Содержание
-
Образование России в 18 веке
-
Начальное и профессиональное образование
Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия. Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Таким образом, развитие светского образования началось в России в эпоху царствования Петра I. Сначала это были профессиональные школы: аптекарская, типографская, морская, строительная и др. В этих школах помимо профессиональных предметов ученики изучали родной язык, иностранный язык, арифметику, политику, философию и др. общеобразовательные предметы. По преимуществу школы создавались для дворянских детей, но сословный порядок часто нарушался. У молодого царя были амбициозные планы: он мечтал о выходе России к морям, в том числе к незамерзающим. Но чтобы достичь этой цели, нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр создал две военные школы: Бомбардирскую (школу артиллеристов) и Преображенскую (школу пехотинцев).
-
Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня)
-
Школа математических и навигационных наук
Она была создана в Москве в 1701 году и располагалась в Сухаревой башне. Директор школы – профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе учились до 500 человек. Возраст учащихся: 12 – 20 лет. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы – штраф. За побег из школы – смертная казнь.
-
В школе преподавал Леонтий Федорович Магницкий (1669 – 1739гг), автор учебника »Арифметика». По этому учебнику постепенно шло обучение алгебраическим, логарифмическим действиям: от простого к сложному и было привязано к профессии: фортификация, корабельное дело и пр., использовались наглядные пособия. Из числа «лучших учеников» выделяли «десятских», которые следили за поведением учеников.
-
В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На их базе была организована Морская академия, а Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии. В Морской академии изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков. По образцу Школы математических и навигационных наук в 1707 году при военном госпитале в Москве была создана Химическая школа, а в 1712 году еще две школы: Артиллерийская и Инженерная. 28 февраля 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих: «Во всех губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри и в архиерейских домах и монастырях отвести им школы и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына, по 2 деньги на день из губернских доходов, а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельственные письма за своею рукою, а без таких свидетельственных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Это было связано с тем, что было мало грамотной молодежи, поэтому, прежде чем приступить к профессиональному обучению, приходилось заниматься общим образованием. Петр I принял решение создать начальные школы по всей России: школы для солдатских детей при полках армии, адмиралтейские школы (Петербург, Кронштадт, Ревель), где дети матросов, плотников, мастеровых могли обучаться «грамоте и цифири». На Урале, в Карелии создавались аналогичные горнозаводские школы. Таким образом, в России в начале XVIII века стала создаваться система образования на государственном уровне.
-
Гимназии в XVIII веке
-
Гимназия Эрнста Глюка
Первая в России гимназия была основана в Москве 2 мая 1703 г. лютеранским пастором Эрнстом Глюком. Он с семьей попал в Россию в результате пленения русскими войсками под командованием графа Б.П. Шереметева, когда тот вошел в Мариенбург. Вначале гимназия располагалась в Немецкой слободе, а затем на Большой Покровской улице (ныне Маросейка). Официально учебное заведение было учреждено Указом от 25 февраля 1705 г.: «…а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилаго и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить в тое школу записываться станут, учить греческаго, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости». В гимназию принимали детей (недорослей) «всякого состояния». Поступающий должен был сам избрать для изучения язык. Обучение было бесплатным, а на содержание школы предписывалось выдавать ежегодно 3 тысячи рублей. К этому времени в школе было 8 учителей-иностранцев и 30 учеников. Основное внимание в гимназии уделялось изучению иностранных языков. Из общеобразовательных предметов изучались философия, история, география, арифметика, в которую входили алгебра, геометрия, тригонометрия); танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы», были обязательны для всех учеников, независимо от избранного ими языка
-
Здание гимназии Э. Глюка
-
Вот каким был распорядок в гимназии:
жившие при школе ученики вставали в 6 часов утра, день начинался молитвой и чтением церковных книг. С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Яна Амоса Коменского; с 10 до 12 часов изучали латынь и латинскую грамматику; с 12 до 13 часов завтрак; с 13 до 14 правописание и подготовка к следующим урокам; с 24 до 15 часов шли уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики; с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, читали Вергилия, КорнелияНепота, а старшие совершенствовались в риторике и фразеологии; с 16 до 17 часов у младших учеников были уроки французского языка. Следующий час отводился для занятий историей и приготовлением домашнего задания. После 18 часов для младших учеников учебный день заканчивался, а остальные занимались арифметикой, риторикой, философией или готовили домашнее задание.
-
Петр I на инспекции в гимназии
В 1710 г. в гимназии обучалось 75 человек. Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский, Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин). Глюк руководил гимназией до своей смерти в 1705 г. После него гимназия постепенно стала утрачивать свой общеобразовательный характер. Всего она просуществовала 14 лет и выпустила 250 учеников, которые в основном состояли на государственной службе: переводчиками, послами и др. служащими
-
Академическая гимназия
-
В 1726 г. была основана Академическая гимназия. Первым ее инспектором был Готлиб Байер. Но деятельность этой гимназии сопровождалась трудностями, в основном не хватало преподавателей, которые могли бы вести обучение на русском языке. Несмотря на то, что в гимназию принимали, кроме дворянского, детей среднего сословия и даже солдатских, платили стипендию, – в 1737 году в гимназии обучалось только 18 детей. Чтобы исправить ситуацию, в 1758 г. граф Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову. Он завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и организовал начальные классы с обучением на русском языке. Затем (в 1765 г.) даже устроили при гимназии отделение для малолетних. При инспекторе Бакмейстере (1768—1777 г.г.) в старшем классе преподавание соответствовало университетскому, на латинском или немецком языках, а также преподавались основы математики и естественных наук. При княгине Е. Дашковой для гимназии был куплен особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. Но, несмотря на все усилия, в 1805 году гимназия была закрыта: не хватало учителей, не был окончательно определен устав учебного учреждения. Отсюда и недостаточно четкая система преподавания.
-
Университетская гимназия
-
В 1755 г. при Московском университете была основана гимназия (ее называли Университетской или также Академической). Ее целью была подготовка молодых людей для поступления в университет. Гимназия делилась на два отделения: для разночинцев и для дворян. Каждое отделение делилось на 4 школы, а школы – на классы. Первая школа (российская): грамматика, стихотворство и красноречие. Вторая школа (латинская): грамматика, синтаксис латинского языка. Третья школа (научная): арифметика, геометрия и география, философия. Четвёртая: европейские языки и греческий (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавали в гимназии с основном студенты университета. В 1758 г. по образцу московской была основана гимназия в Казани, которая существует до настоящего времени.
-
Кадетский корпус
В начале XVIII века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям. Первый из них был создан по Высочайшему указу от 29 июля 1731 года, но официально открылся в Петербурге 17 февраля 1732 года. Это было военно-учебное заведение закрытого типа, «состоящее из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет как российских, так и эстляндскихилифляндских провинций», которых по указу императрицы Анны Иоанновны следовало обучать «арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам». В 1743 году корпус получил название Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, а с 1800 года стал называться 1-м Кадетским корпусом. В нем учились будущие генерал-фельдмаршалы П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф.Каменский, генералы М.Н. Волконский, П.И.Репнин, И.И. Веймарн, М.В.Каховский, генерал-прокуроры А.А.Вяземский, А.А.Беклешов, генерал-инженер М.И.Мордвинов, адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, дипломат А.М. Обресков, директор первого русского театра А.П. Сумароков, русские писатели-трагики М.М.Херасков, В.А.Озеров, М.В.Крюковский и многие другие.
-
И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса
В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус на основе Школы математических и навигацких наук. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями: адмиралы И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев. 25 октября 1762 года по инициативе генерал-фельдцейхмейстера русской армии П.И.Шувалова в Санкт-Петербурге был образован Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус на основе артиллерийской и инженерной школы.
-
Петербургская медико-хирургическая академия
-
Медико-хирургическая академия
Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения. На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.
-
18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения – эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери. Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.