Содержание
-
Урок в 10 классе.Тема урока: « Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли». Реформы Александра Первого.Учителя истории МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова Лобачева Нина Николаевна Лобачев Михаил Петрович.
-
Цели урока.1.«Вызов»: Активизировать у учащихся имевшиеся ранее знания. Пробудить интерес к теме. Помочь учащимся определить цели изучения предстоящего учебного материала.2.«Осмысление»: Работа учащихся с текстом для осмысления и понимания событий.3. «Рефлексия»: Формирование личностного отношения к событиям и своей позиции в предложенной учителем дискуссии.
-
Учащимися формулируются задачи урока: 1. Почему Александр Первый начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?2. Что это были за реформы?3. Чьё недовольство они вызвали и почему?План урока:1. Россия на рубеже 18-19 вв.2. Реформы Александра Первого.3. Итоги преобразований.
-
Вопросы к классу: 1. Вспомните основные черты социально-экономического развития Российской империи на рубеже 18-19 вв.
-
Территория.
-
Города.
Нижний-Новгород
-
Москва
-
Санкт-Петербург
-
Промышленность.
-
Торговля.
-
2. Вспомните определение термина «сословие». Какие сословия были в то время в России? Охарактеризуйте положение сословий.Дворяне Худ. И.Н. Никитин Портрет Г.И. Головкина.
-
Духовенство Худ. В.Г. Перов. Чаепитие в Мытищах.
-
КупечествоХуд. В.Г. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.
-
МещанеХуд. В.Г. Перов. Парижские тряпичники
-
КрестьянеХуд. И.Н. Крамской. Полесовщик.
Государственные Крепостные.Худ. Н.В. Неврев. Торг.
-
Казачество
-
3.Какой властью обладал император России на рубеже 18 - 19 вв.? Императором в 1801 году стал Александр Первый. 1801-1825 годы правления.
-
4.Какое воспитание получил будущий император? «Лагарп – ходячая либеральная книжка».( В.О. Ключевский). «Тонок как бритва; Остер как кончик иглы; Фальшив как пена морская». Сделайте вывод о взаимоотношениях между Екатериной II - Павлом I и Александром I.
-
-
5.При каких обстоятельствах Александр I вступил на престол?
-
6.Какую задачу ставили перед собой близкие друзья Александра I и он сам? Какие преобразования начинает «Негласный комитет»? «Дней Александровых прекрасное начало…» А.С. Пушкин
-
Негласный комитет: В.Кочубей П.Строганов Н.Новосильцев А.Чарторыйский
-
Указ от 20 февраля 1803 г.О « вольных хлебопашцах».Монополия дворянства наземлю была нарушена.
-
Схема государственного управления в начале 19 в.
Император – глава государства. (Высшая законодательная, распорядительная власть.) Комитет министров. Сенат. Министерства. Объясните принцип работы министерств и их отличие от коллегий. Назовите новые функции сената.
-
Деятельность Сперанского М.М.Неизвестный художник. Портрет графа М.М. Сперанского
Проект «Введение к уложению государственных законов» 1810. Государственный Совет.
-
Государственное управление (по М.М. Сперанскому.) Император Государственный Совет Государственная Дума Комитет министров Министерства Сенат Объясните, какие новые принципы управления страной предложил М.М. Сперанский ?
-
Государственное управление(по Александру I).
Император Государственный Совет Комитет министров Сенат Министерства Какое преобразование император одобрил и почему?
-
Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель, И Совета он учитель, А царю он – друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести – Кто же он? Преданный без лести, ( ………………..) грошевой солдат. Триумф России в войне с Наполеоном открывал Александру возможности для продолжения в стране тех реформ, о которых он мечтал… Что предпринимает император?
-
Проект общероссийской крестьянской реформы. А.А. Аракчеева. 1818 г.Худ. И. Лампи .А.А. АракчеевВ чем суть проекта?И каков его итог?
Организация Военных поселений. 1818 г. Что это был за проект? И каков его итог?
-
Проект «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. 1820 г. Выясните суть проекта и его судьбу.«Царь хотел нам дать права…Но никто его не понял…» (Адъютант императора генерал Данилевский).
-
Властитель слабый и лукавый… …Над нами царствовал тогда. А.С. Пушкин.
-
Реформы Александра Первого
Были приняты: - «Указ о вольных хлебопашцах». - Комитет министров. Сенат. - Министерства. - Государственный Совет. - Военные поселения.
-
Не были приняты: - Проект Конституции М.М.Сперанского. - Проект Конституции Н.Н.Новосильцева. - Проект общероссийской крестьянской реформы А.А. Аракчеева.
-
Пробуждение сердца,но не пробуждение мысли.русский историк Георгий Флоровский.Почему Александру Первому так и не удалось осуществить те реформы, о которых он мечтал в юности?А что в итоге получила Россия?
-
Размышление (рефлексия):Представьте, что вы являетесь близким другом Александра Первого.Какие преобразования в России могли бы ему предложить? И, зная его характер, как бы реализовали эти преобразования?.
-
Методическая литература:1.Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 17-19 века. Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 6-е изд.- М.: ООО « ТИД « Русское слово – РС» 2008. – 480 с.: ил.2. Кеворкова Н. Россия в царствование Александра Первого.//Преподавание истории в школе.- 1998.- №2.3. Кеворкова Н. Россия в царствование Александра Первого.//Преподавание истории в школе.- 1999.- №2.
-
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.