Презентация на тему "Романская церковная архитектура" 6 класс

Презентация: Романская церковная архитектура
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Романская церковная архитектура" по истории. Презентация состоит из 23 слайдов. Для учеников 6 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 3.01 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Романская церковная архитектура
    Слайд 1

    РОМАНСКАЯЦЕРКОВНАЯАРХИТЕКТУРА

    Учитель истории и обществознания Телеш Евгения Геннадьевна МБОУ СОШ №8 город Каменск-Шахтинский

  • Слайд 2

    В ночь с 31 декабря на 1 января 1000 года все ждали конца света. Рим был переполнен паломниками. Когда колокол ударил полночь, вся толпа пала на землю. И страшный рёв потряс Рим и его окрестности. Десятки тысяч собравшихся возопили: «Помилуй!» Колокол пробил последний раз. И ничего не произошло. Конец света не наступил. Возликовавшая толпа в едином порыве запела: «Тебя, Господи, хвалим!» Наступило утро. Вскоре после этого повсеместно приступили к постройке церквей. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости. Каждая христианская община спешила воздвигнуть каменный храм. Причём храм-крепость, ибо после распада в империи Карла Великого в Европе наступил период феодальной раздробленности, когда набеги и сражения стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Так родился романский стиль архитектуры, более всего проявившийся в соборах и замках крепостного характера. В основу храма легла римская базилика, но сильно видоизменённая. Базилика — тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечётного количества (3 или 5) нефов — продольных залов, разделённых столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых, освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда. Преимуществом его по сравнению с другими крытыми строениями, были большие размеры внутренних помещения. С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции. В христианских храмах на смену им пришли каменные своды — цилиндрические или крестовые.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции. В христианских храмах на смену им пришли каменные своды — цилиндрические или крестовые.

  • Слайд 5

    Постепенно церковные службы обретали всё большую пышность и театральность. Увеличивалось число служителей и певчих, принимавших в них участие. В конце концов настал момент, когда хор — площадка перед алтарём уже не могла их всех вместить. Тогда в конце IV века в восточной части базилики появился поперечный неф — трансепт.

  • Слайд 6

    Храм в плане стал напоминать вытянутый крест. Такая форма воплощает идею «крестного пути», пути страданий и искупления, которая составляет основную идею католичества.

  • Слайд 7

    Грандиозные размеры собора внушали мысль о слабости человека. Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Подобно замку-крепости, он увенчан несколькими башнями. Для того чтобы подчеркнуть центр базилики и придать новой форме храма композиционную красоту, на перекрестии центрального нефа и трансепта начали сооружать световую башню с высокой пирамидальной крышей (в Европе) или купол на барабане с окнами (в Византии и России). Вторая башня служила колокольней. Колокола сзывали на молитву, их звон служил своего рода часовой мерой. Третья башня служила наблюдательной вышкой. Окружённый крепостной стеной город был деревянным, храм зачастую был единственным сооружением из камня и являлся последним рубежом обороны. С его башни можно было заметить приближение врага и успеть снести под защиту его каменных стен в час опасности богатства города. Потом уже появились и другие башни. Их могло быть и 6, и 7, и 9. Но сооружали башни уже лишь для красоты и величия всего строения, да ещё для освещения. Над боковыми нефами может находиться галерея — эмпоры.

  • Слайд 8

    От римлян заимствовали и арки. Но архитекторы словно играют ими. Возьмём окно: одна узкая перспективная арочка-бойница; две (бифорий) узкие арочки с общей небольшой колонкой посередине расположенные в раме большой арки; три узких арочки, разделённые колонками. Характерный для романской архитектуры цилиндрический свод даёт очень большую нагрузку на стены. Окна поэтому были очень небольшого размера, чтобы не ослабить конструкцию. Окна Базилики Св. Георгия в Пражском Граде. 920 г. Окна Церкви Св. Андрея в Кёльне

  • Слайд 9

    Романское окно (бифорий). Церковь Сент-Этьенн в Невере. Фрагмент интерьера. Франция. 1063—1097 гг. 25

  • Слайд 10

    При огромной толщине стен, нужно было либо делать две двери наружную и внутреннюю. Либо решить проблему иначе. Стали делать перспективный портал — в толще стены (и немного за её пределами) располагали ряд уменьшающихся к двери арок. Их покрывали рельефами. Получился величественный и красивый вход в храм. Порталов могло быть несколько — у прямых входов в каждый неф, и сбоку. Дело в том, что вход в романский собор мог находиться сбоку, или посередине базилики, или в торцах трансептов. Перспективный портал церкви Бенедиктинского аббатства Дам в городе Сенте (Аквитания, Франция). 1047 г.

  • Слайд 11

    Перспективный портал церкви Бенедиктинского аббатства Дам в городе Сенте (Аквитания, Франция). 1047 г. -1

  • Слайд 12

    Арки опираются на мощные опорные колонны с так называемой романской капителью — в виде перевёрнутой остриём на ствол колонны, расплющенной тяжестью свода пирамиды. Появилась и капитель с рельефами. Как правило, в отличие от античных времён, рельефы капителей колонн одного здания не повторялись. На них можно было видеть как реальных. Так и фантастических существ. Сюжеты из Библии или повседневной жизни. Романская капитель. Базилика Св. Георгия в Пражском Граде. 920 г. Проклятие Хама и Строительство Вавилонской башни. Рельефы на капителях сдвоенной колонны клуатра бенедиктинского монастыря в Монреале — южном пригороде Палермо (Сицилия, Италия)

  • Слайд 13

    Членение внутренней стены храма на три яруса является типичной чертой романской архитектуры. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках. Третий самый высокий ярус образуют окна. Так как окна как правило в романской архитектуре имели полуциркульную форму, то боковая стена представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой колонн, а та, в свою очередь — редко расположенными арками высоких окон. Базилика Сен-Реми (святого Ремиглия) в Реймсе

  • Слайд 14

    Как ожерелье под самой крышей апсиды, а иногда и вдоль всего фасада тянется аркатурный фриз (аркатура). Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Если арки опираются на колонны, полуколонны или пилястры, получается акратурно-колончатый фриз. На Руси часто использовали пояс, в котором нижние концы колонок не доходят аркатурно-колончатый до основания стены, а вырастают из декоративных подпорок (кронштейнов). Аркатурно-колончатый фриз во всю длину стены здания Кампосанто (мемориального кладбища) в Пизе, Италия. 1278—1464 гг.

  • Слайд 15
  • Слайд 16

    В раннем романском стиле принято было покрывать стены живописью, но уже с конца XI в. появились и стали господствовать рельефы, особенно на порталах, фасадах и капителях. Например, бронзовые двери церкви в Хильдесхейме — один из ранних романских рельефов — здесь 16 сцен из Ветхого и Нового Заветов. Рельефы простодушны и грубоваты, словно никогда не было изысканной и утончённой античности. Бог уличает Адама и Еву. Фрагмент рельефа бронзовых дверей церкви Святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе) в Хильдесхейме (Германия). 1008—1015 гг.

  • Слайд 17

    Вторым по популярности местом расположения рельефов являются Капители колонн. Полулюди-полуптицы на капителях сдвоенной колонны клуатра бенедиктинского монастыря в Монреале (Monreale) — южном пригороде Палермо (Сицилия, Италия)

  • Слайд 18

    Магдебургские врата Софийского собора. Мастера-литейщики Риквин и Вайсмута и русский мастер Авраам. 1153 г Грешники в аду. Фрагмент Магдебургских врат Софийского собора.

  • Слайд 19

    Народные, языческие основы особенно отчётливо видны в изображениях различных существ на капителях и у подножия колонн соборов, на окнах и рельефах стен: здесь и львы, и полуящеры-полуптицы, и обезьяны, и всякого рода фантастические существа. Не случайно церковные деятели часто не одобряли скульптурного убранства храмов. Монстр над полуколонной у центрального портала западного фасада Собора Санта Мария Ассунта в Пизе. Драконы на арке левого портала Собора Санта Мария Ассунта в Пизе

  • Слайд 20

    Особую роль играли рельефы полукруглых тимпанов над входами в соборы. Здесь как бы проходила граница двух миров — мирского, грешного и церковного, священного. Чаще всего здесь помещали сцены Страшного суда, как на тимпане собора Сен Лазар в Отеке (Франция). Страшный суд — это, по христианскому учению о конце света, предстоящий в «конце времён» суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми, когда-либо жившими людьми, воскресшими во плоти в этот день. Они получают сообразно со своими делами либо вечные блаженство в раю, либо вечное наказание в аду. На рельефе тимпана огромная фигура Христа окружена святым сиянием, которое поддерживают четыре ангела. Слева от Христа изображены праведники, попадающие в рай (ангелы помогают им влезть на стены). Справа — взвешивание души и ад, внизу длинной чередой идут на суд воскресшие из мёртвых. Бог в романских рельефах представлен как судья и защитник, он не парит высоко над миром (как в Византии или на Руси), а непосредственно окружён праведниками и грешниками. Рельеф, изображающий св. Йиржи (Георгия), сражающегося с драконом. Скульптор Бенедикт Рид. Южный портал Базилики святого Георгия в Пражском Граде.

  • Слайд 21

    Сцены Страшного суда на тимпане собора Сен Лазар в Отеке (Франция). 1130-1145 гг.

  • Слайд 22

    Мадонна с младенцем. Полихромная древесина с драгоценными камнями. Ок. 1210 г. Рим, Палаццо Венеция Богоматерь с младенцем тоже вполне земная с простоватым лицом одной из местных жительниц. Мадонна с младенцем. Полихромная древесина. 1100 г. Из часовни Сен-Виктор-Монтвьяне (Франция) Стоит добавить, что соборы строили очень долго. Порой столетиями. За это время архитектурный стиль изменялся и заложенные в романском стиле здания приобретали готические черты.

  • Слайд 23

    Пьяцца деи Мираколи (Piazza dei Miracoli — Площадь Чудес), официальное название Пьяцца дель Дуомо. Пиза. Шедевром романского стиля принято считать архитектурный ансамбль в Пизе, включающий в себя собор (1063—1160), баптистерий (крещальню) и кампанилу (колокольню), известную всему миру как падающая Пизанская башня (1174—1372).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке