Содержание
-
Роль мифологии древних славян в формировании русского языка и устного народного творчества
-
Первый БогСотворение мира
Русское слово «Бог» означает «делить».То есть Бог- высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем. Словабогатый и богатырьимели смысл: Бог одарил их благополучием или силой. Наоборот, отрицательная частица означала, что Бог не дал счастья этому человеку ипотому онубогий (бедный,болезненный, слепой,калека),небога(бедняк,сирота) или вовсенебожчик(покойник). Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын - Род. Он начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя. Природа, родина, народ, родители, родственники, родник, возрождение.
-
Три мира древних славян
Род разделил мир на три части. Верхняя находится в небесах. Там обитают Боги, которые правят людьми. Среди них бог Право, надзирающий за порядком. Поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир. Он нам явлен Богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Правило правота правильный поправить правитель правопорядок справедливость Явный явление явиться проявить Навет наваждение Мировое дерево корнями уходило в подземелье, где его грыз змей Аспид. У ствола стоят пахарь, воин и волхв. Крона дерева поднималось в мир богов. Явь Навь Правь
-
Бог небес и его дела
Со священного языка ариев, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Сын Рода бог Сварог - это Отец Небесный. Сварог сварганил, сварил(то есть создал) землю(сваргу). Он научил людей приготавливать (творить) из молока творог и сыр. Он заботился о людях: дал им Солнце—Ра (отсюда наше слово радость) — и огонь. Сварог сбросил с неба на землю золотые предметы: плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка. Бог Саваоф. Картина В.Васнецова Трёхликий Сварог – создатель неба и земли Храм Сварога стоял на склоне горы Эльбрус, изображённой на картине А.Куинджи
-
Святовит - сама святость
Западные славяне называли Сварога, Деда Богов,Святовитом илиСвентовитом. От имени этого славянского бога происходит само названиесвятости, всегосвятого, святыхправедников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественногосвета, проливающегося на землю. Любой праздник на многих славянских языках называется«свято». Существовало несколько способов гадания служителями Святовита о грядущем. Один из них- с помощьюсвященногобелого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то всё могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги- плохая примета, так и говорят: «Встал не с той ноги». Святого защитника, Святовита, почитали все славяне. У него Было четыре головы, чтобы следить одновременно за всеми сторонами света, не грозить ли откуда беда? Гадание с помощью священного коня Святовита.
-
Велес и закон движения жизни
Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Этот закон правильности движения дал мируВелес. Он записан в священной «Книге Велеса», напоминали о нем людям волхвы,служители великого (этого слово образовано от имени Велеса) бога. Велес мог принимать любые обличия. Иногда его изображали добрым дедушкой, защитником растений и животных. Медведь, которого скоморохи водили по деревням, символизировал Велеса. Ф. Рисс «Скоморохи в деревни» Велес на колеснице жизни. Её движение несёт жизнь или смерть всему живому.
-
Безумства молодостиЯрило
Это —Ярило. Его имя, образованное от слова«яр»,имеет несколько значений: 1) пронзительный весенний свет и тепло; 2) юная, стремительная и неуправляемая сила; 3) страсть и плодородие. Яркий – значит дающий сильный свет, впечатляющий. Гуцулы весну называет ярью, а у костромичей яр— жар и пыль. Яр— это и стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Яр – круча. Ярый, яростныйозначает вспыльчивый, разъяренный. Ярица, яровое — поле пшеницы. На празднике для Ярилы выбирали невесту и нарекали ее Ярилихой. Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селениях. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области. Много людей были и остаются тёзками бога весны. Это - Ярополк, Яромир, Ярослав. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне, одетый в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня
-
Коляда и его учение
Коляда появился на свет 8,5 тысяч лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям. Коляда рассказал о Великом Коле Сварога, а также учредил первый календарь. С ним связан цикл обрядовых песен - колядок Учитель Коляда и священный календарь. . А. Васнецов «Медведчики» К. Трутовский. «Колядки в Малороссии»
-
Хороший бог Хорс
Хорс — бог солнечного, желтого света. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск» а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность. Но, в любом случае, речь шла о солнечном свете как о божьем даре. . Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, при-хорашиваться. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек( хоровод, хоромы). Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света — Хорсунь. А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим. Девушки водили хоровод, прославляя бога Белого света - Хорса. Роспись шкатулки. А. Кругликов Члены тайного общества пифагорейцев в Древней Греции поклонялись Солнцу. Картина Ф. Бронникова Бог Хорс пашет Синюю Сваргу - облака в небе.
-
Святогор – богатырь и Горынычи
Сын Рода Святогор сторожил вход в мир Нави и не пускал к людям тёмных чудовищ. Другие великаны ,Горынычи – Горыня, Усыня и Дубыня, рождённые тёмным, слепым владыкой Вием противодействовали Святогору и были поставлены стеречь выход из Нави, чтобы души умерших не могли сбежать. Множество Былин рассказывает о Святогоре. Древний хранитель мира А. Рябушкин «Святогор» Святогор и Илья Муромец Вечный покой Святогора Иллюстрации И. Билибина
-
Дети Славы
Рождённая дыханием божьим, Птица – Мать Сва, или Слава (с санскрита Материшван), вездесуща и заботлива, наделена высшей мудростью. Мать Слава дала название всему славянскому народу. Такие слова как слава, славный, славить восходят к названию этой богини. Н. Рерих «Мать мира» Народная вышивка с изображением МатериСлавы и двух её посланниц – небесных птиц
-
Богиня любви и красотыЛада
Этим именем наши предки называли не только изначальную богиню любви и красоты, но и весь строй жизни лад, где все должно было ладно, то есть хорошо Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее—ладушкой. «Лады»,—говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладникомназывали уговор о приданом: лады—помолвка, ладило—сват, ладканя—свадебная песня. И даже оладьи, которые пекли повесне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Лада была воплощением обаяния, скромности и женской красоты. Царственная и грациозная лебёдушка- символ Лады
-
Жива
Сколько значимых слов связано с Жизнью (еще ее именовали Живой) — славянской богиней поздней весны и лета. Она была животворящей, то есть воскрешающей. Слово «жизнь» раньше звучало как «живот» и означало: 1)часть тела, где происходили жизненно важные процессы; 2) существование; 3) имущество. От него произошли названия: скота — животины — и остальной живности, основной еды славян — жита, пшеницы; дома — жилья; богатой жизни — житухи; целебных, заживляющих, лекарств, да и задушевные ласки оттуда же: «Жизнь моя!» В старину было еще ласковое, ныне позабытое слово «жизненок». Наоборот, слова с отрицательной приставкой к слову жизнь имели зловещий характер. Например, нежить— смертельная болезнь и духи смерти. Кукушка – вещая птица Живы отмеряла годы жизни, предвещала удачи и неудачи Магическое зеркало с изображением кукушки Живу - весну встречали хороводом. Н.Рерих «Весна священная»
-
Мокошь и Параскева Пятница
Мокошь - воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли, да и в ее имени слышится мокрота, живительная влага (мокрый, намокнуть,вымочить, смачивать). Ее время — сбор урожая, а главное, хранение и использование его. Все слушаются Мать Мокошь, даже боги, ведь в руках у Мокоши— священные нити судеб. Она прядет полотно из жизненных нитей — оборвется такая ниточка, и человек, а то и бог, умрет. Ее суровый нрав запечатлелся в пословице: «Бог не Мокошь, чем-нибудь да потешит». В христианские времена Мокошь заменила Святая Параскева, прозванная Пятницей. У нее были свои источники целебных вод — «пятницкие родники», которым в качестве жертвы приносилась пряжа. Такую жертву называли мокридой. 14 октября — день Параскевы (и Мокоши). Икона с изображением Святой Параскевы Пятницы - так стали называть Мокошь после принятия православия. Народная вышивка с изображением Мокоши и её помощников - небесных всадников. Одно из древнейших изображений Мокоши. Мокошь - неутомимая труженица.
-
Див, Дивия, Дива, Девана
Корень –див- встречается во многих языках и одинаково значит «бог, божество» . Много позже у корня появилось ещё одно значение - «чудо», что-то странное, вызванное действием сверхъестественных сил. В «Слове о полку Игореве» есть и диво(удивительно) и Дивъ – страшный лесной бог славян-язычников. А ещё славянскую богиню Луны также называли Дивией, а дочь её Дива - Додола стала женой одному из самых могучих богов – Перуну. Многие приключения Перуна известны по мифам, сказкам и русским былинам об Илье Муромце. Дочь Перуна и Дивы – Девана - была великой охотницей и бросила вызов всем богам. Римляне называли её Дианой. Девана, как и её отец, могла превратиться в любого зверя или птицу Перун Громовержец Бой Перуна со Скипер-зверем Н.Алексеев «Диана»
-
Морана, мары
Морану, богиню хладной смерти, ненавидели. Самый глубокий след она оставила в языках восточных славян и русов. Это слова:мороз заморозки— первые смертельные удары зимыпо природе, морок-тяжелый, нездоровый туман;; мор — повальная смертельная болезнь; мрак — полная, кромешная тьма как признак потустороннего, мира мары — смертельно опасные привидения: мерек — черт. Морана проявилась и в именах черных колдуний: русской Марьи Моревны, кельтской Морганы (сестры короля Артура) и былинной киевской ведьмы Маринки. Очень характерно и название духов смерти — умертвий — в русском переводе «Властелина Колец» Джона Толкиена. Весной люди пели обрядовые песни, делали чучело Мораны, поджигали его и бежали с ним по улицам деревни, чтобы потом бросить догорающий ком тряпья в реку - пусть воды унесут её навсегда! Победа над Мораной отразилась во множестве народных сказок. . Этрусская дева смерти. Её узнавали по длинной заплетённой косе. Позже её стали изображать старухой с косой в руках. Чем суровее зима, тем радостнее были её проводы. Картина Б. Кустодиева «Масленица» Зимой всё белым- бело, но тёмны ночи и мертва природа. Это время власти Деда Морозко. Г. Ларищев «Морозко» Неизвестный литограф. «Василиса Прекрасная» В. Васнецов «Снегурочка»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.