХХ века ; 3гр-историков : Зимин А.А. , Скрынников Р.Г. , Кобрин В.Б. , Платонов С.Ф. , Юрганов А.Л. , Виппер Р.Ю. , Хорошкевич А.Л.
-
Анализ авторских оценок
Заполните в течении 10 минут таблицу « Определение целей опричнины в трудах историков » Произведите сравнительный анализ, проанализируйте документы , предложенную информацию в виде презентаций Составьте вопросы каждой группе . Проследите , как менялась оценка опричнины в истоической науке . Чем это можно объяснить .
-
Определение целей опричнины в трудах историков
-
Определение собственной точки зрения
Какая из приведенных точек зрения вам кажется наиболее убедительной? Почему? Ваши аргументы. Может ли историк не обращать внимания на моральную оценку событий и руководствоваться лишь принципом : «Цель оправдывает средства?» Можно ли считать прогрессивной «террористическую» диктатуру опричнины? Приведите примеры применения террора как метода достижения цели из истории России . Террор в современной России: примеры, оценка.
-
Итог урока
Вывод: Путь, который избрал Иван Грозный был разорительным для страны, поэтому его нельзя считать прогрессивным , невозможно оправдать опричный террор. Политика Ивана Грозного-это иллюстрация к выводу о том, что безнравственными методами нельзя идти даже к самой светлой цели. Работа с листом самооценки (сильный ученик группы оценивает работу каждого учащегося группы, учитывая критерии оценки) Домашнее задание: написать эссе на тему: «Почему общество так покорно сносило террор?»
-
Критерии оценки
-
Результаты
Количество учащихся на уроке: 28 . 3 группы подготовили презентации к уроку. Использовались методы и приемы: частично-проблемный и интерактивный анализ документа, исторических точек зрения, рассуждение Сравнительный анализ Обсуждение в виде диспута Выражение собственной точки зрения и ее аргументация Обобщение через составление оценочной таблицы Самооценка учащихся по критериям Оценки: «5»-19, «4»-9.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.