Презентация на тему "ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМЫ"

Презентация: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМЫ
Включить эффекты
1 из 80
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.19 Мб). Тема: "ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМЫ". Содержит 80 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2019 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    80
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМЫ
    Слайд 1

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СИСТЕМЫ

  • Слайд 2

    План лекции

    1. Этапы развития мировой системы образования Период архаической культуры Эпоха ранних цивилизаций Европейская цивилизация – этапы развития 2. Специфика развития отечественной системы образования

  • Слайд 3

    Период архаической культуры

    предшествующий организованному, примерно до 5- 3-го тысячелетия до н.э. Образование как система не существует. Главное – социализация, включение человека в социум, передача культурного опыта, приспособление к природной среде. Воспитание как следствие необходимости приобретения навыков выживания. Особенности культуры – мифологичность восприятия мира, синкретизм, тотемизм, фетишизм, магия, табу предопределяют характер социокультурного опыта.

  • Слайд 4

    С усложнением жизни и ростом социального опыта возникают зачатки организованного воспитания. Мальчики под руководством мужчин и девочки – под руководством женщин приобретают разные умения. Главный приём обучения – подражание. Главный экзамен, физически трудный, – обряд инициации для мальчиков 10-15 лет, т.е. посвящение во взрослые.

  • Слайд 5

    Дома молодёжи – первые прототипы школ, в которых обучались и воспитывались дети и подростки, вначале все вместе, а в дальнейшем – стали делиться по половому и социальному признакам. Идеал обученного и воспитанного человека – человек, точно воспроизводящий элементы социокультурного опыта.

  • Слайд 6

    Эпоха ранних цивилизаций

    школа и воспитание выделяются как особые сферы общественной деятельности, 3-1-е тысячелетие до н.э. Важнейшие факторы выделения института образования, создания школ: Переход от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу Возникновение и развитие письменности Разделение деятельности человека на умственный и физический труд Усложнение характера физического труда

  • Слайд 7

    Первые школы – это школы письма. Главная цель – обучить читать и писать. Но не всех – высшие слои общества (аристократию, служителей культа), чиновничество, ремесленников и торговцев. Только мальчиков, реже мальчиков и девочек. Первые школы – государственные и частные, домашние и при храмах.

  • Слайд 8

    В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем стали появляться при храмах и в дворцах царей и вельмож. «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».   Идеал обученного и воспитанного человека – немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы, покорный, верный традициям, подготовленный к загробной жизни. Учат и мальчиков, и девочек определённых слоёв общества. Цель обучения – подготовка к профессии, передаваемой по наследству. Владение грамотой и профессия писца – залог социального благополучия. Школьный девиз: «Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

  • Слайд 9

    В Древнем Египте Писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Позднее появился папирус (бумага из болотного растения папируса). 700 иероглифов – для делового письма и составления религиозных текстов. Занятия – с раннего утра до позднего вечера. «Вставай на место! Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Мне говорят, что ты забрасываешь учение, ты предаёшься удовольствиям, бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Я свяжу твои ноги, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

  • Слайд 10

    В Древнем Шумере существовали школы грамоты, или «дома табличек», во главе стоял «отец школы», преподаватели - «братья отца», ученики - «сыновья школы». Был и «владеющий плетью». Методика обучения – копирование и многократное повторение, механическое запоминание. Учили читать, писать и считать, заучивали поучительные истории, сказки, легенды, гимны. Преподавалась грамматика, математика, астрономия, искусство пения и музыка. Давали знания, необходимые для расчёта и строительства различных сооружений, составления торговых, правовых деловых документов.

  • Слайд 11

    В Древнем Шумере Выпускник эддубы должен был уметь выносить разумные и обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений, уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. Медицина изучалась как часть магико-религиозных культов, врачеванию обучали на высоком уровне. В более позднее время появились эддубы для девушек из знатных семей, их обучали письму, религии, истории, математике.

  • Слайд 12

    В древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы на свежем воздухе (вокруг гуру-отшельника). Позднее при храмах - школа начальная и учебное заведение более высокого уровня. Идеал воспитанного и образованного человека (высшей касты): способный к ясности суждений, рассудочному поведению и самопознанию, чистый душою, почтительный со старшими, физически совершенный, т.е. закалённый, прекрасно владеющий своим телом, знаток вед и разнообразных умений и искусств.

  • Слайд 13

    В древней Индии Для трёх высших каст после семейного воспитания и обряда инициации начиналось школьное образование. Фундаментальное образование получали только брахманы, кшатрии обучались военному делу, а вайшьи – сельскохозяйственным работам, ремеслу и торговле. Позднее с появлением буддизма изменяется идеал человека, появляются светские школы, куда берут на учёбу независимо от кастовой принадлежности. В некоторых буддистских монастырях давали повышенное образование, изучали древние трактаты по философии, медицину, логику, филологию и др.

  • Слайд 14

    В Древнем Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии. Обучались дети из высокопоставленных семей. В школе сюэ учили 6 искусствам: морали, письму, счёту, музыке, стрельбе из лука и управлению лошадью. Позднее под влиянием конфуцианства возник идеал человека. Благородный муж, знающий обычаи предков, почтительный сын, всесторонне развитый человек. Постепенно складывался культ образованности, рос престиж обученного человека, школьное дело стало неотъемлемой частью государственной политики. Возникает система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Образование в Китае - это путь к общественной карьере.

  • Слайд 15

    Европейская цивилизация

    Этапы развития: Античность – VI век до н.э. – V в. н.э. Средние века – IV – ХIV вв. Возрождение - ХV – ХVI вв. Новое время - ХVII - ХIХ вв. Новейшее время – ХХ – ХХI вв.

  • Слайд 16

    Европейская цивилизация: Античность

    Следующим этапом в развитии мировой образовательной системы стала культура, зародившаяся в Средиземноморье. Большую роль сыграл переход от клинописи к слоговому, буквенному письму. Эгейская культура заложила традицию писать строки слева направо, сверху вниз, выделять красные строки и заглавные буквы.

  • Слайд 17

    Огромную роль сыграло появление в Древней Греции городов-полисов, городов, общин и государств одновременно. Государство берёт на себя заботу об обучении юных свободных граждан. Образованность считается необходимым свойством достойного гражданина полиса. Плохой человек тот, кто «не умеет ни читать, ни плавать». Даже в годы войны нередко не прерывалось обучение. Однажды победители из города Милет наказали побеждённых запретом учиться грамоте и музыке. Когда умирал философ Анаксагор, горожане спросили, чем почтить его память, он ответил: «Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий».

  • Слайд 18

    Разные идеалы человека порождали разные системы воспитания и образования (Афины и Спарта) Афины Идеал - умственно и физически гармонично развитый человек, атлет и свободный гражданин, участвующий в демократическом управлении, патриот. Клятва греческого совершеннолетнего юноши при вступлении во фратрию своего племени: «Я не стану бесчестить священного оружия и оставлять товарища в строю. Стану один биться за святыни и законы. Я желаю оставить после себя отечество не худшем, а в лучшем состоянии. Охотно, во всякое время, я готов подчиняться судьям и законным уставам и не допущу, чтобы другие оскорбляли их или не следовали им… Боги, да будут мне в этом свидетели!»

  • Слайд 19

    Афины Важнейший принцип – агонистики (соревнования). Состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. От 7 до 16 лет –посещал две частные школы – мусическую (от 7 до 16 лет), общекультурную, где учились чтению, письму, математике, музыке и т.п., и гимнастическую (12 - 16 летние), палестру, где метали копьё, занимались бегом, борьбой, фехтованием и т.п. Учились на прекрасных поэмах Гомера «Илиаде» и «Одиссее». Позднее стали обучаться ораторскому искусству.

  • Слайд 20

    Афины В 16-18 лет наиболее образованные и способные могли продолжать обучение в гимнасиях, высших учебных заведениях, в Афинах IV- V в. до н.э. были три – Академия, Ликей, Киносарг. Завершалось обучение в эфебиях – юноши 18-20 лет учились военному делу (стрельбе из дротика, метанию катапульты, верховой езде и др.) и несли милицейскую службу. Более скромным было образование девушек, домашнее воспитание, навыки чтения, письма и музыка.

  • Слайд 21

    Спарта Её идеал – воин, бесстрашный, физически сильный и выносливый, способный переносить любые тяготы воинской службы, терпеть самую нестерпимую боль, выживать при максимальных лишениях и неудобствах, в речах лаконичный, в поступках изворотливый. Совместное образование и воспитание мальчиков, организованное полисом, начиналось с 7 лет и делилось на три этапа:

  • Слайд 22

    Спарта 1) 7 – 15 лет. Минимальное навыки чтения и письма , но большой объём физического воспитания и закалки. Грамоте учили в пределах необходимости – чтобы умел прочитать приказ и подписать своё имя. Старшие присматривали за младшими и обучали их. В 15 лет несколько экзаменов – инициаций для перехода в следующую возрастную группу. Одно из них – показательное сражение молодёжи, на котором присутствовали все – от царя до рядовых членов общины. В первый день приносили жертву богу войны, а во второй сражались без оружия и без правил. Главное – уничтожить как можно больше противников. Свобода действия и смекалки, дрались в одиночку и отрядами, вплоть до того, что выцарапывали друг другу глаза и сталкивали в ров с водой. Кто выжил – переходил к следующему экзамену – сечению у алтаря Артемиды зелёными ивовыми лозами.

  • Слайд 23

    Спарта 2) 15-20 лет. Начинался этап с года испытаний, вне стен Спарты. Отряды несли полицейскую и военную службу в условиях, максимально приближенным к реальным военным, государство объявляло «войну» илотам – закабалённому населению. Заканчивался год сечением у алтаря Артемиды. Юноши становились помощниками воспитателей. К обучению добавлялась грамматика, музыка и пение хором, обучение речи чёткой, немногословной, усиливалась физическая подготовка и военная муштра. Еду должны были добывать себе сами. Нещадно били попавшегося на воровстве за то, что попался. В 20 лет эйрен получал полное вооружение воина.

  • Слайд 24

    Спарта 3) 20-30 лет. Юноша имеет право на семейную жизнь, характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Участвует в праздниках и совместных трапезах мужчин, иногда получая право высказать и свою мысль. В 30 лет заканчивался период обязательного военного образования, и спартиат становился полноправным гражданином.

  • Слайд 25

    Спарта Воспитание и образование спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского. Физические упражнения по своей сложности не уступали мужским, по достижении определённого возраста разрешалось участвовать в военных походах, присутствовать при религиозных и военных праздниках, исполняя ритуальные песни и пляски.

  • Слайд 26

    Европейская цивилизация: Средние века

    На смену античным идеалам соревнования и самоутверждения, культу образованности, развитого ума и прекрасного тела приходит идеал смирения, «умерщвления плоти». Идеал человека – аскет, прежде всего христианин, заботящийся о спасении своей души. Главный источник знаний – Библия. Первые христианские школы катехуменов возникли ещё в Античности, в 1-2 вв. н.э, это школы не обучения, а просвещения, для тех, кто хотел сделаться членом христианской общины. (Катехизис – изложение христианского учения в виде вопросов и ответов)

  • Слайд 27

    В раннее средневековье возникли приходские школы — элементарные (малые) школы при церкви, они давали начальные знания 3—10 ученикам в области религии, церковного песнопения, чтения на латинском языке и счета и письма. Единственными учителями были дьякон или схоласт. Появляются монастыри – при них появились монастырские школы. Они развивались в тесной связи с епископальными школами, готовившими священнослужителей. Ученики собирались в кружки около епископа, получая глубокие религиозные знания.

  • Слайд 28

    Из епископальных школ в Средние века развиваются соборная и кафедральная школы повышенного типа, в которых также были внутренние общежительные школы для молодого поколения священнослужителей — и открытые (для мирян). Они располагались в крупных церковных центрах, и в них преподавался полный объем «семи свободных наук»: - тривиум (грамматика – с элементами литературы, диалектика и риторика) и - квадривиум (арифметика, география с элементами геометрии, астрономия и музыка) . К XVI в. в странах Западной Европы насчитывалось около 5 000 монастырских школ.

  • Слайд 29

    Профессиональная подготовка велась путём ученичества, при которой будущий аптекарь учился у аптекаря, будущий башмачник – у башмачника. Потребности общества породили немногочисленные светские школы счёта для детей торговцев, цеха и гильдии учреждают свои школы начального обучения. Развиваются города, и в 12 веке появляются светские городские школы, где учатся мальчики и девочки, и университеты.

  • Слайд 30

    Университет Университеты родились из кафедральных школ повышенного типа. Так возник Парижский университет (1200 г.), выросший из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме и присоединившихся к ним медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли университеты в Оксфорде (1206), в Кембридже (1231) и другие. Рождение и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами за подписью папы римского или правителя.

  • Слайд 31

    Университет Привилегии закрепляли автономию университета: право на собственное управление, суд, дарование учёных степеней, освобождали студентов от военной службы. С появлением университета оживлялась общественная жизнь, росли доходы. Если права университета ущемлялись или начиналась чума, война, он мог сняться с места и переехать в другой город. Школяры стремились туда, к тому профессору, который лучше всего знает то, что нужно школяру, могли выбрать преподавателя и из своей среды.

  • Слайд 32

    Университет Известен демократический характер университетов. Учились люди всех возрастов и национальностей, запись была довольно свободной, ректор избирался на год, иногда обязанности ректора выполнял студент. Большинство университетов имели несколько факультетов. Низшим был факультет искусств, на более высокой ступени находились медицинский или юридический, высшим был богословский. Обучение было платным, нередко помогали «спонсоры», поддерживали землячества.

  • Слайд 33

    Университет Вначале организующим началом были именно землячества, позднее появились факультеты. Учиться могли начинать и в 13-14 лет, но до степени бакалавра добирались после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора, а затем до — магистра, доктора или лиценциата. Главной формой обучения была лекция, обязательная дневная и повторительная вечерняя. Источник содержания - Библия, труды отцов церкви, сочинения философов и учёных, суммы и компендиумы по разным областям знаний

  • Слайд 34

    Университет Обучение – на латинском языке. Главная методологическая основа – схоластика. Еженедельно проходили диспуты. Для получения степени бакалавра и других студент должен был пройти через горнило специального диспута. Жизнь школяра была трудной и нередко голодной, что не мешало ему получать все удовольствия от жизни.

  • Слайд 35

    Европейская цивилизация: Эпоха Возрождения

     Идеалобразованного человека – гуманист, духовно, интеллектуально и физически развитая, общественно полезная личность. Педагогическая триада Возрождения: классическое образование, интенсивное физическое развитие и гражданское воспитание. В основе гуманитарного образования лежит studiahumanitatis- «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа». гуманистом.

  • Слайд 36

    Гуманист Лоренцо Валла перечисляет пять важных условий, необходимых для учёных занятий: «Общение с образованными людьми» «Изобилие книг» «Удобное место» «Свободное время» «Душевный покой», особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью.

  • Слайд 37

    Это эпоха: великих географических открытий, потребовавшая нового человека серьёзных экономических и начинающихся промышленных преобразований реформации – раскола Европы на католиков и протестантов. Гуманисты восстанавливают античные ценности, вводят изучение греческого языка, возрождают правильный латинский язык. Всё это повлияло на систему образования.

  • Слайд 38

    Власти и религиозные общины учреждают свои школы, особенно активно – протестанты, обучение в их школах ведётся на родном языке, даже главная учебная книга – катехизис – переведена на родной язык. Ещё раньше - Мартин Лютер впервые перевёл Библию на немецкий язык. Римско-католическая церковь открывает воскресные школы для низших слоёв населения, благочестивые школы для бедных.

  • Слайд 39

    Формируются школы трёх типов – элементарного, общего повышенного и повышенного образования. Появляются учебные заведения повышенного общего образования : городские (латинские) школы, гимназии в Германии грамматические и публичные школы в Англии коллежи во Франции дворянские (дворцовые) школы в Германии и Италии школы иезуитов в Италии, Франции, Австрии.

  • Слайд 40

    Широко известна стала дворцовая школа в Мантуе, под руководством В. де Фельтре, названная «Дом счастья», в которой реализовывалась идея гармонического развития «тела, ума и сердца». Девиз В. де Фельтре: «Я хочу научить учеников мыслить, а не болтать всякий вздор». Предпочтение отдавалось классическим языкам и литературе, читали Гомера, Цицерона, Вергилия, Демосфена. Изучали математику, логику, живопись, музыку, правила этикета, искусство танца. Новшеством было совместное обучение мальчиков и девочек, отсутствие телесных наказаний.

  • Слайд 41

    Высшее образование представлено университетами, количество которых растёт. В XV веке в Европе 80 университетов, а в XVI – 180. Свои университеты открывают иезуиты. Часть университетов осталась верна старой схоластической традиции. Ряд университетов сделался центрами образованности в духе Возрождения. Это университеты Италии во Флоренции, Милане, Риме, Парижский университет во Франции.

  • Слайд 42

    На протяжении XV-XVI вв. место учителя-священника в начальной школе занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку. Изменяется социальное положение учителя, который раньше жил на подношения общины и прихожан, теперь он официально оплачивается общиной.

  • Слайд 43

    Европейская цивилизация: Новое время

    ХVII - ХIХ вв. очень насыщены социальным потрясениями и культурными переменами. Это время: революций и войн, нового мировоззрения, нового научного, теоретического и опытного подхода к изучению мира, секуляризации и демократизации жизни. ХVIII век – век Просвещения, ХIХ - век промышленного переворота. В результате система образования претерпела изменения

  • Слайд 44

    В середине ХVII века Я.А. Коменский, философ и педагог, пишет «Великую дидактику», обобщает опыт предшественников и создаёт стройную систему всеобщего образования школьную систему, которая существует и поныне. Классно-урочная система, объединение учеников в классы по возрасту, границы учебного года, наглядность как важнейший дидактический принцип, опора на природные дарования ребёнка, «обучение всех и всему без различия полов и сословий».

  • Слайд 45

    В ХIХ веке образование начинают рассматривать как фактор национального развития. Введено всеобщее обязательное светское образование. В Европе возникают специальные государственные структуры управления образованием: министерство, или Бюро, или Департамент образования. Вводится финансирование и субсидирование школ. Разрешены частные школы, так в Англии учебное заведение мог открыть любой человек с достаточными средствами. Часто было так, что начальное образование могли получить любые слои населения, но среднее образование было доступно немногим из-за высокой платы.

  • Слайд 46

    Появились начальные школы повышенного типа, в которых стали изучать и дополнительные предметы: право, делопроизводство, бухгалтерию, иностранные языки и т.п. Впервые появляются наряду с частными общественные заведения женского среднего образования. Появились учебные заведения для подготовки педагогов.

  • Слайд 47

    Во многих европейских странах и США странах складывается государственная система трёх уровней образования. Если к началу ХIХ века основной формой обучения стала школа классического типа с опорой на древние языки и литературу (например, Германии городская, латинская школа и гимназия), то к концу осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Так возникли: неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии муниципальные коллежи и лицеи во Франции академии и дополнительные учебные заведения в США.

  • Слайд 48

    Европейская цивилизация: Новейшее время

    Уже в первой половине ХХ в. в мировой школе происходили существенные сдвиги. Причины: рост требований к объёму знаний, умений и навыков для учащихся, новые исследования о природе детства практический опыт учебных заведений усиление контактов педагогов в международных масштабах и др.

  • Слайд 49

    Система образования подверглась резкой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры. Педагогические теории были поставлены под сомнение. Эти теории, нацеленные в основном на формирование культуры мышления, предусматривали жёсткое управление педагогическим процессом и отводили в нём первостепенную роль учителю.

  • Слайд 50

    Поиск путей модернизации образования был направлен на обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания, на формирование творческого отношения к учёбе. Появились экспериментальные, или новые, школы и сельские воспитательные дома, например: школа де Рош(Франция), в которой было усилено трудовое обучение, занятия искусством и культурный досуг, расширено преподавание новых языков, быт был максимально приближен к семейному, в школе существовало самоуправление.

  • Слайд 51

    2. Воспитательный дом в Ильзенбурге (Германия), построенный на идее свободной общины – сотрудничества детей и взрослых, обучение в них давало представление обо всех сферах человеческой деятельности, в них не было классно-урочной системы и стабильного плана. 3. Школа в Дальтоне (США), представлявшая собой новый тип учебного заведения – Дальтон-план. Его суть – учебная программа разбивалась на подряды (контракты), и порядок и темп выполнения подрядов являлся личным делом учащихся. 4. Школа для жизни, или Эрмитаж. В начальных классах основой являлись центры интересов, они группировали материал вокруг потребностей детей.

  • Слайд 52

    Современная система образования за рубежом претерпела изменения: произошло резкое расширение сети высшего образования, более демократичным стал состав студенчества, сложилась система повышения квалификации, одновременная подготовка в нескольких учебных заведениях, школа стала во многих странах приоритетным объектом финансирования, усилилась тенденция сочетания централизации и децентрализации в управлении, широкой автономии.

  • Слайд 53

    Появились особые школы для одарённых детей, особое внимание уделяется вопросам обучения детей-инвалидов. Возникли открытые школы, в которых главный акцент делается на тесную связь с окружающим миром, и альтернативные школы, делавшие ставку на кардинальную перестройку главных компонентов школы. Техника, телевидение, интернет внесли серьёзные изменения и в образовательные системы.

  • Слайд 54

    Развитие отечественной системы образования

    Этапы : Х- ХVII вв. – Средневековая Русь ХVIII в. век Просвещения ХIХ век ХХ – ХХI вв.: 1) 1917 – 1992 2) 1992 – настоящее время

  • Слайд 55

    Средневековая Русь История отечественного образования ведёт отсчёт от принятия христианства. Русь восприняла образец византийской монастырской образованности. Старославянский язык, на котором велось богослужение, близок к родному, поэтому элементарное обучение оказалось не таким сложным, как при освоении латинской грамматики. Первые учителя – болгарские книжники, бежавшие в Киев. Из Болгарии пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «О письменах» и другие. Х- ХIII вв. – это Киевская Русь.

  • Слайд 56

    Средневековая Русь Первая школа учения книжного (дворцового повышенного типа) открылась при князе Владимире в Киеве в 988 г. Вскоре открываются школы в Новгороде и в центрах других княжеств. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям). Ученик мог изготовить и сам изборник – переписать, проиллюстрировать и переплести. В монастырях и в княжеских домах появились библиотеки.

  • Слайд 57

    Средневековая Русь Начальное образование ограничивалось обучением чтению, усвоением молитвенных текстов и церковным пением. На Руси не сложилось стабильного социального института образования. Начальное образование получали либо в семье, либо у мастера грамоты, совмещавшего педагогическую профессию с другой. Он учил всех без деления на сословия. Мастер мог обучать несколько человек, которые и составляли «училище». Найденные в Новгороде берестяные грамоты ХIII в. свидетельствуют о распространении грамотности на Руси.

  • Слайд 58

    Средневековая Русь В результате нашествия татаро-монгол уровень образования резко снизился. В упадок пришло учение книжное. В середине ХIII в. был сожжён Киев. На Руси горели книги, убивали книжников и мастеров грамоты.

  • Слайд 59

    Средневековая Русь В позднее Средневековье, в эпоху ХIV – ХVI (Московское государство) и ХVII в.(Русское государство) основными центрами образованности и книжной культуры стали монастыри. При этом уровень образования даже среди священников понизился. Главное внимание направлялось на воспитание. Опорой в воспитании была «Псалтирь» и книги педагогического дидактического характера: «Пчела», «Домострой».

  • Слайд 60

    Средневековая Русь Образование как социальный институт не сложилось в систему. Дети знати училась дома у приглашённых иностранцев, дьяки и подьячие – у старших наставников. По-прежнему существовали учителя грамоты. Высшего уровня образования не было. Проблема приобрела остроту. В ХVI в. Стоглавый собор постановил «учинити училища в домах священников, дьяконов и дьячков» в Москве и других городах. При монастырях открываются школы грамоты. В них учились только мальчики. В это время появляется первый печатный учебник – «Азбука» (И. Фёдоров).

  • Слайд 61

    Средневековая Русь Невежество становилось опасным, в ХVII в. назрел вопрос о выборе пути: Латинофильский (С. Полоцкий) Византийско-русский (К. Истомин) Славяно-греко-латинский (братья Лихуды) Старообрядческий (протопоп Аввакум) Пошли по славяно-греко-латинскому, с учётом западной традиции, обучение греческому и латинскому языкам. Появились учебные заведения повышенного типа. Школа Лихудов превратилась в Славяно-греко-латинскую академию.

  • Слайд 62

    ХVIII в. - век Просвещения 1700-е годы – переломные в истории российского образования. Водораздел проходится на время правления Петра I. Сам будущий государь до 10 лет обучался по-старому: подьячий обучал его грамоте, прошёл с ним азбуку, часослов, псалтирь, евангелие, уроки русской истории. С 10 лет Пётр учится под руководством иностранцев математике, артиллерии, геометрии, фортификации, баллистике, кораблестроению, немецкому и голландскому языкам.

  • Слайд 63

    ХVIII в. - век Просвещения Образовательные реформы Петра резко повернули Россию. Создаются школы и учебные заведения нового типа, например, Московская школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701), от неё ведёт начало инженерного образования в России. С этого момента идёт развитие образования. Создаются и другие школы повышенного типа

  • Слайд 64

    ХVIII в. - век Просвещения При заводах создают горные училища, в городах - светские элементарные школы с математическим уклоном, архиерейские школы для детей духовенства, закрытые учебные заведения для детей знати (например, кадетский корпус). Обучение велось на русском языке. От Петра пошла традиция посылать молодых дворян учиться за границу. С Петра начинается и медицинское образование – в 1706г. он велел устроить «гошпиталь» в Москве и при нём – медицинскую школу.

  • Слайд 65

    ХVIII в. - век Просвещения В 1725 г. создана Академия наук. В 1755 г. - Московский университет (философский, медицинский и юридический факультеты). Огромную роль в реформах образования, в создании университета, в демократизации обучения в гимназии при Академии наук сыграл М.В. Ломоносов (1711-1765) как теоретик и практик. Он первым стал читать лекции для студентов на русском языке.

  • Слайд 66

    ХVIII в. - век Просвещения Периодом наивысшего развития школьного дела во второй половине ХVIII в. оказалось царствование Екатерины II. Развиваются государственные и частные учебные заведения. Открываются: Академия художеств и воспитательные училища для мальчиков при ней и Академии наук, институт благородных девиц (Смольный институт), малые и главные народные училища для средних слоёв населения

  • Слайд 67

    ХIХ в. - 1917 г. Уже в 1802 г. впервые создано Министерство народного просвещения – специальный государственный орган для управления и контроля. В начале ХIХ в. в России за образец была принята за образец прусская система образования – школы создавались по аналогии с немецкими классическими гимназиями.

  • Слайд 68

    ХIХ в. - 1917 г Оформилась национальная система образования в 4 ступени: Университеты (высшая) – для выпускников классических гимназий Гимназии (средняя) – для детей дворян и чиновников преимущественно Уездные училища (промежуточная) – для детей купечества, промышленников и дворян, которые по бедности не могут обучать их в других. Приходские школы (низшая) – для детей крестьян, мещан и ремесленников В гимназии и университеты по-прежнему не допускались дети крепостных крестьян и девочки.

  • Слайд 69

    ХIХ в. - 1917 г. Университеты – в Москве, Петербурге, Вильно, Дерпте, Харькове, Казани, Томске и др. Частные учебные заведения, пансионы, домашнее воспитание (с гувернантками, домашними наставниками и репетиторами).  Во второй половине ХIХ в. складывается высшая профессиональная школа – от технической до музыкальной. К концу века в России 9 университетов, 3 высших школы гуманитарного профиля, 8 – технического, 3 сельскохозяйственных, 6 медицинских и ветеринарных, 5 военных и 7 духовных академий, 2 женских высших курсов. Всего 25 000 студентов.

  • Слайд 70

    ХIХ в. - 1917 г Огромную роль в развитии образования сыграли земства. Земства: открывали начальные сельские школы, создавали учительские семинарии, проводили курсы и съезды учителей, создавали в деревнях внешкольное образование: школы и курсы для взрослых, библиотеки и читальни, народные чтения, первые сельские ясли и игровые площадки для дошколят, летние трудовые лагеря, иногда при школах – ремесленные классы, пчельники, питомники.

  • Слайд 71

    ХIХ в. - 1917 г Итоги века, 1896 год: Один учащийся средней школы приходился: Во Франции на 300 тыс. населения В Англии – на 202 тыс. В США – на 83 тыс. В России - на 564 тыс.

  • Слайд 72

    ХХ – ХХI вв. 1917 – 1992 гг. – советский период 1992 г. – 2013 – постсоветский период В 1992 г.принят «Закон об образовании в Российской Федерации»

  • Слайд 73

    советский период После Октябрьской революции 1917 г. началось разрушение старой образовательной системы. Частные учебные заведения были запрещены, все учебные заведения подчинены советской власти и большевистской идеологии. Воспитание строится по принципу подчинения личности интересам общества, и в дальнейшем весь период шло усиление бюрократизации и стандартизации системы образования.

  • Слайд 74

    советский период Но сохраняются все три уровня системы образования, взят курс на абсолютную светскость образования, право на образование независимо от пола, национальности и социальной принадлежности, обучение на родном языке, совместное обучение мальчиков и девочек, присутствие производительного труда в обучении, ликвидацию неграмотности.

  • Слайд 75

    советский период Серьёзные социальные потрясения создали и серьёзные проблемы в развитии системы образования. Страна в этот период пережила Гражданскую и Великую Отечественную войны, голод и разруху, сталинские репрессии, что вело к недостатку финансирования и квалифицированных кадров, к нехватке школьных зданий и др. Это тормозило рост грамотности, так, к концу 50-х годов 33% населения имело 1-2 класса образования или было неграмотным.

  • Слайд 76

    советский период Даже в годы войны (1943-44 гг.) принимаются решения по вопросам образования: открываются школы рабочей молодёжи, открываются вечерние школы в городе и на селе, устанавливаются выпускные экзамены по окончании начальной, семилетней и средней школы, с этих лет награждают выпускников средней школы золотыми и серебряными медалями.

  • Слайд 77

    советский период В этот период существовали все три уровня системы – начальное, среднее и высшее образование. Профессиональное образование имело средние учебные заведения – техникумы и училища. В вузах была дневная, вечерняя и заочная форма обучения. К 1980 г. было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения, планировалось ввести обязательное десятилетнее.

  • Слайд 78

    советский период 1914-1915 уч. год - в России 105 вузов обучалось 127,4 тыс. человек. 1975 г. в СССР - 856 вузов, в т. ч. 65 университетов обучались более 4,9 млнстудентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие.

  • Слайд 79

    советский период При всех проблемах и трудностях средняя школа обеспечивала хорошую предметную подготовку, а высшая давала фундаментальные и профессиональные знания высокого уровня. Образовательная система соответствовала сложившейся социокультурной системе, но изменения в ней потребовали и перемен в системе образования. В 90-е годы началась кардинальная перестройка.

  • Слайд 80

    постсоветский период Современная система образования в России строится на принципах: демократизма, гуманизма, сочетания централизации и децентрализации, диверсификации, свободы и плюрализма, включения в мировое образовательное пространство при сохранении собственного единого образовательного пространства.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке